Особенности подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 06.05.2021

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Рябуха, Е. В. Особенности подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств / Е. В. Рябуха, И. Д. Федосеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80750/ (дата обращения: 30.11.2021).



В представленной статье авторы раскрывают особенности образовательной среды в военных учебных заведения США, Великобритании и Германии, анализируют подготовку военнослужащих данных зарубежных стран, дают их сравнительные характеристики для ознакомления и изучения.

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогика, подготовка, развитие, армия, военное образование.

Актуальностью темы является успешное выполнение служебно-боевых задач любого уровня сложности военнослужащими различных стран. В настоящее время для подготовки различных силовых структур (как зарубежных, так и отечественных) разработано большое разнообразие методик и программ, которые позволяют улучшить подготовку специалистов в случае военной агрессии между другими странами. Но возникает вопрос, достаточно ли военнослужащим, а именно командирам, знать только собственные принципы построения образовательного процесса в армии, или же необходим опыт и знания в данном направлении и других государств?

Объектом исследования в представленной статье выступает образовательная среда военных учебных организаций ведущих стран Запада и США, а предметом можно определить особенности обучения и воспитания военнослужащих в странах США, Великобритании и Германии.

Целью даннойстатьи является проведение анализа некоторых особенностей, присущих образовательным военным системам организаций стран НАТО.

Изучение научных и публицистических материалов по представленной теме позволило определить, чтонаиболее важной задачей обучения у ведущих зарубежных стран (конкретно США) можно считать такие направления воспитания, как: воспитание национально-государственного самосознания; гордость за принадлежность к вооруженным силам США — «оплоту демократии во всем мире»; лояльность к правительству страны и ее президенту [3].

Выступающим системным фактором (по мнению некоторых американских военных специалистов и экспертов) является воспитание, основанное на формировании и развитии личности военнослужащего как гражданина и патриота Соединенных Штатов Америки, профессионала своего дела. Исходя из вышесказанного, командование при подготовке кадрового военного уделяет особое внимание на его постоянное саморазвитие и самосовершенствование. В качестве объекта педагогического воздействия в армии США выступают как отдельные государственные, административные, военные органы и учреждения так и отдельные личности. Субъектом же воспитания принято считать комплекс государственных и общественных структур и военное руководство [2].

Проведенный анализ показывает, что воспитательный процесс направлен на постоянную тренировку силы воли, ума и тела. Особое внимание уделяется физической подготовке, явно заметна ее весомая роль в подготовительной деятельности всех категорий личного состава военнослужащих. Все перечисленное нашло отражение в лозунгах: «чему учат, тому и выучивают», «воспитатель воспитывает себе подобных» . Основная идеологическая составляющая при подготовке будущих профессиональных военных США основана на высоком престиже службы в Вооруженных Силах и претензии своего государства на звание самой великой державы мира.

Главные цели, сущность воспитания, знание субъекта и объекта способствуют более глубокому раскрытию содержания данного процесса. Следовательно, можно выделить следующие направления в воспитании военнослужащих в армии США: развитие и формирование высоких военно-профессиональных качеств и компетенций; воспитание чувства патриотизма; вырабатывание и закрепление положительной мотивации к воинской службе; морально-этическое воспитание; воспитание сопротивления противнику; организация здорового образа жизни; физическое воспитание [3].

Если провести сравнение с армией Российской Федерации, то можно отметить, что в ней, в каждом подразделении (начиная с роты) имеется специалист для проведения работы с личным составом (воспитательной работы). В армии США за воспитание солдат несет ответственность командир, который в своей работе опирается на специальный аппарат, состоящий из основных служб (по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников).

Основными организационными сторонами комплекса воспитательных мероприятий в войсках США являются еженедельные групповые занятия по программам: «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое саморазвитие», «Равные возможности»; занятия по «Курсу выживания»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т. д.); встречи с представителями НАТО «Вечера боевой дружбы»; празднование дня вооруженных сил США; соревнования за право называться «лучшим солдатом месяца (квартала, года)».

Следует подчеркнуть, что основной формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе «Командная информация». Их особенность заключается в обязательном присутствии на занятиях всего личного состава подразделения. Программа проводится со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями (не реже 1 раза в неделю по 1 часу) на темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации».

Так же стоит подчеркнуть ещё одно значимое отличие в подготовке в военных вузах армии США и России — распределение времени на изучение учебных дисциплин. В Российской Федерации традиционно пользуются отечественные методики подготовки будущих офицеров, основанные на выделение большего количества времени для изучения военно-прикладных дисциплин (тактика, связь, огневая подготовка). Все перечисленные дисциплины необходимы будущему офицеру для успешного проведения подготовки своего личного состава и оперативного выполнения служебных и боевых задач. В тоже время, в военных вузах США, базой для формирования военно-профессиональных качеств солдат является гуманитарная подготовка бойцов (военные дисциплины не превышают 15 % от общего объёма учебных часов) [3].

