Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 09.05.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Самбаева, И. Е. Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. Е. Самбаева, А. С. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80888/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Одной из таких форм является сотрудничество.

Ключевые слова: дошкольники, нарушение слуха, сотрудничество, психолого-педагогическое сопровождение.

Введение . Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Взаимный интерес и сотрудничество — вот главные черты подлинного взаимодействия с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия воспитания дошкольников и подготовки к школе. Слух — уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. Поскольку коммуникационные навыки играют не последнюю роль в сотрудничестве, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.

Формулировка цели статьи. Целью данной статья являетсяпоиск оптимальных решений по развитию навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Изложение основного материала статьи. Задача развития и формирования навыков сотрудничества актуальна не только для воспитания детей имеющих нормальное психическое и сенсорное развитие, но и в большей мере — для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и для детей с нарушенным слухом.

Изучение данного вопроса и анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что исследования в данном направлении немногочисленны.

В настоящий момент не существует единого и общепризнанного определения категории сотрудничества. В науке сложились различные трактовки понятия: как совместная деятельность, как стратегия поведения в конфликте и сам процесс разрешения проблем, как освоение навыка выслушивать собеседника, как процесс найти взаимно удовлетворяющее решение. Мы опираемся на определение, в котором сотрудничество как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

В норме формирование навыков сотрудничества складывается к старшему дошкольному возрасту и совершенствуется на протяжении всей жизни. Группа старших дошкольников в детском саду — это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка. У детей этого возраста активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи, способность объединяться в небольшие группы, обсуждать и согласовывать действия и оценивать полученный результат. Взаимный интерес и сотрудничество — вот главные черты подлинного взаимодействия с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия воспитания дошкольников.

Формирование навыков сотрудничества у детей с нарушенным слухом имеет свои особенности, так как нарушение слуха — это, в первую очередь, «коммуникативное нарушение, которое происходит из-за отсутствующей или ограниченной способности ребёнка воспринимать информацию и уметь на неё реагировать. Вследствие этого психическое развитие ребёнка с нарушенным слухом во всех сферах становления личности затормаживается» [1].

В условиях воспитания детей с нарушенным слухом в детских садах компенсирующего I (II) вида ведущая роль в организации межличностного общения принадлежит взрослым [2]. Но, несмотря на специально организованную работу по формированию взаимодействия таких детей друг с другом, надо отметить, что все равно, «нарушение слуховой функции ограничивает межличностные контакты, что ведет к обеднению опыта социального общения и несовершенству межличностных отношений», а также к замедленному темпу развития коммуникативной потребности. Вербальные средства коммуникации заменяются жестовой речью [3].

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В процессе этой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой [4]. В процессе сюжетно-ролевой игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Совместное с партнером сюжетосложение сближает игру с речевой деятельность, в которой дети развивают навык связного повествования. Особенность этих игр является то, что в них вводятся правила игрового взаимодействия, в результате возникает речевое взаимодействие участников игры — диалог [5]. Необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушенным слухом резко снижено понимание обращённой речи, поэтому необходимо следить за тем, как ребёнок понимает взрослого. С этой целью учитель-дефектолог (или воспитатель) просит его называть и показывать игрушку, о которой идет речь в игре.

Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической работы, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей сотрудничества (от совместно-индивидуальной и совместно-последовательной модели к совместно-взаимодействующей) и возможность самостоятельного, их использования адекватно поставленным задачам.

Таким образом, сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Совместная деятельность мотивирует детей с нарушенным слухом активно пользоваться речью в процессе взаимодействия. Активное пользование речью и является одним из важных условий формирования навыков сотрудничества детей с нарушенным слухом.

Литература:

  1. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка:Сурдопедагогика как наука: [Учеб. пособие] [Текст] / П. А. Янн; [Пер. с нем. Л. Н. Родченко, Н. М. Назарова]. — Москва: Академия, 2003. — 247
  2. Головчиц, Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. [Текст] /Л. А. Головчиц. Москва: ООО умиц «Граф пресс», 2003. — С.160.
  3. Речицкая, Е. Г. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» [Текст]/ Е. Г. Речицкая, К. И. Туджанова, Е. З. Яхнина. — Москва: ВЛАДОС, 2020. — 285 с
  4. Богданова,Т. Г. Сурдопсихология [Текст]/ Т. Г. Богданова. — Москва: Академия, 2002. — С. 203.
  5. Арушанова А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4–5 лет [Текст] / А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — С.112
  6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. — Москва: Советский спорт,2004. — С. 303..
  7. Герасименко, Ю. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] / Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова — Урал. 2004. — С.43.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушенный слух, ребенок, совместная деятельность, дошкольный возраст, сотрудничество, формирование навыков сотрудничества, взаимный интерес, межличностное общение, подлинное взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение.


Задать вопрос