Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сыпкова, В. В. Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога / В. В. Сыпкова, А. И. Скакун, А. А. Осадчая, О. А. Тимонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80746/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и комфортно, в психологическом аспекте, врач-стоматолог должен владеть навыками и знаниями в области психологии и педагогики.

Ключевые слова: стоматологическая помощь, трудности, возрастные особенности, психика ребенка, качество, комфорт, психология, педагогика.

Оказание стоматологической помощи детям связано с рядом определенных трудностей, которые обусловлены особенностями психики ребенка и его возрастом [4]. Так же в процессе лечения врач и окружающая обстановка оказывает на ребёнка ряд неприятных факторов, которые вызывают эмоциональный дискомфорт ребенка.

В психотерапевтическом направлении выделяют несколько типов людей по восприятию — это визуалы, кинестетики, аудиалы, дигиталы [7].

Визуалы, когда приходят на приём, смотрят внимательно в глаза врачу при разговоре, сразу же замолкает, если врач отвёл глаза. Этому пациенту важен внешний вид врача, кабинета и то как к нему относится врач. Очень важно дать зеркало этому пациенту, после завершения лечения, чтобы он смог оценить некие изменения, задать возникшие у него вопросы или высказать своё мнение.

Кинестетики — это группа пациентов, которые любят прикосновения. Они отлично запоминают действия, которые делают исключительно сами и манипуляции, которые проводит врач. На слух никакую информацию не воспринимают.

Аудиалы — это пациенты, у которых развита отлично речь и слуховой анализатор. Они легко и непринуждённо беседуют с врачом и делятся со своими переживаниями. Эти пациенты очень хорошо запоминают все рекомендации врача [7].

Дегиталы — это своеобразный тип пациентов. Им нужно подробно рассказывать об их заболевании, стадии, возможных осложнениях, о предстоящем лечении. Для наглядности можно приводить статистические данные и приводить в пример других пациентов с таким же диагнозом и планом лечения.

Психологи считают, что огромная роль отводится возрастным особенностям, которые нужно учитывать при контакте с пациентом. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития и новообразованиями [1].

Выделяют две основные возрастные группы, это младенчество и раннее детство (от 0 до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7) [6].

Младенчество и раннее детство. Сложность этого периода заключается в том, что ребёнок не может четко изложить, что его беспокоит, так как ни родитель, ни врач не знает, что чувствует ребёнок [2]. Дети боятся незнакомых людей, резких движений, громких звуков инструментов. Все эти действия вызывают чувство страха у ребёнка. Так как словарный запас у ребёнка мал, все свои переживания он выражает криком и мимикой. Так как дети боятся чужих людей, не стоит разлучать ребёнка с родителем на время лечения [3]. Ощущая близость с родным человеком, лечение может пройти благоприятно, если грамотно предрасположить к себе пациента и его родителей.

Дошкольное детство. Основной вид деятельности в этой возрастной группе — игра. Так детям проще идти на контакт. Большинство врачей используют игру в качестве сотрудничества с маленьким пациентом, например, дать подержать инструмент, посмотреть в зеркало, показать, как чистить зубы [5]. Положительный психологический настрой родителей благоприятно влияет на самочувствие ребёнка. Нужно заслужить доверие ребёнка, не лгать что будет не больно. Нужно предупредить, что будет немного больно, если предстоит болезненная манипуляция, что он обязательно справится.

При общении с ребёнком врачу нужно придерживаться определенных правил — это проявлять интерес к личности ребёнка. Выбирать стиль общения в соответствии с возрастом, степенью зрелости ребенка и его готовностью к сотрудничеству [8]. Следить за тем, чтобы к ребенку не обращались одновременно несколько человек, так как ребенок способен воспринимать только одно обращение в одно время [6]. Стремиться установить неформальный, дружеский и естественный стиль общения. Использовать для общения не только вербальные, но и невербальные средства. Соблюдать позитивный подход и использовать позитивную лексику при описании ситуации, ознакомлении ребенка с планом лечения, оценке его поведения. Сохранять спокойствие при негативном поведении ребенка, не терять самоконтроль [7]. Проявлять гибкость, готовность к изменению плана работы в связи с поведением ребенка.

Итак, накопленные знания и опыт в области психологии общения и педагогики, создание атмосферы с отвлекающими акцентами в дизайне детского стоматологического кабинета и профессионализм — залог успешного сотрудничества пациента-ребенка и врача-стоматолога детского.

