Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садовская, А. Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. Р. Садовская, Е. В. Черниговских, Н. В. Муляр, И. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80586/ (дата обращения: 25.04.2024).



Возраст, когда ребенок готовится пойти в школу — самый подходящий период, чтобы развивать и формировать культуру вербального общения. Грамотная речь — одно из главных условий гармоничного развития ребенка. Если она насыщенная и правильная, дошкольник сможет более легко и ясно формулировать то, о чем думает и описывать, что видит вокруг себя.

Игра очень важна в тот период, когда детская речь развивается активно. Эта деятельность необходима для личностного и интеллектуального роста детей. Во время игровых занятий дошкольники могут получить всю информацию и впечатления.

На занятии у старших дошкольников основной деятельностью является пересказ историй и повествование в письменных беседах: они не просто говорят, а рассказывают свою собственную историю, а воспитатель при этом записывает. Эта технология может снизить скорость речи говорящего, чтобы он мог продумывать заранее и исправлять замечания. Развивающие игры разрабатываются взрослыми с целью обучения детей. Учебная программа дошкольных образовательных учреждений включает специальные обучающие игры с грамматическим содержанием, поскольку они могут улучшить грамматические знания, навыки и способности. Благодаря динамичности, эмоциям и интересу детей, такие игровые процессы позволяют обучать детей повторять нужные словоформы несколько раз.

Каждая дидактическая игра содержит следующие компоненты:

– задачи;

– содержание;

– правила;

– игровые действия.

Основной компонент — это дидактическая задача. Она связана с планом учебной программы. Остальные компоненты подчиняются ей и дают возможность для ее выполнения.

Состав игры вовлекает детсадовцев в окружающую действительность (повседневная жизнь, природа, люди, межличностные отношения).

Важная составляющая в таких играх — это игровые действия, они являются проявлением игровой деятельности детей. Благодаря наличию этого компонента, используемого на уроках, делает обучение как интересным, так и эмоциональным.

Грамматическая структура речи формируется на разных ступенях развития, в основном в общении, обучающих играх, путешествиях, прогулках и т. д.

Дидактические игры могут улучшить сенсорные и речевые способности детей. Эти типы игр влияют на увеличение словарного запаса ребенка и активизируют его, устанавливают правильное звуковое произношение и выражают способность мыслить.

Речевые игры играют важную роль в речевом развитии детей. В таких играх дошкольники учатся размышлять о вещах, которые они не воспринимают напрямую и не действуют в данный момент. Игра учит решать проблемы, основываясь на мыслях о ранее воспринимаемых объектах.

Для того чтобы установить правильную грамматическую структуру языка дошкольников, необходимо учитывать возрастные особенности и проводить занятия и игры, соответствующие конкретной возрастной группе.

Из-за большого количества подражания дети заимствовали у взрослых ошибочные словоформы, речевые приемы и общие способы общения. В этом случае важны примеры грамотных воспитателей. Если он может грамотно говорить, обращать внимание на речь других людей и хорошо понимать особенности ошибок детей, тогда они также овладеют правильной речью.

Есть два способа сформировать грамматически правильное произношение: разговоры в течение занятия и ежедневная тренировка грамматических навыков.

Дидактические игры развивают сенсорные способности, речевые навыки детей: наполняют и активизируют словарный запас, формируют правильное произношение и навыки по выражению своих мыслей.

Таким образом, дидактическая игра — это эффективный инструмент. Он способствует установлению вербальной и грамматической структуры у старших дошкольников. Ее использование возможно в любое время на занятиях во всевозможных видах деятельности. Если игры будут проводиться на постоянной основе и регулярно — уровень развития детской речи улучшится.

Овладение грамматической фонетической структурой важно для детей. Собеседник ребенка может понять фонетическое оформление речи только с позиции морфологии и синтаксиса и может быть использовано как средство общения со сверстниками и со взрослыми.

