Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.05.2021

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Т. В. Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации / Т. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80611/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навыка отталкивания ногами, безопорного вращения, динамической осанки, вращения по пируэту. Систематизированы и распределены средства, направленные на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, включающих общеподготовительные, специально — подготовительные и соревновательные упражнения в процесс специальной физической и специальной технической подготовки на вольных упражнениях у гимнасток, тренирующихся на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: гимнастика спортивная, вольные упражнения, исполнительское мастерство, специальная выносливость.

Специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять композицию на должном высоком уровне. Выполняя 1,5 минуты вольные упражнения, сочетающие акробатику и хореографию, гимнастки должны обладать оптимальным и необходимым уровнем специальной подготовленности.

Специальная физическая составляющая специальной подготовленности на вольных упражнениях представлена ведущими физическими качествами, обеспечивающими в первую очередь выполнение прыжковой акробатики с вращением по сальто, пируэту и по двум осям одновременно, гимнастических прыжков с разведением ног в шпагат, поворотов на одной в разных положениях на 720 и более градусов. В спектре доминирующих физических качеств на первом месте стоят координационные и скоростно-силовые способности. Тем не менее, условия выполнения вольных упражнений предъявляют высокие требования именно к устойчивости функциональных систем и психомоторных процессов организма, которые вынуждены противостоять утомлению, накопленному при высокоинтенсивной работе продолжительностью 90 секунд. В связи с этим существенную значимость занимает специальная выносливость гимнасток.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность использования сопряженных средств, направленных на повышение уровня развития координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, их распределение на этапах макро-цикла подготовки гимнасток высокой квалификации.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с сентября 2019 по апрель 2021 года и состояло из трех этапов. На первом и втором этапах осуществлялся анализ литературы, подбор методов исследования.

На третьем этапе с сентября 2020 года по апрель 2021 было проведено тестирование гимнасток, по результатам которого была сформирована опытная группа, проведена экспертная оценка качества и сложности выполнения вольных упражнений. В дальнейшем был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на совершенствование скоростно-силовых и координационных видов специальной выносливости, получены и проанализированы результаты исследования.

Результаты исследования

В рамках данного исследования был проведен последовательный педагогический эксперимент, в котором участвовало 8 гимнасток, имеющих звание МС и выступающих по данной программе. Экспериментальная методика состояла из 3 блоков сопряженных средств, направленных на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости. Средства на этапах мак-роцикла были распределены с учетом календаря соревнований и периодов подготовки по спортивной гимнастике.

Для определения уровня развития специальной выносливости на вольных упражнениях были выбраны тесты и разработаны контрольные упражнения.

Уровень развития скоростно-силовой выносливости оценивался с помощью тестов: тест № 1 «Напрыгивание на возвышение» (кол-во); тест № 2 «Челночный бег» (кол-во); тест № 3 проба «Абалакова» (см.); тест № 4 Бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 мин. 30 сек (кол — во); тест № 5 Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во). Полученные данные обрабатывались с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок.

Уровень развития координационной выносливости оценивался с помощью контрольного упражнения: сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.

Результаты тестирования представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов тестов напрыгивание на возвышение и выпрыгивания из приседа за 1 минуту опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V, %

M ± m

V, %

Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.)

59± 2,27

10,17

73,75±0,59

2,12

р< 0,05

Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол-во)

42,25 ± 0,78

4,88

47,13 ± 0,53

2,98

Полученное tэмп (3,5) при p < 0,05 в тесте напрыгивание на возвышение, tэмп (3) при p < 0,05 в тесте выпрыгивания из приседа полученные до проведения педагогического эксперимента и после воздействия экспериментальных сопряженных средств, находятся в зоне значимости, что свидетельствует о повышении специальной выносливости, и тем самым уровня исполнительского мастерства.

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов тестов челночный бег и бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 минуту 30 секунд опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V , %

M ± m

V , %

Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.)

