Применение электронных учебных курсов в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 1500 раз

Библиографическое описание:

Мироненко, Е. А. Применение электронных учебных курсов в обучении / Е. А. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80492/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.

Ключевые слова: электронный курс, электронный учебный курс, программный продукт.

В условиях происходящей цифровизации общества и экономики, система образования претерпевает значительные изменения, происходит адаптация техник и методик обучения к новым возможностям информационных технологий. В частности, широко распространяется дистанционный подход к обучению, в классическом очном образовании начинают активно использоваться интерактивные электронные учебные курсы.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении

В настоящее время ведется активная разработка программных средств, дающих возможность преподавателю, учителю самостоятельно, без привлечения дополнительных специалистов, разрабатывать и применять интерактивные электронные образовательные курсы.

Интерактивный электронный образовательный курс можно определить, как программный продукт, включающее в себя теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

Интерактивность выражается в наличии обратной связи между обучающимся и преподавателем, и возможностью взаимодействия, обучающегося с обучающей системой.

Обучение с использованием интерактивных методов позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний [2].

На сегодняшний день рынок программного обеспечения для разработки электронных учебных курсов неуклонно расширяется, на данном рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные компании. К наиболее популярным программным средствам относятся:

– iSpring Suite;

– Moodle;

– CourseLab.

Выбор программного продукта для разработки электронного учебного курса является сложной задачей. Кроме имеющейся функциональности, наличия русифицированной версии и методической поддержки, нередко решающими аргументами становятся стоимость программы, наличие бесплатной или пробной версии.

Применение интерактивного электронных учебных курсов в обучении дает возможность преподавателю использовать для обучения разнообразный информационный контент (видеофрагменты, аудиозаписи), значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов.

Нельзя не отметить особую востребованность интерактивных электронных учебных курсов в дистанционном образовании, заочном обучении, при повышении квалификации.

Для понимания сущности интерактивного электронного учебного курса рассмотрим процесс его создания:

  1. На первом этапе разработки формулируется цель, ставится задача на разработку электронного учебного курса. Происходит выбор программного средства разработки курса;
  2. На втором этапе происходит обоснование разработки, строится психологический портрет обучающегося, готовится пояснительная записка, тематический план курса. Разрабатываются методические рекомендации к проведению занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов;
  3. На данном этапе происходит разработка основных элементов курса: планов лекционных и практических занятий, практических заданий, упражнений, тестов, вопросов для самостоятельной работы, формируется глоссарий, список литературы и интернет-источников;
  4. На предпоследнем этапе происходит разработка средств итогового контроля знаний и оценки результатов освоения дисциплины;
  5. На финальном этапе разработки, через выбранное средство разработки, происходит оформление электронного учебного курса в готовый продукт.

Как можно видеть, электронный курс это особым образом сконструированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.

Необходимо отметить, что электронный курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и давать уникальные возможности виртуального обучения, в частности, с использованием средств мультимедиа [1].

Выделяют следующие положительные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении:

  1. Появляется возможность передавать обучающимся информацию самыми различными способами: видеофайлами, аудиозаписями, графически, схемами, чертежами и т. п.;
  2. Электронный образовательный курс можно подстраивать под уровень знаний обучающегося;
  3. Появляется возможность построения индивидуализированной образовательной траектории;
  4. Происходит интенсификация самостоятельной работы обучающихся, наблюдается усиление самоконтроля, повышение самооценки обучаемого;
  5. В большинстве случаев у обучающихся наблюдается повышение мотивации, интереса к обучению за счет разнообразия форм работы и различных форм предоставления информации;
  6. Сокращается время необходимое на обработку, нахождение второстепенной информации, не относящейся к изучаемой дисциплине. В электронном курсе могут быть гиперссылки, по которым обучающиеся могут дополнительно обратиться к необходимым определениям, просмотреть видеофильмы, справочный материал;
  7. Реализуется своевременная и объективная оценка результатов деятельности студентов.

Однако, существуют и проблемы, возникающие при разработке и подготовке к занятиям с применением электронных учебных курсов, и при их проведении:

  1. Наблюдается недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторых преподавателей;
  2. Имеются сложности в интеграции информационно-коммуникационных технологий в почасовую структуру занятий;
  3. Наблюдается недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на иные действия;
  4. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения электронных учебных курсов в учебном процессе;
  5. Недостаточная развитость информационной инфраструктуры;
  6. Недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторой части студентов [3].

