Особенности волевых качеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 10.05.2021

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Редько, Э. Ю. Особенности волевых качеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации / Э. Ю. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80810/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются особенности развития волевыхкачеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации. Описываются результаты проведенного исследования, в котором приняли участие лыжники-гонщики 12–14 лет. Использована методика волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.

Ключевые слова: волевые качества, настойчивость, самообладание, волевая саморегуляция.

Роль волевых качеств для спортсмена нельзя переоценить, от того, насколько развиты данные качества, зависит успех спортсмена и его деятельности, его результаты и достижения [5, с. 217]. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная и контролируемая волевая саморегуляция [1, с. 93].

Только человек с развитыми волевыми качествами сможет добиться успеха в спорте [2, с. 66]. Спорт предъявляет к спортсменам серьезные требования, постоянно приходится претерпевать боль, усталость, трудности и стресс [3, с. 308]. Спортсмен тратит много сил, чтобы добиться успеха и определенных результатов.

Волевая саморегуляция обусловлена различными физиологическими, психологическими, интеллектуальными и социальными механизмами, что обсуждать волевую саморегуляцию представляет возможным только интегрировано [4, с. 87].

Особенности волевых качеств лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации были проанализированы по показателям волевой саморегуляции по методике А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана с учетом возраста спортсменов в группах 12, 13 и 14 лет).

Средние значения и стандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана у лыжников-гонщиков 12–14 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляции А . В . Зверькова и Е. В. Эйдмана у лыжников-гонщиков 12–14 лет (баллы)

Шкалы волевой саморегуляции

12 лет

(n= 12 )

13 лет

(n= 12 )

14 лет

(n= 12 )

Настойчивость

10,33±2,76

11,08±2,45

11,50±2,76

Самообладание

5,83± 1 , 53 *

8,00±1,84

9,58±1,84*

Общая шкала

13,83±3,07

15,58±3,07

16,25±3,68

Примечание — n — количество испытуемых в группе, подчеркиванием обозначены достоверные различия между спортсменами 12 и 13 лет; жирным шрифтом обозначены достоверные различия между спортсменами 13 и 14 лет;

* обозначены достоверные различия между спортсменами 12 и 14 лет при р <0,05

Таким образом, в ходе проведенного исследования достоверные различия между группами 12 и 13 лет обнаружены по показателю «самообладание». Между группами 13 и 14 лет по показателю «самообладание». И между группами 12 и 14 лет по показателю «самообладание». Таким образом, между всеми исследуемыми возрастными группами установлены достоверные различия по самообладанию, что свидетельствует о том, что спортсмены развивают самообладание с возрастом.

По мере спортивного совершенствования во время занятий, тренировок и соревнований спортсмены развивают навыки самообладания. Они учатся держать себя в руках, распознавать и контролировать свои эмоции, настраиваться на спортивную борьбу, концентрировать свое внимание, сдерживаться, сохранять оптимальное боевое состояние.

Можно отметить, что во всех возрастных группах по всем шкалам методики установлены средние значения. Можно предположить, что спортсмены в целом обладают настойчивостью и самообладанием, могут собраться с мыслями, настроиться на выступление, когда это необходимо, однако для достижения более высоких спортивных результатов необходимо развивать данные качества, чтобы быть более конкурентоспособным и успешным в спорте.

Однако, важно отметить тот факт, что с возрастом у спортсменов в исследуемых возрастных группах наблюдается рост показателей как по «общей шкале» волевой саморегуляции, так и в отдельности по шкалам «настойчивость» и «самообладание», то есть по мере взросления спортсмены осознают роль данных качеств и стараются их развивать и совершенствовать. Тренеру также необходимо обращать внимание на формирование данных качеств у спортсменов. Именно целенаправленное воздействие тренера позволит сформировать у спортсмена необходимые качества, знания, умения и навыки.

