Анализ административной ответственности должностных лиц за нарушения требований охраны труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 09.05.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Голощапов, Е. М. Анализ административной ответственности должностных лиц за нарушения требований охраны труда / Е. М. Голощапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80872/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается порядок применения административной ответственности к должностным лицам в области охраны труда.

Ключевые слова: охрана труда, административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях.

Человек в процессе своей деятельности постоянно находится в области потенциальной опасности и рабочее место не является исключением. В наше время во многих организациях высока вероятность причинение вреда здоровью сотрудникам.

Охрана труда, согласно ч. 1 ст. 209 ТК РФ, это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие раскрывает, что безопасность труда должна обеспечиваться любыми методами: правовыми, экономическими и другими. Большую роль играет правовое обеспечение охраны труда. Оно закрепляет, формирует и реализует защиту прав работников на достойные условия труда и обеспечение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

Регулирование основных положений охраны труда осуществляется нормами трудового права. На это направленны раздел X «Охрана труда» ТК РФ и раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Для обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, применение средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и компенсаций на предприятиях проводят в обязательном порядке специальную оценку условий труда всех рабочих мест один раз в пять лет. Это предписывается Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [2].

Результаты проведения СОУТ применяются для разработки мероприятий, направленных для улучшения условий труда, организация и проведение медицинских осмотров, определение применения видов СИЗ, установление работникам компенсаций за работу на вредном и (или) опасном производстве и многое другое. Прохождение специальной оценки и её результаты очень важны для предприятия не только для защиты людей, но и во избежание штрафов работодателя, и в установление страховых взносов с учетом класса условий труда.

С введением специальной оценки условий труда ужесточена административная ответственность работодателей за нарушение требований охраны труда.

За несоблюдение требований охраны труда нарушитель может быть привлечен к следующим видам ответственности: дисциплинарной, материальной, административной, уголовной. Первые два вида предусмотрены только в отношении уполномоченного должностного лица за совершение нарушений в данной сфере, которые могут быть отнесены к незначительным. Административная ответственность наступает за более серьезные нарушения правил в этой области и применяется не только к должностному лицу, но и непосредственно к организации.

Административная ответственность выполняет функцию предостережения. Это позволяет избежать новых и последующих нарушений правил охраны труда, включая соблюдение режима и осуществление специальной оценки труда.

Работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства, а государственные исполнительные органы — контролировать.

Государственными исполнительными органами в данном случае будут являться государственной инспекции труда и прокуратурой Российской Федерации. Одним из множества приоритетных направлений деятельности данных органов выступает реализация надзорных и контрольных функций за соблюдением работодателями обязанностей по созданию безопасных условий труда, отвечающих установленным стандартам и нормативам.

В статье 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность работодателей за нарушения государственных нормативных требований охраны труда. Установлены следующие виды наказаний: это предупреждение, административный штраф, а также дисквалификация за повторное правонарушение.

Предупреждение может быть выписано проверяющим органом при малозначительном правонарушении (ст. 2.9 КоАП). При этом должны соблюдаться условия малозначительного правонарушения: оно должно быть совершено впервые; нет вреда или угрозы жизни и здоровья работников предприятия (ч. 2 ст. 3.4 КоАП).

Административный штраф — это основной вид административного наказания. Штраф налагается на юридическое или должностное лицо и размер штрафа будет отличаться. Так, штраф для должностных лиц зависит от характера правонарушения. Минимальный размер штрафа составляет 2 000 руб., для юридических лиц — 50 000 руб. При наложении штрафа на должностное лицо, будет учитываться личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (п. 2 ст. 4.1 КоАП).

Постановление о назначение административного наказания составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела.

По результатам проверки выписывают предписание об устранении нарушения, где прописаны конкретные статьи и пункты нормативно-правовых актов, которые нарушил работодатель.

При добровольном устранении правонарушении до вынесения постановления ответственность юридического или должностного лица можно уменьшить (ст. 4.2 КоАП). Срок вынесения постановления 1 год с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Чтобы определить, кто несет административную ответственность, необходимо установить в должностной инструкции за что несет ответственность должностное лицо, будь то директор или специалист по охране труда. В судебной практике есть много примеров, когда за правонарушения по охране труда привлекали к ответственности специалиста по охране труда. Например, в Постановление Судебного участка № 7 Железнодорожного района (Республика Бурятия) от 13 апреля 2016 г. по делу № 5–170/2016 по должностным обязанностям контроль обеспечения охраны труда и средствами индивидуальной защиты лежит на специалисте по охране труда.

А в Постановление Судебного участка № 1 Красночетайского района (Чувашская Республика) от 30 июня 2017 г. по делу № 5–372/2017 говорится, что ответственность несет за нарушения по охране труда (не проведение специальной оценки условий труда) виноват директор общества с ограниченной ответственностью.

Контроль за охраной труда это большая ответственность. В большинстве коммерческих организациях отсутствует установленный бюджет на ежегодное финансирование мероприятий по охране труда.