Происходящий на наших глазах процесс цифровизации общества, дает системе образования новый инструмент в виде информационных образовательных технологий. Данные технологии позволяют усовершенствовать традиционный образовательного процесса, что приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.

Таким образом можно сделать вывод о том, что использование интерактивных электронных учебных курсов в процессе обучения оправдано, эффективно и способствует развитию не только обучающегося, но и преподавателя.

Литература:

  1. Короповская, В. П. Методические основы создания электронного учебного курса: методические рекомендации / В. П. Короповская, О. К. Мясникова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015. — 39 c. — Текст: непосредственный.
  2. Медведева, О. А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы Moodle / О. А. Медведева. — Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 1. — С. 62–67.
  3. Пустовалов, В. К. Электронные элементы учебно-методических комплексов и их влияние на качество образовательного процесса / В. К. Пустовалов. — Текст: электронный // Белорусский национальный технический университет: [сайт]. — URL: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1584–2014–11–23–09–56–18.html. (дата обращения: 25.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): курс, электронный курс, электронный учебный курс, обучение, программный продукт, возможность, компьютерная грамотность, недостаточный уровень, обучающийся, система образования.


Ключевые слова

программный продукт, электронный курс, электронный учебный курс

Похожие статьи

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

‒ отсутствие элементарной компьютерной грамотности

Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже

Электронное обучение обеспечивает равные образовательные возможности независимо от

Для внедрения электронного обучения в систему общего образования в соответствии с...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для просмотра нужной информации, обеспечить универсальный метод доступа к огромному количеству информации, достаточно просто персонализировать доступ с системами...

Понятие и условия эффективности электронного обучения

Неизбежность использования электронного обучения или его элементов в вузе отображено во вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. стандарте третьего поколения для высшего образования. В макете данного стандарта предусмотрено наличие и использование...

Методика создания интерактивных электронных учебных курсов...

Еше одна важная сторона электронных учебных курсов состоит в том, что уменьшается потребность в

В компьютерных классах должны быть созданы все условия для работы с применением

Определены средства обучения интерактивных электронных учебных курсов.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Для того чтобы система соответствовала необходимому уровню разработки процесса электронного обучения, она должна

В современных системах ЭО курс может представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в...

Электронный курс как один из видов электронных...

Ключевые слова: электронный курс, структура электронного курса. Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении

Электронный курс разбивается на учебные модули, включающие в себя каждый информацию из функциональных блоков, то есть...

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Внедрение электронного обучения как главный элемент учебного процесса влечет за собой некоторое модифицирование общей картины российского образования. Как и любой инновационный продукт, электронное обучение имеет 2 нюанса: «за» и «против»...

Информационные технологии в дистанционном обучении

Электронный учебник — это новое средство обучения, с новыми возможностями в процессе получения образования, а не просто отрывок книги в электронном формате. Электронный учебник не только предоставляет информацию студенту, но и служит особой средой, в которую...

Похожие статьи

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

‒ отсутствие элементарной компьютерной грамотности

Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже

Электронное обучение обеспечивает равные образовательные возможности независимо от

Для внедрения электронного обучения в систему общего образования в соответствии с...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для просмотра нужной информации, обеспечить универсальный метод доступа к огромному количеству информации, достаточно просто персонализировать доступ с системами...

Понятие и условия эффективности электронного обучения

Неизбежность использования электронного обучения или его элементов в вузе отображено во вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. стандарте третьего поколения для высшего образования. В макете данного стандарта предусмотрено наличие и использование...

Методика создания интерактивных электронных учебных курсов...

Еше одна важная сторона электронных учебных курсов состоит в том, что уменьшается потребность в

В компьютерных классах должны быть созданы все условия для работы с применением

Определены средства обучения интерактивных электронных учебных курсов.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Для того чтобы система соответствовала необходимому уровню разработки процесса электронного обучения, она должна

В современных системах ЭО курс может представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в...

Электронный курс как один из видов электронных...

Ключевые слова: электронный курс, структура электронного курса. Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении

Электронный курс разбивается на учебные модули, включающие в себя каждый информацию из функциональных блоков, то есть...

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Внедрение электронного обучения как главный элемент учебного процесса влечет за собой некоторое модифицирование общей картины российского образования. Как и любой инновационный продукт, электронное обучение имеет 2 нюанса: «за» и «против»...

Информационные технологии в дистанционном обучении

Электронный учебник — это новое средство обучения, с новыми возможностями в процессе получения образования, а не просто отрывок книги в электронном формате. Электронный учебник не только предоставляет информацию студенту, но и служит особой средой, в которую...

Задать вопрос