Литература:

  1. Шлегель Ю. В., Акимова С. Е., Сарап Л. Р., Тупикова Л. Н. Психология отношений в практике врача-стоматолога. — Эндодонтия. Today, 2013 № 2 С. 27–30.
  2. Царькова О. А., Гвоздева Ю. В., Пирогова Е. Ю. Объем стоматологической помощи: за и против// Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Е. 13. № 3. С.136–137
  3. Ракова Т. В. Роль творческого мышления в профессиональной деятельности врачей-стоматологов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–1. С. 89–92.
  4. Галеса С. А., Гончарик И. Г., Курбетьев С. Г., Абиев М. А. Проблемы управления качеством услуг в детской стоматологии — Стоматология детского возраста и профилактика. 2010. Т. 9. № 3 (34). С. 9–12.
  5. Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме: Учебно-методическое пособие / Попруженко Т. В., Терехова Т. Н. — Минск: БГМУ, 2005. — С. 6–18. 31–44.
  6. Райт Дж. Управление поведением детей на стоматологическом приеме: руководство для врачей / Дж. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гаррни / под общ. ред. Т. В. Попруженко, Т. Н. Тереховой. М.: МедПресс, 2008. 302 с.
  7. Емельянова Л.А, Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / Л. А. Емельянова: Орский гуманитарно-технологический ин-т (фил.) Оренбурского гос. ун-та. Орск. 2008.
  8. Локтинова А. Ю. Взаимодействие ребенок-пациент и врач-стоматолог // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. — № 5 (часть 2) — С.346–346.
Основные термины (генерируются автоматически): врач, стоматологическая помощь, дошкольное детство, пациент, план лечения, раннее детство, ребенок, родитель.


Похожие статьи

Приём детей из социально неблагополучных семей детским...

Врач- стоматолог, а особенно детский стоматолог, должен быть не только хорошим специалистом в своей области, но и психологом.

Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Примерный план работы логопеда с ребенком с ВРГН: логопедическое лечение до и после

Сроки и методы лечения больных с ВРГН зависят от состояния здоровья ребенка, его

Лишь своевременно начатое лечение, проводимое с действенной помощью родителей, при...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего...

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагог.

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными

Именно поэтому уже с раннего возраста надо. понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой...

Сестринская деятельность на всех этапах комплексной...

Пациентыдети с врожденными расщелинами губы и неба нуждаются в длительной

Правильная организация этапов раннего комплексного лечения обеспечивает полноценную

Огромная роль отводится медицинской сестре на этапе комплексной реабилитации детей с...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

ребенок, родитель, игровая поддержка, ранний возраст, родитель детей, Центр, первичная консультация, дошкольное образование, особое

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с...

Роль медицинских работников школ в ранней профилактике...

 Известно, что период детства характеризуется становлением многих органов и систем организма.

Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача

В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в...

Общение — главная потребность ребенка | Статья в журнале...

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Служба ранней помощи создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском

Зачисление ребёнка в Лекотеку происходит на основании заявления родителей. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на...

Похожие статьи

Приём детей из социально неблагополучных семей детским...

Врач- стоматолог, а особенно детский стоматолог, должен быть не только хорошим специалистом в своей области, но и психологом.

Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Примерный план работы логопеда с ребенком с ВРГН: логопедическое лечение до и после

Сроки и методы лечения больных с ВРГН зависят от состояния здоровья ребенка, его

Лишь своевременно начатое лечение, проводимое с действенной помощью родителей, при...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего...

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагог.

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными

Именно поэтому уже с раннего возраста надо. понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой...

Сестринская деятельность на всех этапах комплексной...

Пациентыдети с врожденными расщелинами губы и неба нуждаются в длительной

Правильная организация этапов раннего комплексного лечения обеспечивает полноценную

Огромная роль отводится медицинской сестре на этапе комплексной реабилитации детей с...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

ребенок, родитель, игровая поддержка, ранний возраст, родитель детей, Центр, первичная консультация, дошкольное образование, особое

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с...

Роль медицинских работников школ в ранней профилактике...

 Известно, что период детства характеризуется становлением многих органов и систем организма.

Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача

В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в...

Общение — главная потребность ребенка | Статья в журнале...

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Служба ранней помощи создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском

Зачисление ребёнка в Лекотеку происходит на основании заявления родителей. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на...

Задать вопрос