Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Домошонкина, Д. Р. Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза / Д. Р. Домошонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80649/ (дата обращения: 25.04.2024).



При обучении одним из важных факторов обучения является то, что познавательную деятельность учащихся (школа, колледж, вуз) сопровождает преподаватель. По мере развития интеллекта уровень самостоятельности обучаемых должен возрастать, а уровень вмешательства педагога уменьшаться. Сущность самоорганизации учебной деятельности состоит не только из схождений объекта и субъекта, но и в создании новой организации, которая заключается в регулярной подготовке специалиста, обладающей собственной структурой противоречий и закономерностей.

Самоорганизационный процесс лишь относительно самостоятелен. Важнейшей особенностью, является использование накопленного ранее опыта, что, бесспорно, выступает в качестве точно направленного процесса. Таким образом, значит, что самоорганизация учебной деятельности — это процесс, который поддается управлению, контролю, что является его двигателем.

Самообразование студентов, это в первую очередь направление на самостоятельное профессиональное получение знаний, усовершенствование умений, самовоспитание профессиональных качеств личности и саморазвитие. Так как, самообразовательная деятельность студентов выполняет одновременно несколько функций: способность поиска знаний, использование специальных средств для осуществления самообразования — электронные ресурсы, библиотеки, различного рода коммуникации и другое. Так же, немалую роль в самообразовательной деятельности играет компетенция — так как, это высшая и одна из важных способностей мобилизовать организованные навыки в удобоваримую систему знания, умения и личностные качества, важные для выполнения новой определенной задачи, то есть способность соединять базовые элементы (знания, умения, качества, предметы, мотивы) в единое целое для достижения должного, высокого уровня исполнения действия в зависимости от контекста, цели, ситуации, и т. д. [2].

С постановлением от 19.05.2004 № 24 О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области

Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности, следует существенно скорректировать цели общего образования.

Изменения, которые происходят в последние десятилетия в технологиях производства, социальных и экономических отношениях, обусловили особо новые требования к кадровому ресурсу.

На современном рынке конкурентоспособность труда во многих случаях зависит от способности работника впитывать и развивать умения, навыки, которые применяются в совершенно разных ситуациях. В наше время успешная социальная и профессиональная карьера невозможна без готовности узнавать и осваивать новые технологии, (обязательная смена которых проходит примерно раз в пять лет), приспосабливаться к новым условиям труда, решать иные профессиональные задачи.

Школа, которая направлена точечно на энциклопедические и академические знания учащегося, с новой точки зрения запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть настроено на формирование у выпускника основных компетентностей, которые готовы удовлетворить запросы работодателей [4].

На сегодняшний день при приеме на работу, на руководящие должности, выступают новые, «глобальные» критерии отбора, ранее неизвестные. Такие как здоровье, опыт работы и знания в данной области, умение владеть иностранными языками, коммуникабельность, организаторские способности, личное обаяние, ораторские качества, наличие деловых связей на рынке данной области, работоспособность, возможность частого выезда в плановые и срочные командировки, познания в поле маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках, социальный статус, пол, возраст (наличие возрастного «резерва»). Многие пункты из вышеперечисленных возможно приобрести только путем организации самообразовательной деятельности человека.

Исходя из этого, термин «самостоятельная самообразовательная работа студента» в наше время имеет более обширное толкование и трактуется, как творческая деятельность обучаемых, направленная на усвоение, расширение, закрепление и углубление знаний, навыков, опыта и умений, полученных как на занятиях в сопровождении педагога, так и при самостоятельной подготовке в не академического обучения [5].

Усвоение полученного материала нельзя рассматривать как процесс простого перенятия знаний от преподавателя к обучаемому, так как без учета осмысления последнего, его активности, направленной на укрепления учебного материала, познание невозможно.

Многогранность форм самостоятельной работы учащихся и её важность в учебном процессе должна сопровождаться четкой организацией, то есть те мероприятия, которые проводятся преподавательским составом и самими обучаемыми с той целью, чтобы привить определенные умения и навыки по принятию и закреплению учебного материала. Основные навыки планирования самостоятельной работы, должны закладываться в корне учебного плана, где по каждой отдельной дисциплине назначается время (в часах) самостоятельных и аудиторных занятий. Что даёт возможность равносильно распределять все контрольные и самостоятельные задания в семестре [6].

Эффективность реализации самостоятельной работы учащихся напрямую зависит от некоторого ряда условий, к важнейшим из которых относятся:

– Четкость и ясность целей, наличие образовательных, самообразовательных программ;

– планирование подготовки самообразования с учетом индивидуальных особенностей и уровня интеллектуальной подготовленности обучающихся;

– внедрение принципа творческой эффективности (самообразовательная работа на разумном допустимом пределе возможностей с учетом уровня развития общих и профессиональных личностных качеств);

– своевременное поощрение за повышение качества обучения;

– анализ деятельности обучаемых и доведение до них выводов и рекомендаций по проделанной работе [1].