Исследователи отмечают, что волевая саморегуляция необходима в спорте высших достижений, так как высококвалифицированные спортсмены постоянно сталкиваются с различными видами стресса, испытывают эмоциональное давление, воздействие со стороны других спортсменов и различных спортивных агентов, болельщиков и других лиц из социального окружения спортсменов.

Именно настойчивость придает спортсменам сил и уверенности в себе, самообладание позволяет абстрагироваться от воздействия со стороны, настроиться на выступление и показать максимальный результат, быть устойчивым к стрессу.

Очень важно отметить тот факт, что устойчивость к стрессу позволяет избежать эмоционального выгорания, которое часто бывает причиной прекращения занятий спортом, и дольше оставаться успешным и показывать достойный спортивный результат.

Литература:

  1. Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. № 16. C. 92–102.
  2. Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. C. 64–72.
  3. Золотарева А. А. Самообладание: новое или хорошо забытое старое слово в психологии? Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. 2016. С. 307–309.
  4. Салькова Н. А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. № 2. С. 85–90.
  5. Халманских А. В., Овчинникова Н. И. Программа формирования психологической устойчивости лыжников-гонщиков 14–16 лет // Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 453. С. 215–221.
Основные термины (генерируются автоматически): волевая саморегуляция, спортсмен, группа, качество, различие, самообладание, спорт, стандартное отклонение показателей.


Похожие статьи

Особенности волевых качеств и эмоциональной устойчивости...

Ключевые слова: волевые качества, волевая саморегуляция, самообладание, уверенность, эмоциональная устойчивость, спорт. Занятия спортом требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни [4, с. 65]. При этом человеку приходится преодолевать ряд внешних и внутренних препятствий. Спортивная деятельность сложна и противоречива с точки зрения факторов, формирующих субъектные свойства личности [4, с 55].

Особенности волевых качеств тяжелоатлетов были проанализированы по показателям волевой саморегуляции с учетом квалификации спортсменов. Полученные данные представлены в таблице 1. Таблица 1. Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляцииА.В.Зверькова иЕ.В.Эйдмана вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы).

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Методы саморегуляции приемлемы для различных видов спорта, но наибольшую значимость они приобретают в рамках командных игр, т. к. умение контролировать свои эмоции в отношении других людей, способность перебороть страх и действовать, защищая честь всей команды в целом, могут сыграть решающую роль в стремлении к победе.

Тактика конкретизирует обязанности баскетболистов в команде при различных игровых ситуациях, влияет на выбор стиля игры, повышает значение теоретической психологической подготовки игровиков [5]. Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте. Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена к соревнованиям, а также его способность к саморегуляции при подготовке к выступлению и во время самого выступления.

Особенности волевой активности в различных видах спортивной...

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группыспортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха.

Данный результат вполне соответствует возрастным особенностям подросткового возраста: проявления сдержанности и самоконтроля не являются характерными для них, также как проявления инициативности и самостоятельности (76 баллов) и, связанного с ними целеполагания (78 баллов). Это дает нам основания предположить, что осознание подростками своей недостаточно развитой самостоятельности предоставляет достаточно широкие возможности тренерам влиять на...

Особенности личности и психической саморегуляции...

Группа легкоатлетических прыжков. Спортсменам этой группы присущи такие общие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, решительность, склонность к лидерству, высокий уровень самоконтроля поведения.

Данные исследования особенностей личности и психической саморегуляции спортсменов высокой квалификации в видах леткой атлетики могут быть использованы для составления модельных психологических характеристик, выявления наиболее оптимальных (для деятельности) сочетаний их показателей для сравнения с ними индивидуальных психологических показателей легкоатлетов, оценки их возможностей, разработки путей совершенствования слабых звеньев в психологической подготовленности тренирующихся и т.д.

Сравнительная характеристика структуры волевой активности...