Возникает вопрос, почему специалист по охране труда должен нести ответственность, даже если она прописана в должностных обязанностях, ведь руководитель принимает окончательное решение приобретать СИЗ или улучшать условия труда или проводить СОУТ. Ответственность все равно лежит на руководителе предприятия, так как его одобрили на эту должность учредители/собственники предприятия и возложили на него обязанности вести дела предприятия от своего лица, в то числе и заботиться о работниках предприятия. Таким образом, прослеживается не доработка административной ответственности должностных лиц, в особенности специалиста по охране труда.

Необходимо разграничить ответственность руководителя и специалиста по охране труда. Ведь по ч. 2 ст. 217 ТК РФ, если на предприятии менее 50 работников, то не обязательно создавать службу охраны труда. В силу ч. 3 вышеуказанной нормы закона при отсутствии специалиста по охране труда данные полномочия возлагаются на руководителя организации или на стороннее лицо, оказывающее услуги в области охраны труда. Из этого следует, что ответственность на начальном этапе становлении организации уже лежит на руководителе организации, а при росте организации и введении должности специалиста по охране труда перекладывается ответственность на данного работника. Следует, разработать единый комплекс норм и требований по охране труда и где будет указана ответственность юридического лица, руководителя и специалиста по охране труда.

Таким образом, основными проблемами в охране труда являются отсутствие единого подхода к разработке стандартов и ответственность за них, а также различающуюся судебную практику, в которой разняться назначения наказаний для должностных лиц.

Литература:

1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

2. Судебные и нормативные акты РФ: база судебных актов, судебных решений и нормативных документов: сайт. — Обновляется в течение суток. — URL: https://sudact.ru (дата обращения 05.05.2021). — Текст: электронный

3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

5. Скачкова Г. С. Охрана труда: проблемы правового регулирования: обзор материалов научно-практической конференции // Государство и право. 2015. № 1. С. 103–110.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, административная ответственность, должностное лицо, специальная оценка условий труда, ответственность, трудовая деятельность, административное наказание, административный штраф, Российская Федерация, Судебный участок.


Похожие статьи

Административно правовое регулирование охраны труда...

Административная ответственность назначается для более серьезных нарушений правил в

Охрана труда в Российской Федерации: система административно-правового

Черняева Д. В. Российская система охраны труда в свете ратификации Конвенции МОТ № 187.Трудовое...

Особенности назначения наказания за нарушение требований...

В настоящей работе исследуются особенности назначения наказания за нарушение правил охраны труда.

В ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [3] предусмотрена уголовно-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда.

Ответственность за несоблюдение трудового законодательства

Административная ответственность за административное правонарушение (противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица) установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в законах...

Повышение ответственности работодателей за нарушение...

А также появилось новое административное наказание за нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда — предупреждение [5]. Оно предупреждает работодателя от совершения правонарушений попадающих под штраф.

Обязанности работодателя по безопасности и охране труда

Охарактеризовано отличие оценки условий безопасного труда от аттестации рабочих мест.

1 января 2014 года был принят Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда», дополнительно обязывающий руководителей создавать и обеспечивать деятельность...

Система административных наказаний | Статья в журнале...

Анализируя составляющие системы административных наказаний Российской Федерации и других стран, входящих в

В то же время в Российской Федерации выдворение представляет собой административное наказание, в то время как депортация — высылку гражданина...

Юридическая ответственность в трудовом праве

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения. К административным правонарушениям в сфере труда относятся...

Административная ответственность юридических лиц

Таким образом, административная ответственность распространяется на юридические лица и обладает целым рядом особенностей, которые мы

Для должностных лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей; для лиц...

Актуальные проблемы реализации института административной...

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на...

Похожие статьи

Административно правовое регулирование охраны труда...

Административная ответственность назначается для более серьезных нарушений правил в

Охрана труда в Российской Федерации: система административно-правового

Черняева Д. В. Российская система охраны труда в свете ратификации Конвенции МОТ № 187.Трудовое...

Особенности назначения наказания за нарушение требований...

В настоящей работе исследуются особенности назначения наказания за нарушение правил охраны труда.

В ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [3] предусмотрена уголовно-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда.

Ответственность за несоблюдение трудового законодательства

Административная ответственность за административное правонарушение (противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица) установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в законах...

Повышение ответственности работодателей за нарушение...

А также появилось новое административное наказание за нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда — предупреждение [5]. Оно предупреждает работодателя от совершения правонарушений попадающих под штраф.

Обязанности работодателя по безопасности и охране труда

Охарактеризовано отличие оценки условий безопасного труда от аттестации рабочих мест.

1 января 2014 года был принят Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда», дополнительно обязывающий руководителей создавать и обеспечивать деятельность...

Система административных наказаний | Статья в журнале...

Анализируя составляющие системы административных наказаний Российской Федерации и других стран, входящих в

В то же время в Российской Федерации выдворение представляет собой административное наказание, в то время как депортация — высылку гражданина...

Юридическая ответственность в трудовом праве

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения. К административным правонарушениям в сфере труда относятся...

Административная ответственность юридических лиц

Таким образом, административная ответственность распространяется на юридические лица и обладает целым рядом особенностей, которые мы

Для должностных лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей; для лиц...

Актуальные проблемы реализации института административной...

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на...

Задать вопрос