Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Галкина, А. Ю. Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня / А. Ю. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80679/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мнемотехника, память, грамматический строй речи, коррекция нарушений речи.

В этой статье будет рассмотрен экспериментальный процесс введения элементов мнемотехники в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для коррекции их мнестической функции (памяти) и рассмотрения возможности использования этой науки и в вопросах формирования грамматического строя речи данной группы детей.

Среди распространенности речевых нарушений, лидирующее место занимает общее недоразвитие речи. Именно поэтому для нашего эксперимента нами была выбрана группа детей с ОНР третьего уровня.

Изучение теоретической литературы показало, что у детей с ОНР третьего уровня снижен объем памяти по сравнению с детьми без речевых нарушений. Им требуется гораздо больше времени для разучивания небольших стихотворений, запоминания текста для пересказа. Долговременная память развита плохо. В свою очередь мнемотехника строится на создании качественных ассоциаций, которые могут решить проблему длительного хранения информации в памяти.

Что качается грамматической стороны речи, то и здесь у детей с ОНР третьего уровня были замечено значительное отставание от нормы. Нарушен процесс словообразования, изменения слов по родам, числам и падежам.

Для подтверждения вышеизложенного был проведен контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на безе МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Мурома. В исследовании приняли участие 12 детей возраста 6 лет с ОНР третьего уровня. 6 детей вошли в экспериментальную группу и 6 — в контрольную.

  1. Работа по определению исходного состояния грамматического строя речи проводилось по методике Е. А. Стребелевой [5];
  2. Исследование опосредованного запоминания по методике А. Н. Леонтьева [2].

Проведенный констатирующий этап исследования позволил установить, что уровень развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня не соответствует возрастной норме, находится на низком или среднем уровне и требует специального коррекционного воздействия. Помимо этого, память детей с нарушениями речи оказалась значительно ниже, чем у детей без речевых нарушений.

Был разработан комплекс занятий, в котором использовались методики, предложенные И. А. Поташко [4], Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой [1], Т. Б. Уваровой [3].

В процессе коррекционно–развивающей работы нами были использованы такие элементы мнемотехники как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мы старались задействовать все виды памяти, а именно зрительную, слуховую и графическую. Методы мнемотехники применялись на всех наших занятиях по формированию грамматического строя речи. В неразрывной связи шли и упражнения на коррекцию мнестической функции (памяти).

Для проверки результатов проведенного формирующего эксперимента мы провели контрольной срез. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

У детей экспериментальной группы, отнесенных ранее к среднему и ниже среднего уровню сформированности грамматического строя речи, после специального обучения с элементами мнемотехники зафиксированы более высокие результаты выполнения задания — высокий и средний уровень по сравнению с первым тестированием.

Рис. 1

Что касается результатов работы по коррекции мнестической функции (памяти), то здесь получились аналогичные результаты, что и в случаи с уровнем сформированности грамматического строя речи. У экспериментальной и контрольной групп улучшились показатели. Однако, мы наглядно видим, что в экспериментальной группе, где велась коррекционная работа с использованием элементов мнемотехники результаты значительно лучше.

Рис. 2

На основании представленных гистограмм и вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование элементов мнемотехники не только положительно сказывается на мнестической функции (памяти), но и способствует развитию грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.

Литература:

  1. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: «СОЮЗ», 1999. — 160 с.
  2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /С предисловием Л. С. Выготского — М.: Просвещение, 2003. — 101с.
  3. Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 48–60.
  4. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 7. — С. 18–22.
  5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): грамматический строй речи, память, ребенок, уровень, экспериментальная группа, элемент мнемотехники, грамматическая сторона речи, группа детей, использование элементов мнемотехники, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей...

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, обусловленные недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) растет и, несмотря на постоянный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с ОНР в различных аспектах, проблема преодоления данного речевого дефекта всегда остается актуальной.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

 Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление.

Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны...

Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы в развитии речи дошкольников: недостаточный словарный запас, нарушение внимания и памяти.

Библиографическое описание: Кудрина, Н. М. Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи / Н. М. Кудрина, Е. А. Шатунова.

Формирование грамматического строя речи у старших...

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обеспечивается в единстве и взаимодействием в развитии всех сторон речи, её...

Похожие статьи

Формирование логико-грамматических конструкций у детей...

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, обусловленные недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов...

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей...

Количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) растет и, несмотря на постоянный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с ОНР в различных аспектах, проблема преодоления данного речевого дефекта всегда остается актуальной.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

 Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление.

Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны...

Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы в развитии речи дошкольников: недостаточный словарный запас, нарушение внимания и памяти.

Библиографическое описание: Кудрина, Н. М. Развиваем память у детей с общим недоразвитием речи / Н. М. Кудрина, Е. А. Шатунова.

Формирование грамматического строя речи у старших...

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обеспечивается в единстве и взаимодействием в развитии всех сторон речи, её...

Задать вопрос