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группыспортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха. Более детальный анализ психологических характеристик личности спортсменов показал, что в структуре волевой активности представителей игровых видов спорта следует выделить в качестве ведущих потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Причем, с этими потребностями практически в равной степени коррелируют все исследуемые параметры личности.

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Вторая группа представлена волевыми качествами, связанными с торможением нежелательных действий и психических процессов (или замедляющие активность по Селиванову) [8, с. 1321]. К качествам второй группы были отнесены — дисциплинированность, терпение, выносливость, выдержку и организованность [2, с. 129145].

В подростковом возрасте спортсмены могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева считают благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения.

Психологическая устойчивость в спорте | Статья в журнале...

 В работе рассматривается значение устойчивости к стрессу в спорте, представлено значение решительности для достижения спортсменами высоких результатов. Ключевые слова: психическая устойчивость, стресс, особенности устойчивости спортсменов к стрессу.

Основная цель борьбы со стрессом в спорте — дать спортсмену возможность эффективно регулировать свое эмоциональное состояние в связи с требованиями, связанными с соревнованиями, для достижения оптимальных результатов, а также для улучшения психологического благополучия [9, с. 192]. Для исследования психической надёжности спортсменов была использована анкета В. Э. Мильмана, которая включает в себя 22 вопроса и отражает 4 компонента надёжности и опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой.

Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ

Большинство спортсменов принимают в них участие, имея равную физическую, тактическую и техническую подготовку. Однако победа в соревновательном соперничестве всегда достается лишь одному представителю данных соревнований. Ими могут являться команда, или же спортсмен, выступающий в индивидуальном виде спорта.

Понимание целенаправленной сущности воли и её главных составных особенностей поможет тренеру проанализировать степень готовности начинающих спортсменов к избранному виду спорта через проявление индивидуального психологического поведения. Данная работа основывается на сравнении отечественных взглядов ученых для выяснения истинной сущности того, что есть воля, как понятие характеризующее функцию высших когнитивных процессов.

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях...

Но отсутствуют темы, освещающие вопросы влияния спорта на формирования волевых качеств, необходимости самовоспитания, сущности основных волевых качеств. Анкетирование и беседы с педагогами-тренерами показали, что они понимают воспитательную ценность учебно-тренировочных занятий восточным боевым единоборством каратэ и даже видят

Для изучения представлений подростков о сущности волевых качеств мы исследовали представления подростков об образце воплощения волевого поведения. Эталоном волевого поведения 58% опрошенных нами подростков считают своего тренера, 21% - выдающихся спортсменов, для 11% - это отец или

Результаты исследования, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество учеников, имеющих высокий уровень сформированности силы воли в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый на начало эксперимента.

Похожие статьи

Особенности волевых качеств и эмоциональной устойчивости...

Ключевые слова: волевые качества, волевая саморегуляция, самообладание, уверенность, эмоциональная устойчивость, спорт. Занятия спортом требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни [4, с. 65]. При этом человеку приходится преодолевать ряд внешних и внутренних препятствий. Спортивная деятельность сложна и противоречива с точки зрения факторов, формирующих субъектные свойства личности [4, с 55].

Особенности волевых качеств тяжелоатлетов были проанализированы по показателям волевой саморегуляции с учетом квалификации спортсменов. Полученные данные представлены в таблице 1. Таблица 1. Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляцииА.В.Зверькова иЕ.В.Эйдмана вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы).

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Методы саморегуляции приемлемы для различных видов спорта, но наибольшую значимость они приобретают в рамках командных игр, т. к. умение контролировать свои эмоции в отношении других людей, способность перебороть страх и действовать, защищая честь всей команды в целом, могут сыграть решающую роль в стремлении к победе.

Тактика конкретизирует обязанности баскетболистов в команде при различных игровых ситуациях, влияет на выбор стиля игры, повышает значение теоретической психологической подготовки игровиков [5]. Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте. Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена к соревнованиям, а также его способность к саморегуляции при подготовке к выступлению и во время самого выступления.