Таким образом, мы видим, что воспитательная деятельность командования, специалистов по работе с личным составом в США носит целеустремленный и многоплановый характер. Доказательством является особое внимание на морально-психологическое состояние американских военнослужащих. Сильными сторонами морального духа у них принято считать: высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащего, постоянное стремление к повышению своего уровня, убежденность в исключительности социально-экономического строя в США и готовность к его защите, гордость за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам, приверженность традициям вооруженных сил и своей части, уверенность в своем оружии, непревзойденности американской боевой техники, военный практицизм, находчивость, техническая культура, высокий уровень физической подготовки, усиленная психологическая подготовка к боевым действиям [2].

Относительно слабыми местами системы воспитания американских солдат можно считать: чрезмерную увлеченность материальным стимулированием в ущерб морально-нравственному воспитанию; акцентирование внимания в процессе воспитания на формирование и развитие «сильной личности» в ущерб коллективизму в подразделении и части, что приводит к проявлению крайних форм индивидуализма и вызывает озабоченность у командования.

Теперь рассмотрим некоторые особенности подготовки армии Великобритании . Главной целью воспитательной работы в ВС Великобритании является осознание каждым военнослужащим, что интересы страны всегда должны находиться под надежной вооруженной защитой. При воспитательной работе в соответствии с данной целью определены четкие задачи по недопущению возникновения и распространения среди личного состава пацифистских настроений в связи с чем, командованию необходимо убеждать бойцов в необходимости «сильного потенциала» и усиления акцента на пропаганде «миротворческой роли» британских вооруженных сил и их «особой миссии» в Западной Европе.

Ответственность за воспитательную работу и моральное состояние военнослужащих Великобритании возложено на командиров всех степеней. Существует специальный аппарат в состав которого включены службы просвещения, военные священники (капелланы), службы по организации досуга, устройству быта, общественной информации. Как считают английские эксперты, действенность воспитательной работы усиливается, когда она ведется совместно с боевой подготовкой.

В данных военных учебных организациях используются специальные системы тестирования, позволяющие определить способности военнослужащего стать лидером и пользоваться доверием среди своих подчиненных. Поэтому принято считать обязанностью командира знать о семейной жизни бойца, его трудностях в службе и в быту. Воспитательная работа с подчиненным основывается на принципах «ценности труда подчиненных» и «уважения к бойцу». От солдат в свою очередь требуется уважение и подчинение командиру, соблюдение всех законов и правил. В средствах массовой информации страны часто акцентируют внимание на то, что британская боевая техника «самая лучшая» [2].

Таким образом, процесс воспитания в армии Великобритании также содержит комплексный характер, характеризуется государственной идеологией и руководящими документами, оказывает особое влияние на формирование личности солдата, как в процессе службы, так и вне ее.

Рассмотрим особенности подготовки в военных учебных заведениях армии ФРГ . Опыт подготовки офицерских кадров в военных вузах Германии основывается на умении работать с различными категориями военнослужащих (специалисты, солдаты сверхсрочной службы, призывники, резервисты), так как в основе комплектования армии лежит смешанная система (по призыву и контракту).

Целью воспитания в армии ФРГ является формирование и регулирование взглядов и убеждений военнослужащих, а воспитательная работа основывается на государственной и военной политике страны, приверженности национальным традициям, стремлении к солидарности с другими членами блока НАТО. Основными направлениями деятельности воспитания считаются: политическое образование и политическая подготовка, национально-патриотическое воспитание и духовное воспитание.

Особое внимание заслуживает служебный устав по «внутреннему руководству», который является исходным основанием и целью педагогической деятельности офицерских кадров ФРГ. В ст. 215 данного устава указано, что образовательная и воспитательная работа в вооруженных силах строится на основе тех знаний и представлений с которыми призывник приходит в бундесвер.

Что касается педагогической деятельности офицеров, то многие немецкие военные ученые придерживаются точки зрения, согласно которой обучение и воспитание военнослужащих является своеобразным «вкладом в будущее». Имеется в виду, что молодые граждане, получившие воспитание в армейских условиях и возвратившиеся в гражданское общество, призваны способствовать обеспечению его дальнейшего благополучия. В современных условиях военного образования в Германии организаторы учебно-воспитательного процесса считают, что объектом научной подготовки офицера должно быть его будущее. А общественные и поведенческие дисциплины (в т. ч. педагогика) должны выступать профессиональной мотивацией в пользу службы в вооруженных силах. Изучению данного предмета уделяется особое место в военных вузах. Педагогика относится к основополагающим учебным дисциплинам и позволяет овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями для повышения уровня «педагогической образованности».

Проанализировав главные особенности образовательной среды в военных вузах иностранных стран, можно прийти к выводу, что организация воспитания армии Российской Федерации имеет отличительные особенности от методик ведущих стран Запада и США [2]. Связанно это с разницей традиционных ценностей и исторического развития, однако есть и общие черты в подготовке будущих офицеров.

Литература:

  1. Информационно-аналитический обзор. Опыт организации воспитания в армиях ведущих стран Запада / Военно-научное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / 2018.
  2. Кудрявцев, Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах США, ФРГ и Великобритании / Зарубежное военное обозрение № 5–6/ 2001, стр. 20–24.
  3. Уткин, В. Особенности воспитательной работы в ВС США, Великобритании и Франции / Зарубежное военное обозрение № 11/ -2001-, стр. 8–12.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, личной состав, США, военный, особое внимание, армия США, воспитание военнослужащих, Российская Федерация, образовательная среда, специальный аппарат.


Задать вопрос