Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 08.05.2021

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Федотов, Н. О. Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации / Н. О. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 305-308. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80837/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Ключевые слова: дошкольное образование, здоровьсбережение, физическое развитие, методическая работа.

В настоящее время существует тенденция развивать культуру здоровья у детей. Не можем не согласиться с Л. И. Пономаревой, что «одной из основных задач дошкольных образовательных организаций [ДОО] на современном этапе является повышение качества образования, составной частью которого является физкультурно-оздоровительная деятельность. В свою очередь, модернизация любого процесса, особенно образования, неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Очень важно обогащать двигательный опыт ребенка. Это требует объединения усилий большого круга специалистов разного профиля, а также разрешения возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогами и родителями» [4, с. 19–23].

Целью нашего исследования выступитопределение эффективных методов управления здоровьесбережением в ДОО.

Гипотеза исследования: управление здоровьесбережением в ДОО будет результативным, если деятельность всех сотрудников ДОО имеет общую направленность на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

База исследования — МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» Кировского района г. Саратова.

«Управление педагогическим процессом, — по мнению Е. А. Якимовой, —осуществляется на основе планирования методической работы с кадрами». Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива [6, с. 221].

Физическое развитие дошкольника в ДОО осуществляется всем педагогическим коллективом [5, с. 311].

Старший воспитатель систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных образовательных организаций, вариативные программы, новейшую литературу, методически руководит проводимой работой воспитателей: организует различные формы повышения квалификации для педагогов, например, проводит семинары с целью повышения теоретического уровня знаний педагогов [5, с. 313; 338].

«В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) сформулированы требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Важнейшее из них — создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников и обеспечивающей их эмоциональное благополучие», — М. Е. Верховкина [1, с. 4].

Стоит отметить, как точно Н. М. Забусова в своей работе подчеркивает важность формирования навыков здорового образа жизни у детей в детском саду: «Вся организация жизни ребенка в детском саду предусматривает, чтобы ребенок получил необходимые знания: о правилах гигиены и ухода за своим телом; о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни; о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности» [2, с. 67].

С. В. Кирилльцева отмечает, что «в дошкольном возрасте важно формировать у детей именно активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению. При целенаправленном развитии, воспитании, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, мотивации занятий физической культурой и спортом, отношение детей к своему здоровью изменится, сформированность отношения к здоровью как к жизненной ценности становится основой формирования у детей потребностей в ЗОЖ» [3, с. 31–34].

Результаты исследования представлены за 2019–2020 учебный год. Физическое развитие в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» представлено программами: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаевой; «Лечебная физкультура в детском саду» О. В. Козыревой. Программы решают образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

В ДОО созданы условия для реализации задач по развитию у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями.

Ежегодно проходит мониторинг физического развития детей. Два раза в год осуществляется диагностическое обследование уровня усвоения детьми основных видов движений. Результаты мониторинга позволяют разработать соответствующие методические рекомендации.

Целью констатирующего этапа нашей опытно-экспериментальной работы было выявить уровень здоровьесберегающей деятельности в ДОО. Для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО мы разработали анкеты и провели соответствующее анкетирование. Анализ анкет показал следующее: 35 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению в ДОО эффективной, 55 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению ДОО менее эффективной, 10 % воспитателей не смогли оценить эффективность работы ДОО по здоровьесбережению. На основе проведенного анкетирования мы пришли к выводу, что в профессиональной компетентности у воспитателей существует нехватка методической поддержки по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

На основе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, целью которой было повысить профессиональную компетентность воспитателей ДОО в вопросах здоровьесбережения. С целью подтверждения гипотезы исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами проведена соответствующая методическая работа с педагогами: совершенствование планирования здоровьесберегающей деятельности, контроль со стороны старшего воспитателя, семинары/вебинары, а также практический обмен опытом.

Для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО мы провели повторное анкетирование. Анализ анкет показал следующее: 70 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению в ДОО эффективной, 25 % воспитателей считают работу по здоровьесбережению ДОО менее эффективной, испытывают некоторые трудности в работе по здоровьесбережению, 5 % воспитателей не смогли оценить эффективность работы ДОО по здоровьесбережению.

Проведенное исследование, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы. Нами установлено и проверено, что повышение профессиональной компетентности педагогов данной ДОО в вопросах здоровьесбережения воспитанников возможно при осуществлении систематической методической работы с ними.

В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей в вопросах здоровьесбережения детей в условиях ДОО.

Литература:

  1. Верховкина, М. Е. К здоровой семье через детский сад: Метод. рекомендации к программе / М. Е. Верховкина, В. С. Коваленко и др. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 128 c. — Текст: непосредственный.
  2. Забусова, Н. М. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста / Н. М. Забусова, Г. Н. Шабалина, Е. Б. Шевченко. — Текст: непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. — Белгород: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары), 2019. — С. 37–39.
  3. Кирильцева, С. В. К вопросу о развитии представлений о ЗОЖ у дошкольников / С. В. Кирильцева. — Текст: непосредственный // Зажги свою звезду. — Москва: Перо, 2019. — С. 31–34.
  4. Пономарева, Л. И. Управление здоровьесберегающим процессом как условие повышения качества образования ДОО / Л. И. Пономарева, О. В. Барабаш. — Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2016. — № 1 (29). — С. 19–23.
  5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., — Москва: Академия, 2006. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  6. Якимова, Е. А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие / Е. А. Якимова, Н. Э. Фатюшина, И. Л. Тимофейчук. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014. — 296 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное образование, опытно-экспериментальная работа, методическая работа, физическое развитие, анализ анкет, педагогический коллектив, профессиональная компетентность воспитателей, старший воспитатель, Физическая культура.


Похожие статьи

Методическая работа с воспитателями детского сада

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

дошкольное образование, профессиональная компетентность...

детский сад, дошкольное образование, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, педагог, методическое пособие, профессиональная компетентность педагогов, здоровый образ жизни, ребенок...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Методическую работу в детских садах может обеспечить заместитель заведующей по воспитательной

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих

Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет

Профессионально-педагогическая компетентность учителя.

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Ключевые слова: компетенции, компетентность, воспитатель дошкольного образования, виды

Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного

В рамках системно-структурного анализа деятельности воспитателя дошкольного...

Похожие статьи

Методическая работа с воспитателями детского сада

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

дошкольное образование, профессиональная компетентность...

детский сад, дошкольное образование, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, педагог, методическое пособие, профессиональная компетентность педагогов, здоровый образ жизни, ребенок...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя...

Методическую работу в детских садах может обеспечить заместитель заведующей по воспитательной

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих

Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет

Профессионально-педагогическая компетентность учителя.

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Ключевые слова: компетенции, компетентность, воспитатель дошкольного образования, виды

Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного

В рамках системно-структурного анализа деятельности воспитателя дошкольного...

Задать вопрос