Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Канагатова, К. К. Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / К. К. Канагатова, О. В. Завалишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80606/ (дата обращения: 27.01.2022).



В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и механизм формирования связного высказывания, имеет свои специфические особенности. Полученные данные в ходе анализа научно-методической литературы позволяют сделать вывод, что нарушение связной речи у детей дошкольного с нарушениями зрения имеет свои специфические факторы и отличается от тех же нарушений зрячих сверстников.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста, нарушения зрения, связное высказывание.

Актуальной тенденцией в Республике Казахстан становится переход к системе инклюзивного образования. Как известно, цель инклюзивного образования- включение человека с особыми образовательными потребностями в социум, формирование социально адаптированной и реализованной личности. Данная цель реализуется на всех уровнях образования, в том числе и в дошкольном образовании.

На уровне же дошкольного образования эта цель реализуется в том, что ребенок должен по окончании дошкольной образовательной организации наиболее успешно быть вовлечен в процесс школьного образования. Задачей дошкольного образования является развитие для этого всех коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями.

Исходя из вышесказанного становится актуальным изучение той группы детей с особыми образовательными потребностями, которые могут быть наиболее успешно включены в процесс школьного образования. К такой группе относятся дети с первичными нарушениями зрения.

Хороший уровень развития речи является предпосылкой эффективного усвоения детьми нового учебного материала и в значительной степени определяет успешность воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения и в школе. И стоит отметить, что воспроизведение учебного материала, умение давать развернутые ответы на вопросы, свободно излагать свои суждения требуют достаточного уровня развития связной речи. Кроме того, речь является одной из компенсаторных функций данной группы детей с особыми образовательными потребностями.

Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что вопрос развития связной речи у дошкольников с нарушениями зрения актуален.

Как известно, формирование речи детей с нарушением зрения протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Нарушение речи вкупе с недоразвитием навыков связной речи у детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.

По данным логопедов, в момент диагностики все дошкольники с нарушениями зрения обладают навыками связного высказывания как средством коммуникации. Тем не менее, данные, полученные из логопедической документации, демонстрируют следующие особенности речевого недоразвития: нарушения словарного запаса и грамматического строя, вследствие которых присутствуют затруднения в формулировании высказывания, неточное понимание и ошибки в использовании понятий языковой системы.

Исследования психологов и дефектологов показали, что нарушение зрительной деятельности вызывает большие затруднения в познании окружающей действительности. Вследствие этого словесные системы связей у многих детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образы, в связи с чем отмечается обеднение конкретных значений слов, отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи.

В работах исследователей в области логопедии, рассматривавших данную группу детей мы находим подтверждение тому, что наблюдаются не только системные нарушения речи, но и отклонения в развитии процессов восприятия, памяти, внимания, воображения и логического мышления. В связи с этим они испытывают серьезные затруднения в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. [1, с. 4]

Л. С. Цветкова утверждает, что нормально развитое зрительное восприятие имеет большое значение не только для общего психического, но и для речевого развития. В исследованиях дети, имевшие дефицит в сфере зрительно-предметных образов-представлений, испытывали трудности при актуализации слов, проявляющиеся в снижении активности извлечения слов, длительных паузах, связанные с трудностями подбора слов, трудностях переключения с одного слова на другое, с одной семантической группы на другую. [2, с.74]

Из этих данных следует, что нарушения зрения у дошкольников, в основном, приводят к недоразвитию лексико-грамматических компонентов речевой системы, которые, в свою очередь, являются основными средствами связного речевого высказывания.

Однако важно подчеркнуть, что порождение связного высказывания — это сложный процесс, и лексико-грамматический аспект не является единственным.

При построении связного высказывания существенную роль играет уровень развития таких функции, как:

  1. Способность переработки информации;
  2. Сформированность умения серийной организации движений и действий;
  3. Осуществление программирования и контроля произвольных действий;
  4. Способность поддержания работоспособности.

Чтобы ребенок мог правильно воплощать мысль в слове, необходима работа не только по развитию словаря, грамматического строя речи, но и по созданию умения строить связный текст, то есть определенным образом организовывать текст, для которого необходимы навыки организации, программирования и контроля произвольных действий.

Вышеописанные функции рассматриваются в работах исследователей в области нейропсихологии. Согласно этим данным подтверждено, что любая психическая функция должны рассматриваться как организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией. Речь, как и любой психический процесс, подчиняется данной закономерности.

1-й функциональный блок мозга — блок регуляции тонуса и бодрствования. В него входят субкортикальные, срединные, кортикальные медиобазальные морфо-функциональные системы мозга. Этот нейросоматический «каркас» формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т. д.) и модулирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно этот блок отвечает за тонус общей и артикуляционной моторики и за непроизвольную саморегуляцию речи.

2-й функциональный блок мозга — блок приема, переработки и хранения информации. Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни речевых навыков. Собственно за актуализацию, реализацию процесса речепорождения во всех его проявлениях отвечает прежде всего этот блок. В связном речевом высказывании данный блок отвечает за обработку слуховой и зрительной, кинестетической информации, построение.

3-й функциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. [с. 42]

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). В процессе формирования речевого высказывания данный аспект отвечает за произвольное самостоятельное планирование сюжета, плана.

При проведении нейропсихологического обследования было установлено, что в большинстве случаев поражения преимущественно локализованы в теменно-височной и лобной областях. Следовательно, исходя из теории локализации, данные нарушения негативно влияют на функционирование 2-го и 3-го мозговых блоков.

Следовательно, подводя итоги анализа вышеизложенных фактов, можно сделать вывод о том, что причина нарушений связной речи не только в том, что недостаток сенсорного опыта ведет к недоразвитию таких сторон речи, как словарный запас, грамматический строй, но и в том, что является причиной нарушения психических процессов, в том числе и относящиеся ко 2-му и 3-му функциональным блокам.

Вдобавок, в исследовательских трудах Т. В. Ахутиной, что у детей с недостатком зрительных функций наблюдается не только бедность зрительных представлений, но и страдает наглядно-действенное мышление, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

В связи с этим теоретически обоснована необходимость оптимизации процесса формирования связной речи у дошкольников с нарушениями зрения. Коррекционная работа над развитием связной речи у дошкольников с нарушениями речи должна идти по направлению не только по развитию речевых навыков, но и иметь комплексный подход, включать в себя и нейропсихологические методы развития высших психических функций.

Литература:

1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Соколова Т. В. Формирование связных высказываний у детей с первичной глазной патологией (косоглазием) и общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4

2. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Л. С. Цветкова. — 3-е изд. — Москва: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2010. — 320 c.

3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — 9-е изд. — Москва: Генезис, 2017. — 476 c.

4. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 496 c.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, связная речь, связное высказывание, группа детей, дошкольное образование, ребенок, том, грамматический строй, дошкольный возраст, инклюзивное образование.


Задать вопрос