К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Р. О. К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р. О. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80643/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: музыкально-ритмические упражнения; дети с задержкой психического развития; развитие чувства ритма.

Многие дети с задержкой психического развития (ЗПР) демонстрируют недостаточное развитие чувства ритма — они не могут повторить на музыкальном инструменте ритм песни и присоединиться к самому простому ритму, заданному педагогом. Такие дети зачастую не могут отличить марш от плясовой или колыбельной, разницу в смене характера музыки, что негативно влияет на их восприятии речи, развитии фонематического слуха и восприятия.

Обратившись к теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ), мы видим, что главную роль музыкально-ритмических занятий исследователи видят в их влиянии на первый и третий функциональные блоки мозга по А. Р. Лурии — блок регуляции тонуса и бодрствования и блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности [3].

Ритм как компонент музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок — это последовательность элементов и, соответственно, механизмы левого полушария необходимы для их обработки и воспроизведения. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий. Это означает, что развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, самое главное, на их взаимодействии. Поэтому специальные музыкальные занятия оказывают влияние на развитие межполушарного взаимодействия.

Особую актуальность приобретает проблема формирования способностей универсального типа в обучении проблемных детей (Л. П. Носкова, 1994; Т. В. Розанова, 1991). На сегодняшний день доказана чрезвычайная полезность и коррекционно-развивающая значимость работы по развитию чувства ритма для детей с нарушениями речи (Г. А. Волкова, 1985, 1992; В. А. Гринер, 1958), зрения (В. А. Кручинин, 1972, 1992), слуха (Т. М. Власова, А. Н. Пфафендорт, 1989; Л. Н. Носкова, 1994; Е. З. Яхнина, 1989) и интеллекта (Н. Г. Александрова, 1924; О. П. Гаврилушкина, 1989; К. Орф, 1976; F. Robins, J. Robins, 1968). Это свидетельствует об актуальности проблемы развития чувства ритма у проблемных детей для дефектологии в целом.

Работа по развитию чувства ритма у детей с ЗПР зависит от умения дошкольных педагогов организовать его, обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования, наполнить их эффективными методами и приемами работы. В связи с отсутствием специальной методики формирования ритмической способности у дошкольников с ЗПР, основанной на универсальном характере ее проявлений, содержание и методы работы заимствуются чаще заимствуются из логопедической ритмики. При этом учитываются особенности задержки психического развития детей.

Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) — это особый предмет, который направлен на активизацию музыкального восприятия детей через движение, привития им навыка сознательного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Развитие чувства ритма — это главная задача ритмики. Через музыку и движение ребенок развивает не только художественный вкус и творческое воображение, но и формирует внутренний духовный мир ребенка.

Определённое значение в решении проблемы коррекции вторичных нарушений в психофизическом развитии, на наш взгляд, может иметь изучение проблемы формирования чувства ритма у детей ЗПР, целенаправленное развитие которого в свою очередь может оказывать комплексное коррекционно-развивающее влияние на них в процессе школьного обучения. Развитое чувство ритма, как показывают исследования, посвященные изучению чувства ритма у детей с различными отклонениями в развитии (А. А. Зеленов, В. А. Кручинин, Н. А. Остапенко) способствует продуктивной и рациональной организации учебного процесса с наименьшими затратами психических и физических сил ребенка.

В целях выявления уровня чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами было организовано экспериментальное исследование.

В констатирующем этапе эксперимента приняло участие 10 человек старшей группы с задержкой психического развития в возрасте 5 до 6 лет. Нами было проведено исследования уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием трех диагностических методик. В ходе нашего исследования мы выявили, что среди детей с ЗПР большой процент тех, кто обладает низким уровнем развития чувства ритма. Еще у сорока процентов опрошенных — средний уровень развития, и лишь у одного ребенка из десяти — высокий.