24,8±0,66

7,07

27,63±0,27

2,60

р< 0,05

Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во)

130,63 ±1,52

3,09

138,75 ± 0,94

1,80

В таблице 2 представлены результаты математической статистики данных тестирования до и после проведения педагогического эксперимента. Из таблицы видно, что после проведения педагогического эксперимента, наблюдается существенный прирост результатов, полученные данные статистически значимы при р < 0,05, t-критерия Стьюдента, что свидетельствует об эффективности разработанных нами средств и необходимости их применения на этапе высшего спортивного мастерства на вольных упражнениях.

Таблица 3

Сравнительная таблица результатов теста проба Абалакова опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

Уровень значимости

M ± m

V , %

M ± m

V , %

Проба Абалакова (см)

39±0,73

4,93

42,5±0,71

4,41

р< 0,05

Полученные значения в результате статистической обработки данных находятся в зоне значимости при р < 0,05. Наблюдается значительный прирост в показателях с 39 до 42 см.

С целью проверки качества выполнения последней акробатической серии на вольных упражнениях, как одного из фактора, определяющего уровень развития специальной выносливости была проведена экспертная оценка. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.

Полученное значение в результате обработки данных, последней акробатической линии до и после выполнения вольных упражнений до проведения педагогического эксперимента, с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни для связанных выборок находится в зоне значимости Uэмп = 15 при (р < 0,05), что свидетельствует о достоверности различия результатов до и после нагрузки, а также о снижении качества выполнения акробатической линии к концу комбинации и необходимости развития специальной выносливости у гимнасток высокой квалификации.

Таблица 4

Результаты экспертной оценки последней акробатической серии до нагрузки и после стандартной нагрузки опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

Сбавки за технику исполнения

До проведения педагогического эксперимента

После проведения педагогического эксперимента

M±m

V , %

Уровень значимости

M±m

V , %

Уровень значимости

до нагрузки

0,42 ± 0,009

5,54

P < 0,05

0,28 ± 0,01

12,5

P > 0,05

после стандартной нагрузки (вольные упражнения)

0,79 ± 0,01

4,46

0,32 ± 0,006

5,23

В таблице 4 представлены результаты математической статистики данных экспертной оценки до и после проведения педагогического эксперимента. Показатели до нагрузки 0,42 ± 0,009, а за тем после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,79 ± 0,01 до проведения педагогического эксперимента находятся в зоне значимости при р< 0,05, что свидетельствует об необходимости повышения уровня скоростно-силовой выносливости. Показатели до нагрузки 0,28 ± 0,01 и после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,32 ± 0,006 находятся в зоне не значимости при р> 0,05, что свидетельствует об эффективности разработанных средств.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Доказана эффективность влияния экспериментальных сопряженных средств и методических приемов на повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации. Направленное сопряженное воздействие в значительной мере стимулирует эффективный рост уровня развития координационной и скоростно-силовой выносливости (сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке, напрыгивание на возвышение, челночный бег, проба «Абалакова», выпрыгивания из приседа, бег со сгибанием ног вперед). Результаты достоверны при р < 0,05 t-критерия Стьюдента.

Результаты экспертного оценивания до и после проведения педагогического эксперимента, показал, что качество исполнения вольных упражнений улучшилось после введения в тренировочное занятие экспериментальных средств. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U-критерию Манна-Уитни. Результаты достоверны при р > 0,05.

Литература:

  1. Попова, Е. Г. Исследование специальной выносливости гимнасток (на примере вольных упражнений): автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.04/ Попова Екатерина Григорьевна; Государственный ордена Ленина и ордена красного знамени институт физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Ленинград, 1978. — 15с.
  2. Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник для образовательных учреждений. Физическая культура/ Ю. К. Гавердовский. — Москва: Советский спорт, 2014. — 368с.
  3. Чикунов, М. В. Особенности проявления и совершенствования специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта/ М. В. Чикунов // Мир спорта:сб.ст./ под ред. М. Е. Кобринского; Республика Беларусь., — 2008. — Вып. 4. — С. 17–21.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический эксперимент, специальная выносливость, проведение, уровень значимости, вольный, двойное сальто, зона значимости, опытная группа, стандартная нагрузка, упражнение.


