Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, В. М. Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ / В. М. Алексеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 277-278. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80698/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье изложены требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами. Приведены конкретные требования по употреблению терминов в учебном процессе. В каждом УМК ключевые термины необходимо представить схематично и посредством числовых кодов в форме единого непрерывного дерева терминов или непрерывной части такого дерева.

Ключевые слова: терминологическая работа, определение термина, национальный стандарт, общероссийский классификатор.

На настоящий момент в ФГОС и в других нормативных актах и методических документах, утверждённых Министерством просвещения или Министерством науки и высшего образования, отсутствует указание на обязательное использование в разработке терминологии образовательных программ национальных стандартов и общероссийских классификаторов. Этим пробелом в правовом регулировании основного образования и профессионального образования пользуются недобросовестные авторы учебно-методических комплексов (далее — УМК) и покровительствующие их чиновники, которые присваивают безграмотным УМК гриф «Рекомендовано», включают в Федеральный перечень учебников и выделяют этим авторам бюджетные средства (подробнее в [1]). Ежегодный ущерб от таких действий составляет порядка 1 трлн рублей.

В целях защиты прав обучающихся на информационную продукцию, обладающую потребительской ценностью, и прекращения растраты бюджетных средств в особо крупном размере предлагаю органам государственной власти принять следующие меры:

а) присваивать гриф «Рекомендовано» и включать в Федеральный перечень учебников только УМК, терминология которых разработана в соответствии с национальными стандартами, общероссийскими классификаторами и методическими рекомендациями по работе с терминами под редакцией В. М. Алексеева (далее — НС и ОК),

б) исключить из контрольных измерительных материалов (далее — КИМ) терминологию, не соответствующую НС и ОК,

в) обязать авторов УМК и работников образовательных учреждений своевременно доводить до сведения учащихся и их законных представителей о полном или частичном несоответствии НС и ОК используемой ими терминологии,

г) провести повышение квалификации авторов УМК и работников образовательных учреждений по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Использование терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами»,

д) утвердить в качестве обязательных нижеследующие «Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ».

  1. Используемая терминология должна быть разработана в соответствии с ГОСТ Р ИСО 704–2010 «Терминологическая работа. Принципы и методы» и методическими рекомендациями по использованию терминов и их определений в науке и образовании [2], работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами [3], составлению унифицированного словаря терминов [4], настоящими требованиями и другими требованиями по использованию кодов отраслевых классификаторов [5] (далее — требования).
  2. Во всех УМК одной тематики (области знаний) должна использоваться одна унифицированная терминология.
  3. Все выражаемые посредством родовидовых связей термины, являющиеся предметом изучения в УМК (далее — ключевые термины), должны быть представлены схематично и посредством числовых кодов в форме единого непрерывного дерева терминов или непрерывной части такого дерева (далее — схема родовидовых связей). Не допускается изучение ключевых терминов в рамках одного УМК, не связанных с другими ключевыми терминами схемой родовидовых связей.
  4. Числовые коды, используемые для обозначения родовидовых связей между ключевыми терминами, должны быть сформированы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 704–2010 по аналогии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД2):

XX

класс

XX.X

подкласс

XX.XX

группа

XX.XX.X

подгруппа

XX.XX.XX

вид

XX.XX.XX.XX0

категория

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

При этом начальным уровнем служат поддомены — на этом уровне связаны разные общероссийские классификаторы.

  1. Каждый ключевой термин, обозначающий реальный или условный объект, должен быть представлен родовидовыми связями не менее чем 8 уровнями.
    1. Фрагмент схемы родовидовых связей каждого термина, обозначающего реальный или условный объект, должен состоять не менее чем из:

– 7 вертикальных связей,

– 1 горизонтальной связи.

5.2. Ключевой термин, не удовлетворяющий пункту 5.1 настоящих требований, признаётся обозначающим вымышленный объект.

5.2.1. Учащиеся вправе не изучать термины, обозначающие вымышленные объекты.

  1. Изучение каждого ключевого термина в рамках одного УМК необходимо начинать со схемы его родовидовых связей, которая помещается в начало структурного раздела УМК, в котором впервые упоминается ключевой термин.
  2. УМК и контрольные задания итоговой аттестации должны включать «Словарь использованных терминов и их определений», созданный в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию терминов и их определений в науке и образовании [2]. Термины в словаре терминов и их определений необходимо располагать в одном из двух или в обоих вариантах:

1) в порядке нумерации кодов (обязательно при наличии),

2) в алфавитном порядке (дополнительно или в отсутствии нумерации кодов).