По результатам экспериментального исследования были разработаны рекомендации педагогам-дефектологам по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Ритмические упражнения помогают повысить работоспособность организма, исправить умственные, физические и речевые недостатки. Дети учатся слушать музыку, передавать ее динамические оттенки через движения, у них развивается музыкальный слух и чувство ритма, пластичность и соразмерность двигательных действий с музыкальным сопровождением. Они учатся целесообразно двигаться, контролировать свои движения, организовывать их в пространстве и времени. Кроме того, использование различных средств и методов формирования чувства ритма оказывает корректирующее и развивающее воздействие на некоторые высшие психические функции, такие как мышление, внимание, память, восприятие, воображение и др.

Вместе с тем нельзя сказать, что уже существует целостная, специально разработанная система средств и методов эффективного формирования чувства ритма у школьников с ЗПР. Фактически занятиям лечебной гимнастикой и урокам физической культуры уделяется больше внимания; чем урокам ритмики. Более того, иногда уроки ритмики заменяются изучением основ танцевального искусства или обучением игре на детских музыкальных инструментах. Отсутствует комплексный подход в использовании средств и методов ритмики и регулярность проведения занятий, что, бесспорно, объясняется недостаточной изученностью проблемы формирования чувства ритма у школьников с ЗПР.

Таким образом, проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития позитивно сказывается на высших психических функциях (внимания, памяти, мышления), качественных характеристик движения, развитии таких важных для подготовки к школьному обучению личностных качеств, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Отсутствуют научные исследования чувства ритма у дошкольников с ЗПР. Динамика изменений чувства ритма в зависимости от возраста школьников до сих пор неизвестна, не определен сензитивный период для его формирования, не разработана система средств и чувства его развития с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей с ЗПР. На наш взгляд, проблема формирования чувства ритма у дошкольников с ЗПР в этих аспектах имеет большое теоретическое и практическое значение, но нам пока не удалось встретить специальных работ в этом направлении.

Поэтому в целях совершенствования системы дошкольного воспитания детей с ЗПР было осуществлено экспериментальное исследование возможностей психического развития ребенка в процессе такого обучения, в основе которого лежит формирование способности универсального типа — ритмической способности. Настоятельная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса и недостаточная разработанность проблемы развития чувства ритма у дошкольников с задержкой психического развития определяют актуальность данного исследования.

Литература:

  1. Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография. — Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. — 144 с.
  2. Малинина С. В., Брязгина Г. М. Система коррекционной работы на музыкальных занятиях в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении VIII вида // Современные проблемы и перспективы развития специальной педагогики.
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 384 с.
  4. Куприна Н. Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. С. 312
  5. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика // Учебно-методическое пособие для педагогов и школьных учреждений.- М. Аcadema. 2012. С. 153
Основные термины (генерируются автоматически): развитие чувства ритма, психическое развитие, ребенок, старший дошкольный возраст, правое полушарие, проблема использования, ритмическая способность, универсальный тип, уровень развития чувства ритма, школьное обучение.


Ключевые слова

дети с задержкой психического развития, музыкально-ритмические упражнения, развитие чувства ритма

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников.

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления...

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном возрасте как наиболее благоприятном для воспитательных воздействий периоде развития

 В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике.

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста и влиянии

Чувство ритма — это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение

Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет тою...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства. Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве одного из факторов развития чувства ритма у детей 6–7 лет. Ритм — одно из выразительных...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного...

Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на последующих этапах.

3. Определить и апробировать педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и. Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего.

Похожие статьи. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма... Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое...

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека.

Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Развитие музыкально-ритмических навыков ставит следующие цели по охране здоровья и физического развития детей

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения.

Ключевые слова. физическое воспитание, темп, ритм, старший дошкольный возраст, чувство ритма...

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников.

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления...

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном возрасте как наиболее благоприятном для воспитательных воздействий периоде развития

 В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике.

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста и влиянии

Чувство ритма — это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение

Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет тою...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства. Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве одного из факторов развития чувства ритма у детей 6–7 лет. Ритм — одно из выразительных...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного...

Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на последующих этапах.

3. Определить и апробировать педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и. Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего.

Похожие статьи. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма... Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое...

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека.

Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Развитие музыкально-ритмических навыков ставит следующие цели по охране здоровья и физического развития детей

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения.

Ключевые слова. физическое воспитание, темп, ритм, старший дошкольный возраст, чувство ритма...

Задать вопрос