Феномен аниме и манга в современной массовой культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 6895 раз

Библиографическое описание:

Олешкевич, К. И. Феномен аниме и манга в современной массовой культуре / К. И. Олешкевич, Г. Р. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80423/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становления и перспективы развития этих жанров в мировой культуре.

Ключевые слова: аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку.

This article explores the reasons for the worldwide popularity of anime and manga. Their influence on modern mass culture is revealed. The contribution of the Japanese art style to new Western visual products is noted. The author traces the trend of formation and prospects of development of these genres in the world culture.

Keywords : anime, manga, cosplay, Japanese visual culture, pop culture, otaku.

В настоящее время аниме и его аналог из комиксов, манга, пользуются огромным успехом далеко за пределами Японии, их промышленная стоимость превышает 15 миллиардов долларов США. Аниме — это не только сериалы для детей, но и сериалы для взрослых и даже фильмы. Несколько примеров аниме-блокбастеров включают в себя получившие признание «Унесенные призраками» студии Ghibli (2001) или недавний популярный хит «Твоё имя» (2016), первый из которых даже удостоился премии Оскар [1]. За пределами Голливуда студия Ghibli является самой прибыльной анимационной компанией в мире. В Японии их фильмы возглавляют чарты кассовых сборов и идут в кинотеатрах по несколько месяцев подряд [5].

На сегодняшний день японская рисовка имеет узнаваемый отличительный визуальный стиль и диапазон — художественный, драматический и тематический, не имеющий аналогов в мире. Японская визуальная культура уже давно экспортируется, но только за последние двадцать лет аниме и манга стали международным феноменом поп-культуры.

Сегодня манга и аниме популярны среди всех возрастных групп и охватывают широкий спектр тем и жанров, включая драму, романтику, ужасы и научную фантастику. В некоторых аниме-шоу есть даже более необычные жанры, такие как киберпанк и механика (с участием роботов). В западных странах аниме рассматривается как художественный стиль. В некоторых странах также разработали сериалы с использованием этого стиля. Один из наиболее популярных сериалов, адаптировавших этот японский стиль — это «Аватар: Легенда об Аанге», получивший международный успех.

Также был снят сиквел под названием «Легенда о Корре».

В настоящее время аниме стало одним из лучших визуальных способов, позволяющих рассказывать истории в анимированной форме, со свободой выражения в любом жанре и для любой аудитории, что контрастирует с традиционными мультфильмами, которые в основном предназначены для детей. Одна из основных причин, по которой аниме и манга выдержали испытание временем и стали настолько популярными во всем мире — это их уникальная способность расти, изменяться и развиваться вместе со своими последователями. Один из самых известных экспертов по аниме, Такамаса Сакураи, утверждает, что японское аниме получило широкое признание из-за своей нетрадиционной природы. Международные поклонники аниме утверждают, что им нравятся интенсивность и сложность сюжетных линий аниме, финал которых невероятно сложно предсказать [2].

Еще одна причина, по которой аниме стало более популярным за границей за последние два десятилетия — сокращение населения Японии. Производители аниме теперь делают контент более отвечающим западным вкусам, а также выпускают аниме за пределами Японии, поскольку это намного дешевле. Популярные аниме-продюсеры, такие как Teyuka, теперь производят и продвигают свои аниме для продажи за границу.

Также важно отметить разность в продакшне манги и комиксов. Первые обычно создаются одним человеком. Это означает, что для большей части манги художник должен рисовать и ретушировать почти 50 страниц манги в месяц самостоятельно. В отличие от комиксов в США, которые выходят ежемесячно, манги выходит еженедельно. Манги выходят в черно-белом формате по тем же причинам- раскрашивание журналов манги заняло бы много времени и сделало бы почти невозможным выпуск новых глав вовремя.

Еще одна причина такой бешеной популярности аниме и манги, а также их влияния на мировую массовую культуру. Аниме и манга активно существуют в онлайн-среде, предлагая самый различный контент которые расширяют доступ аудитории к манге в более интерактивной онлайн-среде. Этот переход от печатных носителей к цифровым форматам еще более расширяется за счет портативных видеоустройств, таких как Nintendo и Sony Play Station, которые предлагают ряд игр, основанных на популярных тайтлах манги или просто в стиле манга. Также стоит отметить, что аниматоры аниме больше контролируют эстетику своего продукта, чем режиссеры игровых фильмов [4]. Это важный элемент, который раскрывает индивидуальность и личность художника.

