Экологическая профориентация в детском саду: как реализовывать данное направление с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.05.2021

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Садовничая, Н. В. Экологическая профориентация в детском саду: как реализовывать данное направление с детьми старшего дошкольного возраста / Н. В. Садовничая, З. Б. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80495/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье представлен опыт работы педагогов с детьми дошкольного возраста в ГБДОУ детском саду № 14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Описаны результаты проектной деятельности для формирования предпосылок ранней экологической профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое образование, ранняя профориентация, дошкольный возраст, эколог, биоэколог, гидроэколог, агроэколог.

Экология стала сквозной темой, нельзя не думать о последствиях жизнедеятельности человека. Современный мир находится на грани экологической катастрофы, поэтому на одном из первых мест, в нашей стране стоит вопрос о сохранении окружающей среды. Поэтому одной из актуальных проблем современности является экологическое воспитание. Осознанное отношение к природе и окружающему миру должно стать одним из показателей оценки нравственности человечества. Нужно отказаться от потребительского отношения к нашей природе, и выбрать главную стратегию выживания человечества — это гуманное отношение ко всему, что нас окружает. Детский сад — это первое звено системы непрерывного экологического образования, ведь именно в дошкольном возрасте можно заложить основы личности, а также позитивное, гуманное отношение к природе и окружающему миру. [2]

Проведя анализ семейных ценностей, присущих современным семьям, смогли сделать вывод, что многие дети отдалились от мира природы. Небольшую часть детей родители редко вывозят на природу из мегаполисов, или не вывозят вообще. Таким образом дети отдаляются от мира природы, но самое главное, что они теряют способность чувствовать красоту и уникальность окружающего их мира. [1]

При этом дошкольный возраст — это наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания. Особенно важно, чтобы ребёнок не только видел красоту природы, которая его окружает, но и мог ее беречь, защищать и сохранять. Поэтому одним из направлений экологического воспитания является знакомство детей с профессиями, связанными с экологией.

В процессе реализации задач экологического воспитания дошкольники пытаются ответить на вопросы: «Зачем и почему взрослые люди сами создают экологическую катастрофу?», «Как это можно предотвратить?». Ответы на все эти вопросы дети могут получить в ходе реализации проектной деятельности. Именно проектная деятельность позволяет формировать общую экологическую культуру и культуру природолюбия ребёнка. Исходя из вышесказанного в ГБДОУ детский сад № 14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга реализован проект «Эколята — дошколята».

«Эколята — дошколята» — это природоохранный социально-образовательный проект, который является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. [5] Этот проект включает в себя:

– посвящение воспитанников в эколят- защитников природы;

– Проведение с детьми и родителями акции «Птицы — наши друзья! Помоги другу!».

– Тематическая выставка «Эколята — Дошколята»

– Викторина «Юные экологи».

– Создание центра развивающей среды «Эколят- дошколят». Где представлены: оборудование для экспериментирования, дневник наблюдения за погодой, лэпбуки о животных красной книги, детские энциклопедии связанные с охраной природы и т. д.

Наблюдения за детьми позволили выявить особый интерес детей к экологии. Дети задавали следующие вопросы: «А кто еще охраняет окружающую среду кроме экологов?», «Кто стоит на защите природы кроме экологов?», «Могу ли я стать помощником экологов?», «Что мне для этого необходимо?».

Эти вопросы мотивировали детей к созданию следующего проекта «Быть экологом хочу, пусть меня научат!». Педагогической целью проекта стало — повышение авторитета и популяризация деятельности экологических профессий, повышение статуса и престижа профессии «эколог», «гидроэколог», «агроэколог», «биоэколог», а также добровольческой деятельности в сфере экологии. Цель для детей — узнать кто помогает экологам защищать и охранять природу и окружающую среду. Проект «Быть экологом хочу, пусть меня научат!» реализовывался в три этапа.