Особенности волевой активности в различных видах спортивной...

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группыспортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха.

Данный результат вполне соответствует возрастным особенностям подросткового возраста: проявления сдержанности и самоконтроля не являются характерными для них, также как проявления инициативности и самостоятельности (76 баллов) и, связанного с ними целеполагания (78 баллов). Это дает нам основания предположить, что осознание подростками своей недостаточно развитой самостоятельности предоставляет достаточно широкие возможности тренерам влиять на...

Особенности личности и психической саморегуляции...

Группа легкоатлетических прыжков. Спортсменам этой группы присущи такие общие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, решительность, склонность к лидерству, высокий уровень самоконтроля поведения.

Данные исследования особенностей личности и психической саморегуляции спортсменов высокой квалификации в видах леткой атлетики могут быть использованы для составления модельных психологических характеристик, выявления наиболее оптимальных (для деятельности) сочетаний их показателей для сравнения с ними индивидуальных психологических показателей легкоатлетов, оценки их возможностей, разработки путей совершенствования слабых звеньев в психологической подготовленности тренирующихся и т.д.

Сравнительная характеристика структуры волевой активности...

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группыспортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха. Более детальный анализ психологических характеристик личности спортсменов показал, что в структуре волевой активности представителей игровых видов спорта следует выделить в качестве ведущих потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Причем, с этими потребностями практически в равной степени коррелируют все исследуемые параметры личности.

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Вторая группа представлена волевыми качествами, связанными с торможением нежелательных действий и психических процессов (или замедляющие активность по Селиванову) [8, с. 1321]. К качествам второй группы были отнесены — дисциплинированность, терпение, выносливость, выдержку и организованность [2, с. 129145].

В подростковом возрасте спортсмены могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева считают благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения.

Психологическая устойчивость в спорте | Статья в журнале...

 В работе рассматривается значение устойчивости к стрессу в спорте, представлено значение решительности для достижения спортсменами высоких результатов. Ключевые слова: психическая устойчивость, стресс, особенности устойчивости спортсменов к стрессу.

Основная цель борьбы со стрессом в спорте — дать спортсмену возможность эффективно регулировать свое эмоциональное состояние в связи с требованиями, связанными с соревнованиями, для достижения оптимальных результатов, а также для улучшения психологического благополучия [9, с. 192]. Для исследования психической надёжности спортсменов была использована анкета В. Э. Мильмана, которая включает в себя 22 вопроса и отражает 4 компонента надёжности и опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой.

Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ

Большинство спортсменов принимают в них участие, имея равную физическую, тактическую и техническую подготовку. Однако победа в соревновательном соперничестве всегда достается лишь одному представителю данных соревнований. Ими могут являться команда, или же спортсмен, выступающий в индивидуальном виде спорта.

Понимание целенаправленной сущности воли и её главных составных особенностей поможет тренеру проанализировать степень готовности начинающих спортсменов к избранному виду спорта через проявление индивидуального психологического поведения. Данная работа основывается на сравнении отечественных взглядов ученых для выяснения истинной сущности того, что есть воля, как понятие характеризующее функцию высших когнитивных процессов.

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях...

Но отсутствуют темы, освещающие вопросы влияния спорта на формирования волевых качеств, необходимости самовоспитания, сущности основных волевых качеств. Анкетирование и беседы с педагогами-тренерами показали, что они понимают воспитательную ценность учебно-тренировочных занятий восточным боевым единоборством каратэ и даже видят

Для изучения представлений подростков о сущности волевых качеств мы исследовали представления подростков об образце воплощения волевого поведения. Эталоном волевого поведения 58% опрошенных нами подростков считают своего тренера, 21% - выдающихся спортсменов, для 11% - это отец или

Результаты исследования, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество учеников, имеющих высокий уровень сформированности силы воли в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый на начало эксперимента.

Задать вопрос