  1. Запрещается финансирование бюджетными средствами и навязывание учащимся и экзаменуемым УМК и контрольных заданий итоговой аттестации не соответствующих настоящим требованиям.

Литература:

  1. Алексеев В. М. ЕГЭ по обществознанию незаконен из-за несоответствия КИМ, утвержденных ФИПИ, требованиям ФГОС // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 11 (50). С. 710–714.
  2. Алексеев В. М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 4. С. 15.
  3. Алексеев В. М. Методические рекомендации по работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами // Молодой ученый. 2021. № 18 (360).
  4. Алексеев В. М. Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 1131–1137.
  5. Алексеев В. М. Правильная терминологическая работа: использование и создание кодов отраслевых классификаторов // Образование и воспитание. 2021. № 2 (33). С. 1–5.
Основные термины (генерируются автоматически): использование терминов, термин, ключевой термин, ОКА, связь, соответствие, требование, единое непрерывное дерево, итоговая аттестация, Терминологическая работа.


Похожие статьи

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Осуществляется выборка междисциплинарных понятий, терминов и терминологических сочетаний, заложенных во ФГОС к определенным видам профессиональной деятельности, которые интегрируются с требованиями к знаниям и умениям изучаемой дисциплины (ФГОС).

Виды тестов в обучении иностранному языку | Статья в журнале...

Особенно хочется отметить, то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестирования, к которому, необходимо готовить учащихся. В организации контроля знаний и умений необходимо учитывать большое...

Методические рекомендации по работе с терминами...

Ключевые слова: работа с терминами, терминологическая работа, определение термина, национальный стандарт, общероссийский

1.5. Все классы объектов с помощью обозначающих их терминов должны быть связаны родовидовыми связями в единое «дерево терминов».

Правила употребления терминов в УМК в соответствии...

Ключевые слова: термин, таксон, объект, правила употребления терминов, общероссийский классификатор,терминологическая работа. До настоящего момента отсутствуют официально утверждённые правила употребления терминов в образовательных целях.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Основные термины (генерируются автоматически): подготовка учащихся, профессиональный стандарт педагога, итоговая аттестация, Стандарт, требование, профессиональный стандарт, работа, русский язык, составление рабочих программ, внешний аудит.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебно-методический комплекс, самостоятельная учебная работа, учебный процесс, возможность, комплекс, Конструктор сайтов, студент, учебно-методический комплекс, итоговая государственная аттестация...

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов...

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по

Для качественной подготовки к экзамену необходимо использовать в работе педагога не только практические задания из различных...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Правильная терминологическая работа: использование...

Ключевые слова: терминологическая работа,термин, определение термина, национальный стандарт, ГОСТ,терминосистема. Неправильную терминологическую работу покажем на примере разработки неким автором определения термина «государство».

Похожие статьи

Компетентностно-ориентированные оценочные средства...

Осуществляется выборка междисциплинарных понятий, терминов и терминологических сочетаний, заложенных во ФГОС к определенным видам профессиональной деятельности, которые интегрируются с требованиями к знаниям и умениям изучаемой дисциплины (ФГОС).

Виды тестов в обучении иностранному языку | Статья в журнале...

Особенно хочется отметить, то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестирования, к которому, необходимо готовить учащихся. В организации контроля знаний и умений необходимо учитывать большое...

Методические рекомендации по работе с терминами...

Ключевые слова: работа с терминами, терминологическая работа, определение термина, национальный стандарт, общероссийский

1.5. Все классы объектов с помощью обозначающих их терминов должны быть связаны родовидовыми связями в единое «дерево терминов».

Правила употребления терминов в УМК в соответствии...

Ключевые слова: термин, таксон, объект, правила употребления терминов, общероссийский классификатор,терминологическая работа. До настоящего момента отсутствуют официально утверждённые правила употребления терминов в образовательных целях.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Основные термины (генерируются автоматически): подготовка учащихся, профессиональный стандарт педагога, итоговая аттестация, Стандарт, требование, профессиональный стандарт, работа, русский язык, составление рабочих программ, внешний аудит.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебно-методический комплекс, самостоятельная учебная работа, учебный процесс, возможность, комплекс, Конструктор сайтов, студент, учебно-методический комплекс, итоговая государственная аттестация...

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов...

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по

Для качественной подготовки к экзамену необходимо использовать в работе педагога не только практические задания из различных...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Правильная терминологическая работа: использование...

Ключевые слова: терминологическая работа,термин, определение термина, национальный стандарт, ГОСТ,терминосистема. Неправильную терминологическую работу покажем на примере разработки неким автором определения термина «государство».

Задать вопрос