Речь ребенка — одно из главных условий гармоничного и всестороннего развития дошкольника. Чем богаче лексика, тем проще ребенку описать свои мысли и чувства, чем комфортнее ему познавать окружающую его действительность и активнее будет осуществляться его психическое развитие.

Процесс общения ребенка с окружающим его миром формируется постепенно и состоит из понимания речи и ее активным использованием

с учётом правильного грамматического оформления. Главная цель речевого воспитания заключается в освоении ребенком правил и норм родного языка, умении в нужно время и в нужном месте использовать их и овладевать главными коммуникативными способностями.

В период до поступления в школу детям остро необходимо приобретение информации, поэтому важно создать поток общения, что позвонит приобрести ему коммуникативные и речевые умения и навыки.

Речевые умения — хорошая вербальная память, логические способности и рассказать увиденное и услышанное, умение откликаться на произносимое собеседником. Развитие речевых и коммуникативных способностей — важная составляющая развивающего образования и культурного воспитания личности.

Так, в 3 года ребенок должен уметь рассказать услышанный от взрослого рассказ, который был составлен по предмету, рисунку, серии картинок). Малыш должен без труда составлять предложения с однородными членами, правильно использовать слова, в нужном роде, числе, падеже. Через год, в 4 года — ребенку необходимо уметь без помощи воспитателей придумывать и транслировать легкие тексты, осознанно используя в них слова с обобщающим значением.

В 5 лет — совершенствуются все стороны речи: увеличивается количество слов в речи, улучшается грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа. Ребенок без затруднений использует во время рассказа простые и сложные предложения и правильно грамматически строить их, вводить в разговор элементы диалогов и косвенную речь, описывать картинку, явление или игрушку по предложенному плану, а также придумывать его самостоятельно.

Сейчас у многих детей наблюдаются сложности при оформлении своей речи. Чаще всего они выявляются в ситуации. когда ребенок пытается дать развернутый ответ на сложный вопрос. В результате рассказ выстроен непоследовательно, неграмотно и нелогично. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых первостепенных.

Развитие грамматического строя речи важно вести по трем направлениям: увеличивать количество слов в личном словаре, учить формировать законченные фразы и внедрять их в речевой поток.

Остановимся подробнее на этих составляющих:

– Формирование фразы и включение её в связную речь.

Словарная работа строится на постепенном увеличение, углубление и обобщение кругозора детей об находящихся вокруг них предметах. В результате дети формируют внутри себя большой объем знаний и определенный словарь. Которые открывает возможность разговаривать не только со сверстниками, но и со взрослыми. А также понимать, о чем идет речь в литературных произведениях и о чем транслируется на ТВ и радио. Словарь характеризуется многогранностью тем, в нем представлены части речи русского языка, что к моменту поступления ребенка в школу превратит бессвязную речь в содержательную, точную и выразительную.

Чтобы ребенок научился складывать из слов фразы — важно рассказать ему о том, как слова образуются. Делать это необходимо постепенно — от простого к сложному — и начинать с существительных. На первых порах дошкольники преобразуют существительные, присоединяя к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, затем суффикс — ниц — со значением вместилища, называют существительные -названия детей животных и птиц; профессии. Затем даются задания на образование форм прилагательных и глаголов.

Занятия по формированию словоизменения начинается с тренировки по различению, сопоставлению форм слов. Юные ученики прислушиваются к окончаниям существительных, глаголов, в изменения падежных окончаний слова.

Навыки словоизменения закрепляются с постепенным усложнением: сначала в словосочетаниях; затем в предложениях и в самом конце — в связанной речи.

Работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Все слова, которые использует в речи ребенок — должны быть ему понятны, тогда они смогут их использовать и употреблять в повседневной жизни. Необходимо следить, в каком порядке ребенок ставит слова в предложении и при необходимости терпеливо и аккуратно поправлять, используя наводящие вопросы. Чаще всего затруднения вызывают правильное употребление формы глагола и его согласование с существительным в правильном лице и числе.

