Экологичность политики электрификации транспорта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 06.05.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Сафарян, Я. Г. Экологичность политики электрификации транспорта в Российской Федерации / Я. Г. Сафарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80753/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье автор рассматривает вопрос экологичности политики электрификации транспорта в Российской Федерации, которая является одним из направлений в стратегии развития автомобильной промышленности в РФ, намеченной правительством РФ на период до 2025 года.

Ключевые слова: экология, политика электрификации транспорта в РФ, электромобили, вред экологии.

Преодоление проблемы загрязненности атмосферного воздуха выбросами от автомобильного транспорта при сохранении, а иногда и росте уровня автомобилизации населения практически невозможно без развития «чистых» видов транспорта, среди которых одним из наиболее перспективных является электрический [1, с.27–34]. Переход от автомобильных двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям в современном обществе видится как единственно верный способ вмиг перейти в эпоху единения с природой. К основным драйверам роста мирового рынка электромобилей специалисты относят меры государственной поддержки спроса на экологически чистые виды транспорта [2, с.1273–1289]. Так, и в Российской Федерации в Распоряжении Правительства от 28.04.2018 N 831-р <Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года среди ключевых целей выделяют и электрификацию транспортных средств.

По данным Bloomberg New Energy Finance, к 2040 году 35 % ежегодно проданных легковых автомобилей будут электрическими, и количество этих автомобилей в мире превысит 400 миллионов единиц по сравнению с примерно 2 миллиардами автомобилей в общем. Увы, но, если более осознанно рассматривать вопрос электрификации транспорта, то окажется, что он даже вреднее бензинового, либо же дизельного в некоторых случаях. А также ряд важных нюансов, связанных с электродвигателями и оказывающих влияние на экологию, просто не учитывается, либо же не упоминается, когда мы говорим о электромобилях.

На первый взгляд электромобили значительно безопаснее для экологии, нежели автомобили, использующие двигатели внутреннего сгорания, однако, прежде всего необходимо разобраться, как же высчитывается та самая экологичность автомобилей. Обратив внимание на то, что понимается под экологичностью современного транспорта, можно выявить важный недостаток, который систематически создает мнение людей о экологичности электродвигателей: вред, причиняемый окружающей среде, высчитывается в объёме выброса углекислого газа. В автомобильном выхлопе содержится большое количество вредных веществ, но большинство из них влияют на экологию локально — в месте выброса, отравляя самого водителя и окружающих его людей [3, с.563–565]. Очевиден тот факт, что для электромобиля эта цифра стремится к нулю. Однако, выбросы CO2 это далеко не единственный вред, который автомобили приносят экологии.

Дело в том, что любой автомобиль вредит экологии не только посредством выброса веществ из выхлопной трубы. Экологии вредит ряд факторов, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Так, наибольший вред экологии и здоровью человека наносят остатки шин. Если 10 лет назад, до перехода на стандарты Евро-3 и выше, на окнах была сажа, то теперь это частицы автомобильных покрышек, которых становится с каждым годом все больше и больше. И, к сожалению, данная проблема не обходит и электромобили.

На втором месте по опасности для экологии и человека находятся минеральные масла и смазка, ведь электротранспорт также нуждается в смазке движущихся узлов. Поэтому, следов может и меньше, но они все же есть.

Так что электромобили опережают в экологичности автомобили на двигателях внутреннего сгорания только за счет отсутствия выброса углекислого газа и отработки топлива, но они делают этого здесь и сейчас. То есть, электромобиль экологичнее лишь в самом городе, где он ездит, и пока он ездит.

Также немаловажно и то, что вред экологии приносит и производство батарей для электромобилей. К сожалению, вред экологии наносится не только в процессе эксплуатации автомобилей: не меньше, а иногда и больше вреда способно принести создание автомобиля. Привычные автомобили конструктивно практически не отличаются от экологически чистых электромобилей. Разве что сталь стараются заменить алюминием, а вместо бензобака — литийсодержащая батарея.

Электродвигатели питаются литий-ионными аккумуляторами, а как известно, там, где добывают литий, природа погублена окончательно, а экологично перерабатывать все то бесконечное количество батарей, которое общество генерирует последние 10 лет, никто так и не научился.