На первом «Мотивационно-диагностическом» этапе осуществлялось первичное знакомство с этими профессиями, а именно с расшифровки их названий. Дети старшего дошкольного возраста находили ключевые слова, которые зашифрованы в названиях каждой из профессий, например, в слове «гидроэколог» есть заимствованное слово «гидро», что означает «вода» и «эколог». Объединив эти структурные компоненты, дети пришли к выводу, что «гидроэкология» — водная экология или раздел экологии, изучающий водные экосистемы. [4]

Таким образом на данном этапе дети познакомились с профессиями, связанными с экологией и узнали, что:

Эколог — специалист, который анализирует состояния растений и животных, а также осуществляет поиск способов сокращения отрицательного влияния деятельности человека на окружающую среду;

– Гидроэколог — изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на здоровье людей;

Агроэколог — специалист, который занимающийся охраной рационального использования земли, растительного и животного мира для сохранения чистоты почвы, воздуха, воды;

Биоэколог — осуществляет деятельность по изучению, растений, животных, бактерий, вирусов и разных живых организмов, и является фундаментом всех направлений изучения экологии. [6]

Второй «Содержательно-практический» этап включал в себя:

– Эвристические беседы «Сезонные изменения в природе», «Как изменения времён года влияют на животные и растения», «Кто следит за имениями, происходящими в природе?»;

– Составление «Кластера профессий»;

– Дискуссия «А все ли могли бы защищать природу и быть экологами или какими качествами должны обладать люди, которые выбрали профессии, связанные с защитой окружающей среды?»;

– Исследовательская деятельность «Какие орудия необходимы для эколога, агроэколога, биоэколога, гидроэколога?»;

– Полилог «Для чего нужны профессии, связанные с экологией?»;

– Просмотр познавательных мультфильмов с последующим обсуждением;

– Посещение онлайн мастер-класса «Птицы острова Котлин» Центра музейной педагогики Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Музей истории Кронштадта».

В процессе деятельности на метеорологической площадке дошкольники развивали свои когнитивные способности, отрабатывая приобретенные знания на практике. А с помощью детской лаборатории, которая находится в группе, совершали свои первые допрофессиональные пробы.

Наблюдая вместе с детьми, устанавливали связи между живыми объектами и явлениями неживой природы, которые обеспечивали экологически значимые знания, и приводили к пониманию существующих взаимосвязей в природе.

Игры на экологическое воспитание, помогают педагогам более доступно объяснить детям суть сложных явлений в природе, а также развивают познавательный интерес, уточняют, закрепляют и расширяют детские представления о явлениях в природе, растениях и животных. [3]

С помощью сюжетно-ролевых игр, дошкольникам предоставляется возможность принимать на себя роли, связанные с экологическими профессиями. В ходе сюжетно-ролевых игр дети отрабатывают следующие умения: «Гидроэколог берёт пробы воды на анализ»», «Агроэколог выращивает лук»», «Путешествие в лабораторию к биоэкологу» и т. д.

Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают игры-медитации («Я — росток цветка», «Я — весенний дождик», «Я- эколог» и др.). Такие игры дают детям много новых впечатлений о жизни и труде людей, о погодном состоянии природы, какие изменения в ней происходят, а также побуждают детей проявлять интерес к природе и способствуют развитию ценностного отношения к ней.

Данная деятельность позволила дошкольникам узнать не только чем занимаются люди, связанные с экологией, но и какими личностными качествами они должны обладать. Что очень важно в формировании экологической культуры.

В ходе реализации всего проекта проводились следующие мероприятия:

– Экономия бумаги. Дети учились не выбрасывали листы, если они уже были изрисованы только на одной стороне, использовали их ещё раз и рисовали на обратной стороне. А затем собирать и сдавать на вторичную переработку.

– Экономия электроэнергии. Дети учились осознанно относиться к электричеству, напоминали педагогам, что необходимо выключать свет, технику из розетки, когда выходишь из помещения.

