В статье приводятся понятия прогнозирования и планирования, их сущность, а также место и роль в государственном управлении. Рассматривается особенность явлений во взаимодействии с другими функциями управления. В процессе изучения вопроса используются соответствующие примеры и наглядные рисунки.
Ключевые слова : прогнозирование, планирование, государственное управление, стратегия, государство, функции управления.
The article describes the concepts of forecasting and planning, their essence, as well as the place and role in public administration. The peculiarity of the phenomena in interaction with other control functions is considered. In the process of studying the issue, appropriate examples and illustrative figures are used.
Key words : forecasting, planning, public administration, strategy, state, management functions.
Сознательно или же подсознательно, каждый человек прогнозирует исходные последствия своих решений, разрабатывает некий план действий, стремится предугадать результат. Подобное явление происходит не только в обыденной жизни человека, но и при решении глобальных проблем в различных сферах. Данные явления именуются понятиями «прогнозирование» и «планирование».
Любой научно-обоснованный процесс прогнозирования и планирования, а именно рассматриваемый нами процесс в рамках государственного управления имеет огромную роль для эффективной деятельности каждого из объектов. Ключевым словом при определении сущности процессов прогнозирования и планирования является «представление». Прогнозирование и планирование всегда носят предварительный, неточный характер, ведь данные процессы не имеют безусловных ограничений.
Исходя из желаемых результатов прогнозирования и планирования, которой является достижение поставленных целей за минимальный отрезок времени, можно определить основные задачи процессов. Это научный анализ деятельности органов государственной власти, предвидение возможных решений проблем и оценка объектов прогнозирования.
Так примером выполнения задач планирования является деятельность Системы государственного стратегического планирования в РФ (МЭР). Данная система включает в себя подсистемы реализации целевых программ, прогноз СЭР на долгосрочный период, стратегии пространственного развития и др.
Переходя к основному вопросу изучения, а именно к определению места и роли прогнозирования и планирования нельзя не сказать о функциях государственного управления. Прогнозирование и планирование — это функции государственного управления. Наряду с другими функциями (контроль, организация, координация), прогнозирование и планирование занимают высшую степень необходимости.
Рассмотрим графически, место прогнозирования и планирования во взаимодействии (структуре) с другими функциями государственного управления.
Рис.1. Место прогнозирования и планирования в структуре функций государственного управления
Как видно из рис. 1, функция прогнозирования и планирования в государственном управлении занимает первостепенную, центральную роль. Ведь как ранее и говорилось, каждое решение в любой сфере начинается с прогнозирования и планирования действий. Так, функцию прогнозирования и планирования полномочны выполнять все центральные экономические органы государства. Их 6. Это Министерство экономического развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов и др. Благодаря их деятельности было принято и реализовано огромное количество стратегий развития, которые показали свою эффективность. Государственное управление-это деятельность по управлению государственными делами на основе нормативных правовых актов. Поэтому, нередко все результаты прогнозирования и планирования сводятся в официальные документы, законы и указы.
Так, результатом проведенных процессов прогнозирования и планирования в Республике Татарстан в 2015 году стал Закон о утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, именуемый в дальнейшем «Татарстан-2030». Данный закон, принятый Государственным Советом Республики Татарстан от 10 июня 2015 года, гласит о ведении мер государственного управления для всестороннего развития Республики Татарстан. «Татарстан-2030» —это стратегия долгосрочного развития, направленная на увеличение конкурентоспособности региона на федеральном и мировом уровне. Также, одними из приоритетов Стратегии являются формирование новой эффективной экономики, развитие инновационной деятельности и высокотехнологичных секторов экономики. Данная Стратегия разработана по поручению Президента РТ Минниханова Р. Н. в 2013–2015 гг. В ходе разработки был проведен анализ деятельности органов государственной власти, выявлены проблемы и спрогнозированы возможные последствия от принятых решений.
Прогнозы, планирование действий, выполнение целей Стратегии за период 2015–2021 гг. определенно имеет эффективность. Объем привлеченных инвестиций возрос на 35 %, а общий объем финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции достиг отметки в 2,4 трлн. руб.
Делая выводы, возможно в лишний раз удостоверится в первостепенной роли прогнозирования и планирования в рамках не только государственного управления, но и при решении оперативных задач. Для центрального постоянства места и роли прогнозирования и планирования необходимо постоянно усовершенствовать методы деятельности, ведь роль прогнозирования возрастает с ускорением НТР и усложнением задач управления. За прогнозированием будущее, ведь слаженная работа всех структур управления напрямую зависит от ранее запланированного хода решений.
Литература:
- Закон об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года /Текст// 17.06.2015 — Закон об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года- 1 с.
- Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: в 2 т.Т.1 Игорь Барциц.-М.: // Издательский дом «Дело» РАНХиГС,2020.-119 с.
- https://invest.tatarstan.ru/ru/advantages/strategy-2030/ -Электронные ресурсы- Стратегия 2030 //Закон об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года-17.06.2015.:-1с.