Ключевые слова

специальная выносливость, исполнительское мастерство, гимнастика спортивная, вольные упражнения

Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию координационных...

– Начальный уровеньупражнение практически не выполнено, однако ребенок делает попытки к его выполнению — 1 балл.

В соответствие с установленными критериями на высоком уровне развития координационных способностей находятся 24 % дошкольников.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Вопросу разработки средств и методов развития у студентов общей выносливости посвящено много исследований, и каждый ученый придерживается своей точки зрения. Одни предполагают, что в качестве средства формирования общей выносливости нужно применять бег: кроссы...

Психолого-педагогические условия, необходимые для...

Новая концепция использования физических упражнений со студентами специальных

Все это свидетельствует о высокой значимости проведения педагогических мероприятий на

В ходе использования физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ...

Эффективность использования специальных вспомогательных...

Специально-подготовительные упражнения в пауэрлифтинге — это упражнения

Педагогический эксперимент проводился в течение 30 недель (июнь 2019 г. — февраль

На первом этапе эксперимента группа занималась по контрольной методике, описываемой в...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и итогового экспериментов. Экспериментальное исследование проводилось в течение четырех лет, методика...

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по...

Формирующий эксперимент был направлен на выявление предполагаемого уровня

В экспериментальной группе улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся...

Интерпретация параметров сравнительного педагогического...

В статье анализируются параметры сравнительного педагогического эксперимента по внедрению футбола в

В ходе эксперимента, до его начала и по окончании, исследовались и оценивались

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что нагрузки смешанной...

Методика повышения общей физической подготовленности...

За весь период эксперимента по всем показателям девочки экспериментальной группы, имея практически одинаковый исходный уровень физической подготовленности с девочками контрольной группы, к концу эксперимента значительно увеличили своё преимущество.

Похожие статьи

Экспериментальная работа по формированию координационных...

– Начальный уровеньупражнение практически не выполнено, однако ребенок делает попытки к его выполнению — 1 балл.

В соответствие с установленными критериями на высоком уровне развития координационных способностей находятся 24 % дошкольников.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Вопросу разработки средств и методов развития у студентов общей выносливости посвящено много исследований, и каждый ученый придерживается своей точки зрения. Одни предполагают, что в качестве средства формирования общей выносливости нужно применять бег: кроссы...

Психолого-педагогические условия, необходимые для...

Новая концепция использования физических упражнений со студентами специальных

Все это свидетельствует о высокой значимости проведения педагогических мероприятий на

В ходе использования физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ...

Эффективность использования специальных вспомогательных...

Специально-подготовительные упражнения в пауэрлифтинге — это упражнения

Педагогический эксперимент проводился в течение 30 недель (июнь 2019 г. — февраль

На первом этапе эксперимента группа занималась по контрольной методике, описываемой в...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и итогового экспериментов. Экспериментальное исследование проводилось в течение четырех лет, методика...

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по...

Формирующий эксперимент был направлен на выявление предполагаемого уровня

В экспериментальной группе улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся...

Интерпретация параметров сравнительного педагогического...

В статье анализируются параметры сравнительного педагогического эксперимента по внедрению футбола в

В ходе эксперимента, до его начала и по окончании, исследовались и оценивались

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что нагрузки смешанной...

Методика повышения общей физической подготовленности...

За весь период эксперимента по всем показателям девочки экспериментальной группы, имея практически одинаковый исходный уровень физической подготовленности с девочками контрольной группы, к концу эксперимента значительно увеличили своё преимущество.

Задать вопрос