– Экономия водных ресурсов. Дошкольники узнали, что комнатные цветы зимой можно поливать талой водой. А когда намыливаем руки, нужно выключать воду.

На третьем «Итоговом» этапе проекта подводились результаты проектной деятельности.

Опираясь на приобретенный опыт, мы вместе с детьми создали фото — кластер профессий в сфере экология, на котором отражены личностные качества, необходимые компетенции человека и орудия труда, которые он использует для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Дошкольники также, делились полученным опытом с воспитанниками из других групп нашего детского сада с помощью дистанционных технологий (Zoom-конференций, презентаций).

Была проведена детская конференция, где дети с небольшой помощью взрослых подводили итоги своей деятельности. Они отвечали на вопросы: «Что интересного узнали?», «Что понравилось?», «Чему научились?», «Ответили ли мы на вопрос: Кто ещё кроме эколога, охраняет окружающую среду?»

Совместно с детьми проводились акции «Подари цветок земле», «Крышечки доброТЫ», благоустройство территории и др. Таким образом привлекали родителей (законных представителей) воспитанников к реализации данного проекта. Данные формы взаимодействия помогали родителям понять значимость и ценность такого труда, воспитывая у себя ценностное отношение к защите окружающей среды и быть активными в этом.

За время реализации данного проекта, дошкольники значительно улучшили свои практические навыки пользования необходимым оборудованием, повысился интерес в познавательной деятельности, в наблюдениях, и значительно проявился интерес к профессиям связанных с экологией. Данная деятельность закладывает у детей основу эмоционального, бережного, заботливого отношения к окружающему миру и живой природе.

Опираясь на данный опыт и полученный результат, можно утверждать, что знакомить детей с экологией, экологическими проблемами, которые существуют в современном мире — это новая реальность, которая несет в себе большой потенциал для развития современных дошкольников. Дети с интересом усваивают новые знания, они готовы приобретать те навыки, которые используют в своей профессиональной деятельности люди, связавшие свою жизнь с экологией.

Особо хочется отметить, что одним из самых главных в воспитании экологической грамотности дошкольников, их ранней профориентации — это личные качества педагога, умение заинтересовать, пробуждать у детей и их родителей любить природу, а также беречь и охранять её. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что одно из важнейших условий реализации задачи по ранней экологической профориентации дошкольников — это правильная организация воспитательно-образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды, которые способствуют познавательному развитию ребёнка, его эколого-эстетическому развитию, а также формированию экологически грамотного поведения детей и родителей в различных видах деятельности.

Литература:

  1. Булатова, Р. Ф. Представления современных подростков о семье и семейных ценностях / Р. Ф. Булатова. — Текст: электронный // Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания): [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000523
  2. Глушкова, И. Н. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности / И. Н. Глушкова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 101–104. — URL:
  3. Мартыненко Л. П., Табацкая К. В. Поддержка познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством детской деятельности на метеоплощадке/ Электронное периодическое издание «Кронштадтская школьная лига». -2020. — № 2.
  4. Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536–539. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40924/ (дата обращения: 10.04.2021).
  5. ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята — Дошколята». — Текст: электронный // Эколята-дошколята, эколята, молодые защитники природы. Природоохранные социально-образовательные проекты: [сайт]. — URL: http://эколята.рф/proekt-yekolyata-doshkolyata/polozhenie/
  6. Профессия эколог. — Текст: электронный // MyUniverCity: [сайт]. — URL:https://www.myunivercity.ru/Экономика/Профессия_эколог/96423_1609174_страница1.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая среда, экологическое воспитание, детский сад, дошкольный возраст, природа, проектная деятельность, эколог, экология, старший дошкольный возраст.


Ключевые слова

экологическое образование, дошкольный возраст, ранняя профориентация, эколог, биоэколог, гидроэколог, агроэколог
Задать вопрос