Экономический Суд Содружества Независимых Государств как основа интеграционного союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 09.05.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств как основа интеграционного союза / А. Г. Гюлджян, И. В. Калимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 195-196. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80805/ (дата обращения: 19.01.2022).



Процессы экономической интеграции государств-членов международного сообщества являются безальтернативной реакцией участников международных отношений на вызовы, возникающие в условиях все более углубленной глобализации различных экономический явлений. В таких условиях важнейшим элементом полноценной и эффективной реализации соответствующих союзов и объединений выступают их судебные органы, призванные обеспечить равноправное и прозрачное взаимодействие государств.

Ключевые слова : экономическая интеграция, свободная торговля, государство, Содружество независимых государств, судебный орган, Экономический суд СНГ, Экономический суд Содружества независимых государств.

В условиях глобализации системы международных отношений происходит неизбежный рост экономической взаимозависимости государств-членов международного сообщества, что требует от последних повышения взаимодействия по направлению установления общих правовых оснований для реализации соответствующих интеграционных процессов. Так, необходимость построения новой системы отношений не обошла стороной и страны постсоветского пространства, где после образования новых независимых государств стала очевидной экзистенциональная нужда в создании новой политической модели. Одним из решений этой исторической задачи стало создание региональной организации, способной объединить государства под новыми целями, в рамках которой общие интересы государств должны были стать одним из главных факторов интеграции. Такой организацией является Содружество независимых государств (далее также — СНГ, Содружество) [1].

На современном развития интеграционных объединений важнейшую роль играет приверженность принципу приоритета международного права. Признание необходимости руководствоваться в международных отношениях является неотъемлемым фактором придания особой значимости роли судебного контроля за соответствием национального права государства-члена организации и практики его применения обязательствам государства по международному праву. В условиях интеграции различных правовых и экономических систем на первый план выходят вопросы осуществления судебного контроля за конституционностью международных обязательств государства, а также за соответствием внутригосударственного законодательства международным обязательствам государства. Кроме того, в процессе интеграции государств возникают споры между ними, что диктует обязательность создания и обеспечения функционирования на постоянной основе судебного органа, наделенного соответствующими полномочиями, так как наличие неразрешенных разногласий между государствами-членами одного союза несут в себе колоссальные риски для их общего благополучия.

В целях обеспечения деятельности вышеописанного судебного органа было заключено Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 06.07.1992 (далее — Соглашение от 06.07.1992, Экономический Суд, Суд), которым утверждено Положение об Экономическом Суде (далее — Положение) [1]. Данным документом оформлен порядок функционирования международного судебного органа Содружества, установлены цель, основополагающие принципы организации и деятельности Суда, определена его компетенция. Изначально в создании Экономического Суда Содружества просматривалось решение задачи по обеспечению единообразия в применении соглашений государств-участников для достижения эффективности интеграционных процессов. Однако впоследствии для государств-членов Содружества стала очевидна более глубокая и значимая роль судебного органа в процессе интеграции.

Так, согласно пункту 3 Положения к ведению Экономического Суда, относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов [1]. Одновременно в соответствии со статьей 32 Устава СНГ и пункта 5 Положения Экономический Суд имеет право решать вопросы, касающиеся толкования применения положений соглашений, других актов Содружества по экономическим вопросам [1, 2]. Также Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. При этом необходимо отметить, что государствами-членами Содружества заключены ряд соглашений, согласно которым они обязуются признавать юрисдикцию Экономического Суда СНГ [4].

Одновременно Экономический Суд, как и другие международные судебные органы, рассматривает, в самом общем смысле, споры между субъектами международного права. В этой связи прослеживается отчетливая связь проблем, возникающих в деятельности Содружества и, соответственно, Экономического Суда с существующими проблемами международного права, такими как вопросы государственного суверенитета, вопросы, касающиеся основных прав и обязанностей субъектов международных отношений, о равноправии государств, соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела и другие [5]. Именно в этом контексте возникает основополагающая проблема деятельности международных судебных органов, в том числе Экономического Суда СНГ, связанная с необходимостью разрешения различных международно-правовых коллизий едиными методами. Представляется, что разрешению данной задачи может способствовать разработка и признание всеми государствами-членами международного сообщества (к примеру, в рамках Организации Объединенных Наций) международного документа, закрепляющего концептуальные особенности деятельности международных судебных органов, обязательных для применения всеми государствами.

Другой проблемой в деятельности Экономического Суда выступает тот факт, что Суд не является высшей инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным системам участников СНГ [3]. Более того, Экономический Суд лишен возможности самостоятельно инициировать рассмотрение дел, не имеет права отменить решение органа государственной власти или национального суда, не имеет возможностей осуществления контроля за законодательной и правоприменительной деятельностью участников Содружества, тем самым, не обладает зачастую возможностями вынесения решений, имеющих существенные юридические последствия [3]. Вместе с тем для целей успешной экономической интеграции необходимо создание условий, при которых решения Экономического Суда не могут игнорироваться государственными органами и должностными лицами государств-членов Содружества. Для достижения данной задача необходимо, в первую очередь, определить статус Суда в качестве судебного органа высшей инстанции по экономическим вопросам по отношении к национальным судебным органам государств-членов Содружества. Также важным элементом представляется закрепление обязательности решений Экономического Суда СНГ для национальных судов при установлении и использовании норм международного права в качестве вспомогательных средств. Кроме того, решения Экономического Суда должны носить обязывающий характер для обеспечения их реализации и применения всеми. При этом для достижения такой императивности решений Суда требуется создание обязательного для всех государств-членов Содружества механизма их исполнения, отсутствие или разрозненность которых на сегодняшний день препятствует эффективной экономической интеграции государств.

Литература:

  1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 08.12.1991) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». — 1992. — № 1. — С. 6–14.
  2. Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. — 1994. — № 1. — С. 4–76.
  3. Малышев Д. В. 2019. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика. — Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, № 3, с. 23–36.
  4. Компетенция Экономического Суда СНГ. URL: http://sudsng.org/competence/sng/ (дата обращения 01.05.2021).
  5. Shaw, Malcolm N. International law. [Международное право]. — Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): Экономический Суд, Экономический Суд СНГ, судебный орган, государство, международное сообщество, высшая инстанция, международное обязательство государства, Содружество, судебный контроль, Экономический Суд Содружества.


Ключевые слова

государство, экономическая интеграция, Содружество Независимых Государств, свободная торговля, судебный орган, Экономический суд СНГ, Экономический суд Содружества независимых государств
Задать вопрос