Коллектив и коллективная деятельность воспитанников с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, М. В. Коллектив и коллективная деятельность воспитанников с ментальными нарушениями / М. В. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 360-362. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80433/ (дата обращения: 27.01.2022).



Антон Семёнович Макаренко писал: «Коллектив — не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество». Мысль, высказанная в цитате, особо актуальна в работе с детьми с ментальными нарушениями.

В своей статье «Всё включено: что такое инклюзивное образование» Мария Рубникович пишет: «Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям». [1]

Однако, автор подчеркивает, и я с этим полностью соглашусь, что основным недостатком такого формата обучения является изолированность. Именно она не дает возможность ребенку свободно общаться и вступать в деятельностное взаимодействие со здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение можно рассматривать, как возможность решить данную проблему. Именно социальная инклюзия позволяет активно вовлечь инвалидов в жизнь общества. Я работаю в Центре социальной поддержке и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров». Контингент наших воспитанников — это дети с ментальными нарушениями. Вопрос социализации воспитанников, их посильное участие в различных видах трудовой деятельности является очень важным для педагогов Центра.

Л. В. Савинова в своей статье «Особенности межличностных отношений детей с нарушением интеллекта» уточняет, что «Сущностью человека как социального существа является совокупность всех общественных отношений. С рождения ребёнок попадает в сферу отношений, благодаря которым он усваивает и присваивает социальные ценности и опыт. Вопрос формирования и воспитания коллектива предполагает, в первую очередь, исследование психологических особенностей отношений между воспитанниками». [2]

В своих работах великие педагоги, такие как, А. С. Макаренко, В. В. Воронкова, Т. И. Пороцкая, Я. Л. Коломинский, В. Ф. Мачихина подчеркивали, что развитие личности ребёнка, привитие им нравственных норм поведения и формирование умения позитивного взаимодействовать со взрослыми и детьми происходит только в ходе построения межличностных отношений. Для педагога, работающего с детьми с ментальными нарушениями, очень важно создать условия для возможности возникновения общения и взаимодействия в детском коллективе.

Понятие «коллектив» «коллективное воспитание» легло в основу воспитательной деятельности С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, М. М. Пистрака, П. Н. Лепешинского и др., а позднее — В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, Н. Я. Скороходовой, И. П. Иванова.

А. С. Макаренко в статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признаки коллектива:

— «общественно ценные цели;

— совместная деятельность по их достижению;

— отношения взаимной ответственности;

— организация органов самоуправления;

— направленность деятельности на общую пользу». [3]

Л. И. Уманским в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

— «содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

— организационное единство;

— групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

— психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)». [3]

Надо отметить, что межличностные отношения, которые возникают в коллективе умственно отсталых воспитанников, имеют свои специфические черты. Это связано с тем, у воспитанников разный возраст, разный уровень умственного развития и особая структура дефекта.

М. Ф. Симкин в статье «Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе» выделяет следующие мотивы, по которым устанавливаются отношения между воспитанниками, а именно:

— «мотивы, относящиеся к учебной деятельности (учеба, поведение, отношение педагога к воспитаннику, участие в общественной деятельности;

— мотивы, отражающие совместную деятельность, общность интересов;

— мотивы, относящиеся к различным видам взаимопомощи;

— мотивы, касающиеся личных качеств ребенка». [4]

Мои коллеги и я являются организаторами и участниками долгосрочного проекта «Мультикэмп». Основой проекта является участие воспитанников в туристической деятельности, которая способствует росту их жизненной компетентности, формированию у воспитанников новых знаний, умений и навыков, а также творческого отношения к применению своих знаний, умений и навыков, что позволяет эффективно применять их в новой, непривычной ситуации в процессе социального взаимодействия (с членами своей команды, с тренерами, с воспитателями интернатных учреждений, с другими воспитанниками в обстановке интернатных учреждений и т. п.). Одной из задач проекта является целенаправленное развитие способности лиц с интеллектуальной недостаточностью к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми; расширению круга общения, выходу воспитанника за пределы семьи и образовательной организации.

В проекте «Мультикэмп» с 2012 участвовало более 70 лиц с интеллектуальными нарушениями (юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет, бывшие воспитанники нашего Центра). Это клиенты психоневрологических интернатов города Москвы № 13, 16, 20, 26, 30. К 2015 г. сформировались команды участников проекта со стабильным составом по 10 человек, которые продолжают участвовать в проекте и в настоящее время.

Наблюдая за межличностными отношениями участников с ментальными нарушениями в команде, мы с коллегами пришли к определенным выводам.

Официальная структура коллектива не совпадает со структурой личных отношений. Нами было замечено, что те воспитанники, которые симпатичны членам команды, не являются формальными лидерами. Таким образом, можно сделать вывод, что деловые и личные отношения не совпадают. Для умственно отсталого подростка важно занять определенное благоприятное положение в системе межличностных отношений. Это способствует его развитию, повышает «жизненные» компетенции и формирует мотивацию к самостоятельной жизни. Важно, чтобы в команду входили воспитанники разных возрастов. Это создает условия для новых межличностных связей. Помогая младшим воспитанникам, старшие становятся увереннее, обогащаются новым опытом. Им приходится «подстраиваться», становиться гибче и терпимее. Для младших они становятся «значимыми взрослыми». Благодаря разному возрасту членов команды, происходит создание условия для разделение трудовых поручений, возникает потребность во взаимопомощи. связей, возникают и другие, основанные, например, на разделении труда. По словам А. С. Макаренко, создаются «удивительные отношения», «нежные нюансы» товарищества.

Данные выводы находят свое подтверждение с мыслями, написанными в статье Л. В. Савиновой «Особенности межличностных отношений детей с нарушением интеллекта», которая пишет: «Отношения между умственно отсталыми детьми складываются с большими трудностями. Решающую роль играет оценка учителя, который должен постоянно показывать положительные стороны личности каждого ребёнка. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, чувствовать себя настоящим членом коллектива». [2]

Педагогу свою деятельность приходится тщательно планировать и организовывать. Необходимо выстраивать так мероприятия, чтобы они способствовали формированию адекватных межличностных отношений, носили коррекционный и воспитательный характер.

Проект «Мультикэмп» создает условия для формирования коллектива, так как есть общая цель, планируется её выполнение, намечаются перспективы и линии развития коллектива, а члены коллектива стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь. Но тем не менее руководящая и корригирующая роль всегда принадлежит взрослому (тренеру команды). Особенность занятий туристической деятельностью — это развитие самоуправления в коллективе, насыщение жизни воспитанников социально значимой деятельностью.

«Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. Очень важно, чтобы каждый умственно отсталый ребёнок воспитывался и обучался в коллективе сверстников, это научит его строить отношения с другими людьми, понимать их, сотрудничать и оказывать помощь». [2]

Именно через позитивное взаимодействие в коллективе умственно отсталые воспитанники присваивают нормы морали, получают представления о нравственном поведении. Все это становится необходимым для их успешной адаптации в социуме.

Литература:

  1. https://iz.ru/850695/mariia-rubnikovich/vse-vkliucheno-chto-takoe-inkliuzivnoe-obrazovanie
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-s-narusheniem-intellekta
  3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node14.html
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-umstvenno-otstalyh-uchaschihsya-v-kollektive
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, отношение, ребенок, коллектив, межличностное отношение детей, мотив, нарушение, совместная деятельность, туристическая деятельность, член команды.


Задать вопрос