В 1970-е выросло первое поколение японцев, с детства смотревших аниме и читавших мангу. Придя в коммерческую анимацию в середине 1980-х, аниматоры этого поколения сделали аниме искусством [3]. Распространение аниме и манги на различных медиа-платформах безусловно позволяет расширить аудиторию по всему миру.

Начало 1990-х было периодом известным как «аниме-бум». Благодаря этому культура аниме продолжила развиваться, когда начали проводиться аниме-конвенты. Съезды любителей аниме — это большие собрания, которые могут проходить в течение нескольких дней, чтобы поклонники аниме и манги продемонстрировали свою страсть и преданность делу. Они даже включили отраслевые дискуссионные программы, где актеры озвучивания и сотрудники по созданию аниме могут встретиться на мероприятии, чтобы рассказать о своих шоу, а поклонники могут иметь возможность встретиться с ними.

Поклонники также могут собраться, чтобы купить товары и показать свой «косплей». Термин «косплей» происходит от слов «костюмированная игра», и это когда фанаты одеваются как их любимый герой и изображают этого персонажа весь день. Косплей не ограничивается аниме, он также перешел на западных персонажей из комиксов, мультсериалов, голливудских фильмов и видеоигр.

Энтузиасты манги любят говорить, что манга найдется для всех. Хотите ли вы прочитать о подростках-спортсменах, серийных убийцах, антропоморфных кошках, работниках ядерных станций, могущественных библиотекарях или бездомных божествах, вы найдете про них мангу. Лондонский Британский музей даже исследовал это разнообразие на крупнейшей выставке манги, которая когда-либо проводилась за пределами Японии, рассматривая глобальную привлекательность, изучая визуальную повествовательную форму манги и демонстрируя ее влияние во всем мире.

Привлекательность аниме и манги заключается не столько во влечении к японской культуре, сколько как адаптированному глобальному популярному культурному продукту.

Стоит отметить, что аниме и манга становятся способом открыть для себя культуру, далекую от своей. Хоть мир аниме и манги — это одновременно японский мир и другой мир фантазии. Зритель, читатель обычно отличается богатым воображением. Зачастую японские комиксы и анимация — это попытка убежать от обыденности в другой мир — волшебный и принимающий. На наш взгляд, если бы Ван Гог жил в наше время, эта культура была бы очень ему созвучна. Культурная податливость манги — одна из причин, по которой она пересекала границы во многих формах. Манга теперь становится международным языком. По этой же причине аниме и манга распространилась в России в постсоветскую эпоху, позволив определенной образованной молодежи искать убежища, как от ограничений коммунизма, так и от излишеств капитализма. Это была ключевая часть новой субкультуры отаку (фанаты, любящие мангу и аниме), которая обеспечила «защитную нишу» для российской молодежи.

В последние годы японские студии активно осваивают компьютерные технологии, используемые как для создания двумерной анимации, так и для создания трехмерной анимации. Это еще больше расширяет рамки возможного в аниме, позволяя ждать от японских аниматоров новых значительных достижений. Здоровый консерватизм анимационной индустрии Японии дает возможность предположить, что переход на компьютерные технологии будет происходить постепенно, и любителям аниме не грозит оказаться наедине с неизведанным и непривычным искусством — новая японская анимация не становится менее «японской» и сохраняет все свои лучшие традиции. И это лучший залог того, что еще не одно поколение отаку будет с радостью наслаждаться творениями японских аниматоров и мангак [3].

Таким образом, интернационализация манги и аниме, скорее всего, будет только расширяться в будущем как форма искусства, которая является одновременно ярко-японской и легко адаптируемой по всему миру.

Джозеф Най младший, придумавший термин «мягкая сила», считает мангу и аниме идеальными продуктами такой силы, утверждая, что они влияют на широкий спектр потребительского поведения, начиная от покупки японских товаров, принятию манер, культурных ценностей [2]. Манга и аниме предлагают первое познавательное знакомство с культурой для многих неяпонцев во всем мире. Эта многомиллиардная индустрия, безусловно привела к привлечению множества поклонников в Японию, поспособствовала развитию туризма. Это побудило людей со всего мира учить японский язык, что привело к созданию JLPT (языкового экзамена для неносителей). Можно с уверенностью сказать, что эта индустрия оказала влияние на всю современную культуру, которую мы наблюдаем сегодня.