Из этого следует, что учебный процесс как единство воспитания и обучения только тогда будет эффективным, когда студенту будут привиты стремление к познанию и творческое отношение к усвоению изучаемого материала, когда педагог будет выступать в роли носителя современных идей, заинтересованный и способный передавать свой опыт обучаемым. Только лишь в этом случае студент будет готов устойчиво воспринимать теоретические и практические знания, как фундамент своего профессионального роста, и будет дальше приобретать навыки саморазвития, самовоспитания и самообразования.

Самообразование личности верно вплетается в контекст непрерывного развития, образования, которое в последние годы явно приобрело значение наиважнейшего социально-педагогического принципа. Последний раскрывает общий подход к выстраиванию целостной, поэтапно разбитой системы образования каждого человека на протяжении всей его жизни, системы, включающей в себя дошкольное, школьное (среднее и высшее) и после школьное образование. Данные этапы должны быть преимущественно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе обязательным образом нужно формировать готовность человека к последующему образованию и самообразованию, а на каждом дальнейшем этапе необходимо обогащать и развивать те знания, которые человек приобрел ранее [7].

По мере перехода от одного этапа к другому главенствующие позиции занимают развитие творческого направленная личности, познавательные и потребностей, способность самостоятельного овладения знаниями и применение их в практической деятельности. Уже сегодня профессиональное образование, раньше, чем другие подсистемы, встретились с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Она пришла в несоответствие с устоявшимся на протяжении длительного времени узко функциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером [1].

В общем и целом, самообразовательная компетенция, в полном своем объёме проявляется в навыках и умениях самосовершенствования, способности самостоятельной познавательной деятельности, цель которой преследует обналичивание интеллектуального потенциала в параллели с профессиональными и общекультурными запросами общества (М. И. Поднебесова). Отталкиваясь из вышеперечисленных позиций, можно смело утверждать, что выстраивание самообразовательной компетенции будущих бакалавров-педагогов существует как обязательное условие получения качественного профессионального высшего образования, на высоком уровне овладения профессией и получение желаемой квалификации, и может выступать как их профессионально-педагогическая ценность.

Литература:

  1. Косогова, А. С. Особенности организации самостоятельной работы студентов вуза с позиций компетентностного подхода [Электронный ресурс] / А. С. Косогова, М. Б. Дьякова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7142 (дата обращения: 20.04.2021).
  2. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 253 с.
  3. Овчаренко, В. А. Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента / В. А. Овчаренко // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — № 1. — С.63-
  4. Сагитова Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис.... канд. пед. наук. Казань, 2011. — С. 215
  5. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 103–109.
  6. Тельтевская, Н. В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов / Н. В. Тельтевская // АНИ: педагогика и психология. — 2016.– № 4 (17). — С.262–265.
  7. Федорова, М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Федорова Марина Анатольевна. — Орел, 2011.– С. 457
Основные термины (генерируются автоматически): знание, навык, профессиональное образование, самостоятельная работа учащихся, умение, учебная деятельность, учебный материал, учебный процесс.


Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность... Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение...

Все эти направления реализованные через учебный процесс в разных учебно-организационных формах несомненно будут способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся. Ориентация содержания современного образования...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение...

При организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке я использую различные формы обучения: коллективная или фронтальная, звеньевая, кооперативно — групповая, индивидуальная, а также методы обучения: работа с учебной литературой, работа с...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся. Профессионально-педагогическое образование должно строиться с учетом требований...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и...

Самостоятельная работа как средство формирования...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика.

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации деятельности учащихся открывает для учителя

Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любимыми приемлемыми для организации...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие, инфекционная

Классная доска используется для объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся.

Похожие статьи

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность... Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

развитие умений самостоятельной учебной работы.

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение...

Все эти направления реализованные через учебный процесс в разных учебно-организационных формах несомненно будут способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся. Ориентация содержания современного образования...

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение...

При организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке я использую различные формы обучения: коллективная или фронтальная, звеньевая, кооперативно — групповая, индивидуальная, а также методы обучения: работа с учебной литературой, работа с...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся. Профессионально-педагогическое образование должно строиться с учетом требований...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых

целью подготовки учащихся в учебных заведениях профессионального образования» [2]. В настоящее время накоплен богатый и...

Самостоятельная работа как средство формирования...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика.

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации деятельности учащихся открывает для учителя

Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любимыми приемлемыми для организации...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие, инфекционная

Классная доска используется для объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся.

Задать вопрос