В статье изложены требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами. Приведены конкретные требования по употреблению терминов в учебном процессе. В каждом УМК ключевые термины необходимо представить схематично и посредством числовых кодов в форме единого непрерывного дерева терминов или непрерывной части такого дерева.
Ключевые слова: терминологическая работа, определение термина, национальный стандарт, общероссийский классификатор.
На настоящий момент в ФГОС и в других нормативных актах и методических документах, утверждённых Министерством просвещения или Министерством науки и высшего образования, отсутствует указание на обязательное использование в разработке терминологии образовательных программ национальных стандартов и общероссийских классификаторов. Этим пробелом в правовом регулировании основного образования и профессионального образования пользуются недобросовестные авторы учебно-методических комплексов (далее — УМК) и покровительствующие их чиновники, которые присваивают безграмотным УМК гриф «Рекомендовано», включают в Федеральный перечень учебников и выделяют этим авторам бюджетные средства (подробнее в [1]). Ежегодный ущерб от таких действий составляет порядка 1 трлн рублей.
В целях защиты прав обучающихся на информационную продукцию, обладающую потребительской ценностью, и прекращения растраты бюджетных средств в особо крупном размере предлагаю органам государственной власти принять следующие меры:
а) присваивать гриф «Рекомендовано» и включать в Федеральный перечень учебников только УМК, терминология которых разработана в соответствии с национальными стандартами, общероссийскими классификаторами и методическими рекомендациями по работе с терминами под редакцией В. М. Алексеева (далее — НС и ОК),
б) исключить из контрольных измерительных материалов (далее — КИМ) терминологию, не соответствующую НС и ОК,
в) обязать авторов УМК и работников образовательных учреждений своевременно доводить до сведения учащихся и их законных представителей о полном или частичном несоответствии НС и ОК используемой ими терминологии,
г) провести повышение квалификации авторов УМК и работников образовательных учреждений по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Использование терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами»,
д) утвердить в качестве обязательных нижеследующие «Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ».
- Используемая терминология должна быть разработана в соответствии с ГОСТ Р ИСО 704–2010 «Терминологическая работа. Принципы и методы» и методическими рекомендациями по использованию терминов и их определений в науке и образовании [2], работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами [3], составлению унифицированного словаря терминов [4], настоящими требованиями и другими требованиями по использованию кодов отраслевых классификаторов [5] (далее — требования).
- Во всех УМК одной тематики (области знаний) должна использоваться одна унифицированная терминология.
- Все выражаемые посредством родовидовых связей термины, являющиеся предметом изучения в УМК (далее — ключевые термины), должны быть представлены схематично и посредством числовых кодов в форме единого непрерывного дерева терминов или непрерывной части такого дерева (далее — схема родовидовых связей). Не допускается изучение ключевых терминов в рамках одного УМК, не связанных с другими ключевыми терминами схемой родовидовых связей.
- Числовые коды, используемые для обозначения родовидовых связей между ключевыми терминами, должны быть сформированы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 704–2010 по аналогии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД2):
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
При этом начальным уровнем служат поддомены — на этом уровне связаны разные общероссийские классификаторы.
-
Каждый ключевой термин, обозначающий реальный или условный объект, должен быть представлен родовидовыми связями не менее чем 8 уровнями.
- Фрагмент схемы родовидовых связей каждого термина, обозначающего реальный или условный объект, должен состоять не менее чем из:
– 7 вертикальных связей,
– 1 горизонтальной связи.
5.2. Ключевой термин, не удовлетворяющий пункту 5.1 настоящих требований, признаётся обозначающим вымышленный объект.
5.2.1. Учащиеся вправе не изучать термины, обозначающие вымышленные объекты.
- Изучение каждого ключевого термина в рамках одного УМК необходимо начинать со схемы его родовидовых связей, которая помещается в начало структурного раздела УМК, в котором впервые упоминается ключевой термин.
- УМК и контрольные задания итоговой аттестации должны включать «Словарь использованных терминов и их определений», созданный в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию терминов и их определений в науке и образовании [2]. Термины в словаре терминов и их определений необходимо располагать в одном из двух или в обоих вариантах:
1) в порядке нумерации кодов (обязательно при наличии),
2) в алфавитном порядке (дополнительно или в отсутствии нумерации кодов).
- Запрещается финансирование бюджетными средствами и навязывание учащимся и экзаменуемым УМК и контрольных заданий итоговой аттестации не соответствующих настоящим требованиям.
Литература:
- Алексеев В. М. ЕГЭ по обществознанию незаконен из-за несоответствия КИМ, утвержденных ФИПИ, требованиям ФГОС // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 11 (50). С. 710–714.
- Алексеев В. М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 4. С. 15.
- Алексеев В. М. Методические рекомендации по работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами // Молодой ученый. 2021. № 18 (360).
- Алексеев В. М. Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 1131–1137.
- Алексеев В. М. Правильная терминологическая работа: использование и создание кодов отраслевых классификаторов // Образование и воспитание. 2021. № 2 (33). С. 1–5.