Для развития речи детям важно практиковаться, взаимодействуя с игрушками, предметами и наблюдая за всем. Что их окружает. Когда дошкольники описывают то, что видят на предложенной им картинке, они практикуются в составлении описания увиденного.

Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Еще одно важное занятие для развития словаря и речи дошкольника — сюжетно-ролевая игра. Эти действия вынуждают ребенка применять умения, договариваясь с товарищами по игре, подготавливать ее условия, следить за соблюдением правил и согласовывать свои действия с другими участниками.

Воспитатель стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Значительную помощь воспитателю в развитии и формировании грамматического строя речи детей должны оказывать родители. Совместная деятельность — неотъемлемая часть комплексного процесса развития речи. Чтобы повысить компетентность родителей, специалистами проводятся открытые занятия, беседы и консультации. Помощь родителей намного сокращает время работы над качественным улучшением речи детей и дает положительные результаты.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет. — М.:Академия, 2009. — 240 с.
  2. Арушанова А. Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 256 с.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, грамматический строй речи, детская речь, дидактическая игра, повседневная жизнь, правильное произношение, родной язык, учебная программа.


Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Описываются интерактивные игры, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Интерактивные игры способствуют развитию и стимулированию деятельности детей с особенностями

Дидактические интерактивные игры как для детей с ОПФР в целом, так и...

Правильная русская речь двуязычного ребёнка — залог...

Игра – как форма деятельности ребёнка, способствует его гармоничному развитию.

Дидактические игры на развитие грамматического строя речи способствуют выполнению

У каждого ребенка свой темп овладения языком. Независимо от этого, стадии речевого...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Да и занятия по развитию речи начинаются сразу с первой младшей группы.

Дети очень сосредоточены в игре. Игра — это здорово, весело, легко и непринуждённо.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие...

Формирование грамматического строя речи у детей...

Речь детей во время занятий, в момент общения друг с другом, во время игр, бесед с

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии...

Роль игры в развитии речи детей | Статья в журнале...

Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать...

Методика формирования морфологической стороны речи...

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии, в любое время во время режимных моментов воспитатель должен исправлять ошибки в речи детей.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

– полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух), навыком звукового анализа и синтеза, сформированностью фонетической стороны речи и ее грамматического строя; – достаточность словарного запаса

Логопедический досуг «День родного языка» | Статья в журнале...

 Цель— актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Обогащать речь детей пословицами о языке; Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла

Игра между командами, кто больше назовет пословиц.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие...

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Описываются интерактивные игры, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Интерактивные игры способствуют развитию и стимулированию деятельности детей с особенностями

Дидактические интерактивные игры как для детей с ОПФР в целом, так и...

Правильная русская речь двуязычного ребёнка — залог...

Игра – как форма деятельности ребёнка, способствует его гармоничному развитию.

Дидактические игры на развитие грамматического строя речи способствуют выполнению

У каждого ребенка свой темп овладения языком. Независимо от этого, стадии речевого...

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Да и занятия по развитию речи начинаются сразу с первой младшей группы.

Дети очень сосредоточены в игре. Игра — это здорово, весело, легко и непринуждённо.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие...

Формирование грамматического строя речи у детей...

Речь детей во время занятий, в момент общения друг с другом, во время игр, бесед с

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии...

Роль игры в развитии речи детей | Статья в журнале...

Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать...

Методика формирования морфологической стороны речи...

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии, в любое время во время режимных моментов воспитатель должен исправлять ошибки в речи детей.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

– полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух), навыком звукового анализа и синтеза, сформированностью фонетической стороны речи и ее грамматического строя; – достаточность словарного запаса

Логопедический досуг «День родного языка» | Статья в журнале...

 Цель— актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Обогащать речь детей пословицами о языке; Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла

Игра между командами, кто больше назовет пословиц.

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие...

Задать вопрос