Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, Д. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач / Д. В. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80646/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция, учебная задача.

The article considers communicative competence as one of the priority areas of training competitive and highly qualified personnel that meet the modern requirements of the labor market, educational tasks, communication.

Keywords: competence-based approach, communication, communicative competence, educational task.

В условиях становления нового технологического уклада инновационной экономики России обуславливает необходимость модернизации профессионального образования. Главной задачей российского государства становится подготовка специалистов, способных к успешной адаптации в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Следовательно, модернизация образовательного процесса в современных профессиональных образовательных организациях связана с формированием современных образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда. У современных выпускников вузов недостаточно сформированы ключевые компетенции, в том числе коммуникативные, подготовка компетентных специалистов должна осуществляться в процессе активного интеллектуально-коммуникативного взаимодействия.

Приоритетным направлением современного профессионального образования является ориентация процесса обучения на формирование компетенций студентов, ведущей среди которых, согласно ФГОС, является коммуникативная. В контексте коммуникативно-ориентированного обучения перед преподавателем должна стоять задача научить студентов не просто общению, а интеллектуальному общению, в процессе которого они способны самостоятельно выстраивать коммуникативный диалог, оперативно мыслить, анализировать, оперировать профессиональными терминами, структурировать и интерпретировать информацию. Главной задачей в содержании профессионального образования является разработка новых научных основ педагогического процесса, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи [1].

Результатом компетентностного подхода является формирование компетенций — целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности и личной ответственности обучающихся. После окончания учебного заведения студентам предстоит начать свою профессиональную карьеру, и развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения позволит им соответствовать требованиям работодателя в отношении коммуникативной составляющей будущего сотрудника.

Понятие «коммуникация» трактуется не только как «взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит обмен информацией и устанавливаются межличностные связи» [3], но и как сотрудничество. Следовательно, коммуникативные действия, совершаемые участниками процесса обучения, направлены на учет позиции собеседника либо партнера по коммуникации, а также на согласование действий в совместной деятельности для достижения общей цели.

Наиболее точное определение коммуникативной компетенции принадлежит И. А. Зимней, которая характеризует данное явление как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, навыков и умений, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения» [2, с.219].

В настоящее время задачный подход к построению содержания образования, сформировавшийся в отечественной педагогике, считается основополагающим. В условиях компетентностного подхода стала актуальной проблематика методологического обоснования, разработок и применения учебных задач в профессиональном образовании. Согласно логике построения ФГОС, требования к уровню подготовки выпускников конкретизируют цели образования как ожидаемые результаты. Перечень формируемых компетенций согласован с требованиями, предъявляемыми к выпускникам работодателями [3].

Содержание профессиональных задач, определяющих основное содержание формируемых компетенций в стандартах высшего образования, позволяет говорить о профессиональных коммуникативных компетенциях, обеспечивающих способность решать средствами речевой коммуникации профессиональные задачи. Все виды профессиональной деятельности, к которым готовятся будущие выпускники, предполагают владение коммуникативной компетенцией [1].

Участие в решении учебных задач дают будущему специалисту возможность более ясно представить цель своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Захарченко Н. В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/333865763/?page=6&*=CLjo7T7gY6eoVB0HXwRwTQ0tFjl7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzU2NDAzODU0Njc0NTg5MDEvMS4yIiwidGl0bGUiOiIwMlBETU41MTcucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIzMzM4NjU3NjMiLCJ0cyI6MTYxOTM4OTA4MTM2NiwieXUiOiI5NjU5Mzk1MTIxNTc1MzcwNzE2In0 %3D (Дата обращения: 22.04.2021).
  2. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку/ И. А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  3. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. — Красноярск: ГПУ 2007–255 с.: ил., табл. — ISBN 978–5–85981–226–4.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, задача, профессиональная деятельность, профессиональное образование, главная задача.


Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов в высшей школе является процесс формирования компетентного специалиста.

Компетентность - уровень образованности специалиста достаточный для самообразования и самостоятельного решения...

Высокий уровень профессиональной компетентности...

Компетентность специалиста является основным показателем проявления различных уровней самопродвижения личности в профессиональном пространстве, и является личностно значимым качеством развития специалиста.[6].

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная. учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное...

Роль коммуникативной компетентности...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

За последние годы произошли заметные изменения в обществе, в рыночной экономике, в задачах государства.

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей...

Ключевые слова:коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, первичная профессионализация, уровень развития коммуникативной компетенции.

Т. е. компетентность — результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога.

Похожие статьи

Профессиональное общение как составляющая...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, способность, эмпатия, поведение, личность студента. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование профессионально-коммуникативной...

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального

коммуникативная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов в высшей школе является процесс формирования компетентного специалиста.

Компетентность - уровень образованности специалиста достаточный для самообразования и самостоятельного решения...

Высокий уровень профессиональной компетентности...

Компетентность специалиста является основным показателем проявления различных уровней самопродвижения личности в профессиональном пространстве, и является личностно значимым качеством развития специалиста.[6].

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная. учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное...

Роль коммуникативной компетентности...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников.

За последние годы произошли заметные изменения в обществе, в рыночной экономике, в задачах государства.

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей...

Ключевые слова:коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, первичная профессионализация, уровень развития коммуникативной компетенции.

Т. е. компетентность — результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога.

Задать вопрос