Создание электромобилей не обходится без алюминия. Так, производство алюминия предполагает колоссальные затраты электроэнергии, а все перерабатывающие предприятия живут рядом с ГЭС или АЭС, но его дешевизна не позволяет от него отказаться. Также и добыча бокситов, из которых получают алюминий, далеко не самый чистый процесс: около 20 % от общего числа вредных выбросов на территории Китая, являющегося мировым лидером по выплавке алюминия, дает алюминиевая промышленность.

Также, любое производство углеродного волокна несет за собой мельчайшую пыль, бороться с которой, конечно, можно фильтрами, но как потом утилизировать такие фильтры. Сжигать их очевидно бесполезно, так как это та же зола, только мелкая и с содержанием ядовитых смол.

Однозначно говорить, что электромобили являются панацеей, нельзя. Также и стремительная электрификация транспорта ведет к увеличению потребления лития и алюминия, что в долгосрочной перспективе ведет к другим, отложенным проблемам экологии. На начальном этапе они будут вынесены за пределы мегаполисов, но с течением времени начнут влиять на всю окружающую среду и, ввиду большей своей токсичности, даже сильнее, чем автомобильный выхлоп.

Так, очевидным становится вывод, что стремительная электрификация транспорта со стороны государства имеет и свои недочеты:

Во-первых, достижение положительных экологических эффектов переходом к электротранспорту возможно только в регионах с «чистой» электрогенерацией, где в топливном балансе энергокомпаний преобладают газовая и атомная генерация или генерация на основе возобновляемых источников энергии [4, с. 57–64].

Во-вторых, более актуальным для России фактором неопределенности выгод перехода на электромобильный транспорт является его неконкурентоспособность по критерию соотношения экологичности к экономичности в краткосрочной перспективе по сравнению с транспортом на газомоторном топливе [5, с. 2–6], ведь, как известно, при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается по оксиду углерода приблизительно в 2–3 раза, по углеводородам — в 3 раза, по задымленности — в 9 раз, а образование сажи отсутствует [6, с. 644–653].

Также, использование газомоторного топлива увеличивает срок эксплуатации транспортных средств и удешевляет их техническое обслуживание, так как в отличие от бензинового и дизельного топлива, оно имеет лучшие антидетонационные характеристики.

Однако главным недостатком такой политики электрификации является снижение инвестиций в научные исследования и разработки, направленные на совершенствование используемых инноваций и развитие альтернативных технологий.

Поэтому, по моему мнению, искусственное стимулирование роста российского рынка электромобилей с помощью различных государственных мер поддержки в настоящее время является скорее преждевременной̆ и малоэффективной̆, чем направленной на стабилизацию или улучшение экологической ситуации мерой. Гораздо более значимый̆ результат с точки зрения развития инновационной̆ деятельности и достижения устойчивых положительных экологических эффектов могла бы принести поддержка научных исследований и разработок, направленных на кардинальное улучшение технико-экономических параметров применяемых в электромобильном транспорте технологий.

Литература:

  1. Грушевенко Е. В. Сектор дорожного транспорта Европы. Фокус на электромобилях // Экологический вестник России, 2016. No 11. С. 27–34; Global EV Outlook 2016. Beyond One Million Electric Cars. Paris, IEA Publications, May 2016, 49 p.
  2. Иосифов В. В., Бобылёв Э. Э. Развитие российского рынка электромобилей: тенденции, перспективы, барьеры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2017. — Т. 10, No 11. — С. 1273–1289. https://doi.org/10.24891/fa.10.11.1273
  3. Трескова, Ю. В. Электромобили и экология. Перспективы использования электромобилей / Ю. В. Трескова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 563–565. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31697/ (дата обращения: 12.04.2021).
  4. Ратнер С. В., Нарижная О. Ю. Трансформация структуры мирового энергетического рынка // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2012. No 11. С. 57–64.
  5. Александров И. К., Раков В. А. Ситуационный анализ освоения электрифицированного автомобильного транспорта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. No 37. C. 2–6.
  6. Morgadinho L., Oliveira C., Martinho A. A Qualitative Study about Perceptions of European Automotive Sector's Contribution to Lower Greenhouse Gas Emissions. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 106, pp. 644–653. URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.01.096
Основные термины (генерируются автоматически): вред экологии, внутреннее сгорание, окружающая среда, Российская Федерация, экология, электромобиль, автомобильная промышленность, автомобильный выхлоп, газомоторное топливо, углекислый газ.


Ключевые слова

Экология, политика электрификации транспорта в РФ, электромобили, вред экологии
Задать вопрос