Субъективный состав производства по делам об оспаривании нормативного правового акта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Балюкова, Т. А. Субъективный состав производства по делам об оспаривании нормативного правового акта / Т. А. Балюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80682/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье автором попытаться определить особенности процессуального порядка оспаривания нормативного правового акта.

Ключевые слова: производство по оспариванию нормативных правовых актов, субъективный состав, статус, решение, проблемы.

На сегодняшний день имеют место определенные проблемы осуществления производства по делам об оспаривании нормативного правового акта. Данные проблемы, в значительной степени, обусловлены спецификой данного производства. В научной литературе отмечается, что данный вид производства имеет определенные особенности, которые существенным образом отличают его от иных видов производства [1, с. 105].

Так, в число особенностей данного производства можно включить его междисциплинарный характер, а также то, что отношения, связанные с оспариванием нормативного правового акта, имеют двойственную правовую природу, обусловленную тем, что с одной стороны, оспаривание выступает способом защиты прав субъектов гражданского оборота, а с другой стороны, способом защиты публичного интереса.

Определенные особенности имеет субъектный состав данного производства. В частности, между субъектами производства (лицами, участвующими в деле) по делам об оспаривании нормативного правового акта отсутствуют разногласия по субъектным правам и обязанностям.

В классических публичных делах между лицами, которые участвуют в деле, имеет место определенный спор (конфликт), в результате которого между субъектами производства возникают разногласия по поводу реализации определенных прав и обязанностей, законности определенных действий, которые субъектами понимаются по-разному. Таким образом, у сторон конфликта имеются различные интересы, которые они стремятся защитить в рамках судебного процесса.

В производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов у субъектов также имеются определенные интересы, которые могут быть нарушены, ограничены принятыми нормативными правовыми актами. Однако, субъектный состав в данном случае отличается тем, что одной из сторон выступает субъект, оспаривающий принятый нормативный правовой акт, а другой стороной уполномоченный орган или должностное лицо, которое приняло данный акт. В связи с этим, отношения данных сторон должны регулироваться особым образом. Возникают некоторые проблемы, касающиеся правового статуса данных сторон. Представляется уместным отнести их к числу субъектов дела, возникшего в результате публичных правоотношений. В таком случае одна сторона будет называться заявителем, а вторая уполномоченным органом (должностным лицом).

В настоящее время законодательство недостаточно четко определяет правовой статус данных субъектов. В результате этого, на практике можно обнаружить расхождения в определении субъектного состава по данной категории дел. В частности, в качестве примера такой неопределенности можно привести то обстоятельство, когда при осуществлении судопроизводства не всегда привлекают для участия в деле, помимо законодательных органов субъектов РФ, которые приняли спорный нормативный правовой акт также должностное лицо, которым данный акт был подписан и обнародован (таким лицом может выступать губернатор субъекта РФ).

Представляется, что в целях обеспечения единых подходов к определению субъектного состава участников производства по делам об оспаривании нормативного правового акта необходимо внести изменения в процессуальное законодательство. В частности, представляется необходимым четко определить правовой статус данных субъектов. Кроме того, в научной литературе указывается на необходимость внести изменения в процессуальные кодексы, с целью определения четкого перечня лиц, которые участвуют в производстве по рассматриваемой категории дел [2].

В данный перечень могут быть включены следующие субъекты: стороны (истец и ответственный орган или должностное лицо), третьи лица со стороны истца или ответственного органа (должностного лица), а также прокурор, начавший производство по делу.

Данные законодательные изменения направлены главным образом на закрепление в законодательстве особенностей участия указанных лиц в производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Проблемы связаны с недостаточно определенным в законодательстве порядком привлечения третьих лиц для участия в рассматриваемой категории дел. Необходимость участия в деле данных лиц обусловлена тем обстоятельством, что принятое судом решение способно оказать косвенное влияние на реализацию полномочий органами государственной власти или оказать влияние на реализацию субъективных права иных лиц.

Представляется необходимым законодательно закрепить в нормах процессуального законодательства (статья 43 ГПК РФ, статья 50 АПК РФ) возможность участия третьих лиц в рассматриваемой категории дел.

Представляется, что истцом в производстве по данной категории дел может выступать не только субъект, который обращается в суд в целях защиты своих прав и законных интересов, а также иные физические и юридические лица, органы государственной власти и должностные лица, которые считают, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта были нарушены определенные права.

Процессуальные особенности в делах об оспаривании нормативных правовых актов имеет институт соучастия. Процессуальное соучастие в данной категории дел возможно только со стороны заявителя. Представляется необходимым закрепить в действующем законодательстве специальную норму, устанавливающую возможность передачи по усмотрению суда заявлений сразу нескольких заявителей в одно производство. В таком случае юридические последствия решения суда будут распространяться на всех заявителей.

Таким образом, в настоящей статье были проанализированы особенности процессуального порядка оспаривания нормативного правового акта. Значительное внимание было уделено особенностям правового статуса и субъектного состава лиц, участвующих по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Установлено наличие ряда существенных проблем в этой области, которые требуют своего разрешения.

Литература:

  1. Машукова Т. А. О некоторых проблемах оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 11. — С. 105–108.
  2. Никитин С. Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного акта // Арбитражный и гражданский процесс. — 2018. — № 4. — С. 10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): нормативный правовой акт, должностное лицо, дело, акт, категория дел, лицо, оспаривание, производство, рассматриваемая категория дел, субъектный состав.


Ключевые слова

статус, проблемы, решение, субъективный состав, производство по оспариванию нормативных правовых актов
Задать вопрос