Формирование архитектуры объектов спортивного туризма в степных районах Карагандинской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 27.04.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хамо, Думо Нуриддин. Формирование архитектуры объектов спортивного туризма в степных районах Карагандинской области / Думо Нуриддин Хамо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80466/ (дата обращения: 18.01.2022).



Статья рассматривает вопросы формирования архитектуры объектов спортивного туризма, а также проводит анализ перспектив развития спортивного туризма и функционирования комплексов этого вида спорта .

Ключевые слова: архитектура спортивного туризма, перспективы развития спортивного туризма, функционирование спортивных комплексов.

The article considers the issues of the formation of the architecture of sports tourism objects, and also analyzes the prospects for the development of sports tourism and the functioning of the complexes of this kind of sport.

Key words: architecture of sports tourism, prospects for the development of sports tourism, functioning of sports complexes.

Из большого количества комплексов спортивного туризма в Казахстане наиболее перспективными с точки зрения проведения строительных работ по улучшению их архитектурного облика являются Государственный национальный природный парк Алтын-Эмель в Алматинской области и база отдыха Jeppesen Party, находящаяся в Карагандинской области в селе Бакбакты, в долине реки Или [1]. Это обусловлено, помимо природной красоты этих мест, близостью г. Алматы, где проживает большое количество достаточно обеспеченного населения, способного стать потенциальными посетителями этих баз отдыха. Здесь предлагают различные виды спортивного туризма: джип-туры, рыбалку, водный туризм, пеший туризм, охоту, полеты на самолете, конные прогулки и велотуризм. В этих инфраструктурах функционируют гостиницы, коттеджи для проживания, рестораны, офисные здания, бани, караоке-клубы и крытые парковки.

Тем не менее, здесь существует характерная для нашей страны нехватка мест для проживания, слабая организация хорошего питания, недостаточное количество досуговых центров. Еще одним серьезным недостатком является отсутствие хороших дорог и подъездных путей к туристическим базам, и это значительно снижает число желающих отдыхать в этих комплексах.

Прежде чем начать строительные работы, был проведен социологический опрос в г. Алматы, чтобы выяснить перспективы функционирования и прибыльности комплексов спортивного туризма, когда они будут построены. Кроме того, следовало определить стоимость строительных работ в природном парке Алтын-Эмель и базе отдыха Jeppesen Party [2]. В Jeppesen Party строительные работы оказались дешевле примерно на 30 % из-за более дешевой и удобной доставки стройматериалов к объектам. Кроме того, преимуществом этой базы отдыха является наличие пресноводной части озера Балхаш.

Что касается опросов, изучающих мнение людей о наших базах отдыха, то они показали, что 37 % опрошенных не удовлетворены состоянием архитектурных объектов на этих базах отдыха. Комфортные апартаменты, по мнению опрашиваемых, увеличат число туристов на 32 %. Наличие свободных мест в недорогих гостиницах даст прирост потока гостей на 30 %. Создание охраняемых стоянок увеличит число посетителей на 17 %. Таким образом, простые строительные работы по созданию комфортных и безопасных условий для отдыха людей привлекут большое количество туристов и окупят расходы на строительство инфраструктуры в течение 3–4 лет и в дальнейшем станут приносить прибыль.

Если говорить о том, какие виды спортивного туризма оказались наиболее популярными, то наиболее привлекательным оказался пеший туризм — 67 % опрошенных. На втором месте велотуризм — 28 %. На третьем месте — конный туризм — 22 %, что неудивительно для Казахстана. Далее следуют автотуризм — 21 %, рыбалка — 17 % и охота — 8 %. Эти виды туризма не являются дорогими и не потребуют больших финансовых вложений со стороны инвестора.

Сезонная величина потока туристов выглядит следующим образом. Летом будет приезжать 40 % опрошенных, весной — 35 %, осенью — 17 % и меньше всего зимой — 8 %. Такое распределение потоков является очень удобным для работы базы отдыха. Три четверти отдыхающих будет приезжать в течении шести месяцев теплого времени года, поэтому в работе персонала не будет такой стрессовой нагрузки, как если бы летом приезжало, допустим, 90 % годового потока. Будет нормальный хороший темп работы весной и летом, поддержка семейного бюджета осенью, а зимой можно будет заняться ремонтными и другими повседневными видами работы. Возможно, даже не придется распускать персонал на зимний период времени.

Планируя непосредственно само строительство архитектурных сооружений, следует придерживаться принципа, что постройки должны быть удобными, простыми и функциональными, а также красивыми и современными. И еще они должны быть недорогими; этого нетрудно достичь, если инвестором будет сам владелец базы отдыха. Автор этой статьи спроектировал и построил небольшую удобную гостиницу, которая хорошо зарекомендовала себя на практике и уже окупила часть вложений в нее.