Литература:

  1. Bolton, C., Csicsery-Ronay, I., & Tatsumi, T. (2008). Robot ghosts and wired dreams: Japanese science fiction from origins to anime. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  2. Deneroff, H. (2009). Astro boy and anime come to the Americas: An insider’s view of the birth of a pop culture phenomenon. Jefferson: McFarland & Company Inc.
  3. Иванов, Б. Введение в японскую анимацию. — М.: Всерос. Фонд развития кинематографии: РОФ «Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры», 2001
  4. Нейпир Сюзан. Волшебные миры Хаяо Миядзаки. — Москва: Эксмо, 2020
  5. Оделл Колин. Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. — Москва: Эксмо, 2020
Основные термины (генерируются автоматически): манга, аниме, мир, предел Японии, JLPT, время аниме, комикс, широкий спектр, Япония, японская визуальная культура.


Ключевые слова

аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку

Похожие статьи

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме.

Библиографическое описание: Понаморёва, Ю. В. Аниме как отражение японской культурной идентичности / Ю. В. Понаморёва.

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя корнями в глубокое прошлое. Некоторым может показаться несерьезным изучение таких источников как аниме и манга, но это часть материальной культуры страны и...

Мухина Юлдуз Робертовна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Кизилова Мария Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна. Рубрика: Психология. Страницы: Библиографическое описание: Кизилова, М. А. Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления...

Семашкина Маргарита Дмитриевна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Семашкина Маргарита Дмитриевна, Агильдин Владимир Валерьевич (научный руководитель). Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Семашкина, М. Д. Некоторые проблемы оснований для изменения вида...

Крайнева Раиса Канафиевна — Информация об авторе

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня. Опубликовать статью в журнале.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Физическая культура и спорт 4. Культурология 0. Искусствоведение 0.

Основные этапы развития информационной культуры студентов.

Название: Действие уголовного закона во времени. Рубрика: Юриспруденция. Страницы

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Визуальное воздействие. Визуальный слой рекламы превалирует над словесным и показывает однозначно-правильную и идеализированную реальность. Вывод: В ходе данного научного исследования мы рассмотрели способы манипуляции в рекламных текстах.

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме...

Осень в Японии — это также время любования кленом. «С каждым днем воздух становится все прохладнее, избавляя жителей страны и

Предмет исследования — особенности поэтических текстов японских авторов. японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Оплата публикации. Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI. Конечно, оплатить в банке по реквизитам тоже можно. Есть вопросы по оплате?

Похожие статьи

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме.

Библиографическое описание: Понаморёва, Ю. В. Аниме как отражение японской культурной идентичности / Ю. В. Понаморёва.

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя корнями в глубокое прошлое. Некоторым может показаться несерьезным изучение таких источников как аниме и манга, но это часть материальной культуры страны и...

Мухина Юлдуз Робертовна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Кизилова Мария Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна. Рубрика: Психология. Страницы: Библиографическое описание: Кизилова, М. А. Взаимосвязь составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и их осмысления...

Семашкина Маргарита Дмитриевна — Информация об авторе

№21 (416) май 2022 г. Авторы: Семашкина Маргарита Дмитриевна, Агильдин Владимир Валерьевич (научный руководитель). Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Семашкина, М. Д. Некоторые проблемы оснований для изменения вида...

Крайнева Раиса Канафиевна — Информация об авторе

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 июня, печатный экземпляр отправим 8 июня. Опубликовать статью в журнале.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Физическая культура и спорт 4. Культурология 0. Искусствоведение 0.

Основные этапы развития информационной культуры студентов.

Название: Действие уголовного закона во времени. Рубрика: Юриспруденция. Страницы

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Визуальное воздействие. Визуальный слой рекламы превалирует над словесным и показывает однозначно-правильную и идеализированную реальность. Вывод: В ходе данного научного исследования мы рассмотрели способы манипуляции в рекламных текстах.

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме...

Осень в Японии — это также время любования кленом. «С каждым днем воздух становится все прохладнее, избавляя жителей страны и

Предмет исследования — особенности поэтических текстов японских авторов. японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Оплата публикации. Есть много удобных способов оплаты: любые карты Visa, Mastercard и МИР; электронные кошельки Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI. Конечно, оплатить в банке по реквизитам тоже можно. Есть вопросы по оплате?

Задать вопрос