Перечень зданий может быть следующим. Необходимы небольшие гостиницы, в которых атмосфера спокойнее, чем в больших отелях, и обслуживание которых обходится недорого; кроме того, их можно закрывать на зимний период. Нужны гостевые домики, поскольку многие люди живут в частных домах и привыкли к отдельным помещениям. Нужны здания для столовых, продуктовых магазинов, медпунктов, администрации, службы безопасности. Из вспомогательных сооружений — это охраняемая стоянка, кордоны, блокпосты, развлекательные заведения, сауна. Проще говоря, людям надо создать привычные условия для отдыха и обеспечить их безопасность.

Факторы, влияющие на архитектуру спортивного туризма.

На развитие спортивного туризма влияют внешние и внутренние факторы. К внутренним относится материально-технические факторы. К внешним — природно-климатический, экологический, социальный, экономический, демографический и технологический факторы.

Архитектура спортивного туризма в степных районах Казахстана предъявляет ряд требований, возникающих из природно-климатических особенностей: резко континентального климата с холодной зимой и буранами, степных ветров, пыли, пустынных пейзажей и редких населенных пунктов. Архитектура напрямую зависит от формы строительных конструкций и материалов, возможных к применению. При рассмотрении сооружений, используемых местным населением до 19 века, можно понять, что круглая форма и легкость конструкций были выбраны не случайно.

Природно-климатические факторы оказывают влияние на архитектурные границы, размеры, количество и расположение оконных и дверных проемов; конфигурацию кровли; расположение сооружения в рельефе; применение характерных строительных материалов.

При мягких условиях форма пространственных границ приобретает фрагментированный, разомкнутый вид, внутреннее пространство раскрывается по отношению к внешней среде. Конструктивное решение архитектурных границ: легкость и транспортируемость.

При суровых условиях появляется замкнутый тип архитектурных границ, внутреннее пространство отличается компактностью, возникают адаптационные зоны в виде внутренних двориков и балконов.

Архитектурные решения для степных районов Прибалхашья могут выглядеть таким образом:

Архитектурное решение

Рис. 1. Архитектурное решение

Социально-экономические факторы. Характерным является социально ответственное сознание, учитывающее физическое и психическое здоровье людей. Отличительной чертой становится введение природных компонентов в здание.

Энергетические и экологические факторы.Книмотносятся: энергия солнца — фотоэлементы, солнечные коллекторы; энергия ветра — ветрогенераторы, ветряные стены, ветряные турбины; геотермальная энергия — тепло камней, грунта; энергии биомассы — первичная, вторичная; сохранение природных ресурсов, восстановление нарушенных территорий и замкнутых природных циклов; восполнение утраченных зеленых насаждений на участке строительства, применение экологически безопасных материалов и их вторичное использование.

Выводы

В настоящее время повышается уровень комфорта для проживания отдыхающих за счет различных архитектурно-планировочных решений и красивым сочетанием экологически чистых материалов. Архитекторы все чаще черпают вдохновение в естественных формах, заимствованных у природы: вид сот пчелиного улья, капилляров листьев деревьев, пузырей в мыльной воде, — все они являются хорошими идеями для строительства более плавных сглаженных форм. Такими приемами часто пользуется направление материального фундаментализма, в котором архитектура является частью природы.

В комплексах, проектируемых для использования в целях спортивного туризма, должны быть предусмотрены определенные зоны, которые бы гармонично сочетались с ландшафтом, являясь продолжением данной природной местности и вписывались в общий пейзаж. В степных районах имеет смысл использовать современные технологии и конструкции, способствующие энергоэффективности, комфорту и минимальной себестоимости строительства архитектурных объектов.

Социальный фактор в развитии спортивного туризма представлен количеством времени, которым располагает население, включая рабочее, ежегодным отпускным временем, уровнем жизни. К данному виду факторов также относятся образование, спорт и экологическая культура.

Влияние экономического фактора на туризм связано с развитием экономики страны, инфраструктуры и материально-технической базы, включающей в себя гостиницы, турбазы и различные туристические предприятия.

Экологический фактор включает в себя условия жизни людей, животного и растительного мира. Ухудшение данного фактора пагубно влияет на туризм спадом количества и качества туристических поездок, путешествий и предложений.

Сезонность также влияет на туризм и представляет собой повторение и смену спроса подъемами и спадами потоков туристов. Казахстан в большинстве случаев для каждого времени года имеет свой туристический поток. Пеший туризм и походы выходного дня пользуются спросом круглогодично. Горнолыжные туризм востребован с ноября и заканчивая февралем. Велотуризм имеет больший спрос в теплое время года, с марта, по октябрь.

Литература:

  1. Jeppesen Party [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://realkz.com/page.php?page_id=1408&parent_id=1989&item_id=2118&tab_id=0&city=36 (дата обращения 25.04.2021).
  2. ГНПП Алтын-Эмель [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.altyn-emel.kz/ru/ (дата обращения 25.04.2021).
  3. Архитектурное решение [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://dom-stroi.ru/brusproekt.htm (дата обращения 25.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): спортивный туризм, баз отдыха, казахстан, пеший туризм, архитектура, внутреннее пространство, перспектива развития, работа, теплое время.


Ключевые слова

архитектура спортивного туризма, перспективы развития спортивного туризма, функционирование спортивных комплексов
Задать вопрос