Эколого-экономические аспекты управления отходами на примере автотранспортного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Хайдаров, Д. Х. Эколого-экономические аспекты управления отходами на примере автотранспортного предприятия / Д. Х. Хайдаров, Р. Ф. Юльметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80410/ (дата обращения: 21.01.2022).



В работе рассмотрены некоторые аспекты отходообразующей деятельности и обращения с отходами автотранспортного предприятия, а именно: порядок обращения с отходами на автотранспортном предприятии ООО «АТП-579», источники формирования отходов в процессе работы автотранспортного предприятия, порядок их учета, способы регулирования природоохранной деятельностью.

Ключевые слова: автотранспортное предприятие, твердые отходы; класс опасности; утилизация.

В настоящее время наиболее значимой экологической проблемой стала проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления, а именно: накопление, размещение, транспортирование, использование и обезвреживание отходов. Рационально построенная система управления отходами необходима для предотвращения серьезного загрязнения окружающей среды. Одним из основных источников загрязнения является автотранспорт на всех стадиях своего жизненного цикла, начиная от производства, эксплуатации и заканчивая его утилизацией.

Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей приводят к тому, что на автотранспортных предприятиях накапливаются отходы. Масла, нефтепродукты, консистентные смазки, этиленгликоль, тормозная жидкость — все эти химические продукты могут попадать в почву и наносить вред окружающей среде.

Объектом исследований является ООО «АТП-579». Основной вид деятельности ООО «АТП-579» — это автосервисные услуги. Предприятие имеет на балансе легковой автомобильный транспорт, который обслуживает само предприятие, а именно: проводит диагностические работы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей отечественного и зарубежного производства.

Производственная структура предприятия представлена следующими подразделениями: административный корпус, гараж с ремонтным отделением и автомойка. Характеристика структурных производственных подразделений ООО «АТП-579» с указанием производственных операций, в результате проведения которых образуются отходы, представлена в таблице 1. Наименование и код отходов приведены в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходов) [1].

Таблица 1

Характеристика подразделений ООО «АТП-579»

п/п

Подразделение и виды работ, выполняемые на данном участке

Технологический процесс, источник образования отходов

Наименование отходов по ФККО

1

Администрация, автомойка

Административно-управленческий аппарат, автосервисное обслуживание

Освещение помещений люминесцентными или ртутными лампами

4 71 101 01 52 1

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

Автомойка автомобилей

7 23 102 01 39 3

осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более

Автомойка автомобилей

4 06 350 01 31 3

всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений

Шиномонтажные и балансировочные работы

9 21 130 02 50 4

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

Уборка территории

7 33 390 02 71 5

смет с территории предприятия практически неопасный

2

Гараж, ремонтное отделение

Диагностические работы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

9 19 204 01 60 3

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более)

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

9 20 310 02 52 4

тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых

Замена моторных масел автомобилей

9 21 302 01 52 3

фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные

Замена моторных масел автомобилей

4 13 100 01 31 3

отходы синтетических и полусинтетических масел моторных

Замена аккумуляторных батарей автотранспорта без слива электролита

9 20 110 01 53 2

аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

Шиномонтажные работы

9 21 130 02 50 4

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

Уборка производственных помещений

7 33 390 02 71 5

смет с территории предприятия практически неопасный

Расчет нормативов отходов эксплуатации и обслуживания собственных автомобилей выполняется расчетно-аналитическим методом с учетом конкретной комплектации каждого автотранспортного средства и имеющихся данных об удельном образовании отходов [2].

Каждое транспортное средство за все время эксплуатации образует отходы, объем которых превышает массу автомобиля в 10 раз. С учетом воды, которая требуется для мойки и промывки системы охлаждения, эта цифра увеличивается в 10 раз. Таким образом, отходы на автотранспортном предприятии могут быть различного происхождения: это и бытовой мусор, и лом, образующийся в результате ремонта, и прочие остатки. В целом их можно разделить на следующие категории:

— отходы от оборудования, обрабатывающего металл: металлическая стружка, пыль и лом; обтирочный материал, которым вытирали масляные детали оборудования;

— отходы от сварки: утильсырье стальных сварочных электродов;

— отходы автомойки: осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод.

Класс опасности каждого вида отхода устанавливается по степени воздействия на окружающую природную среду (ОПС) [3]. В таблице 2 указаны классы опасности отходов предприятия в соответствии с федеральным классификационным каталогом.

Таблица 2

Класс опасности отходов ООО «АТП-579»

п/п

Наименование отхода по ФККО

Класс опасности

1

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

1

2

Осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более

3

3

Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений

3

4

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные

4

5

Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более)

3

6

Тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых

4

7

Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные

3

8

Отходы синтетических и полусинтетических масел моторных

3

9

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

2

10

Смет с территории предприятия практически неопасный

5

Таким образом, в результате деятельности предприятия ООО «АТП-579» в течение года образуются отходы всех классов опасности (табл. 2, 3). Наибольшее количество отходов приходится на 4–5 класс опасности. Отходы 1–3 классов составляют незначительную часть от общей массы. Захоронение отходов 1–3 класса вместе с твердыми бытовыми отходами на городских свалках и полигонах не допускается. Эти виды отходов необходимо обязательно обезвреживать перед утилизацией, переводя в отходы с меньшим классом. Так, например, масляные фильтры отработанные и обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами c содержанием более 15 %, которые относятся к третьему классу опасности, допускается сжигать в специальных установках или котельных, при условии учета данных о выбросах в проекте ПДВ.

Таблица 3

Класс опасности отходов ООО «АТП-579»

п/п

Отходы по классам опасности

Наличие на начало отчетного периода, т

Образование за отчетный период, т

Наличие на предприятии на конец отчетного периода, т

1

I Класс

0

0

0

2

II Класс

0

0,325

0,325

3

III Класс

0,0756

0,567

0,4006

4

IV Класс

0,054

0,948

1,002

5

V Класс

0,0986

1,5

1,5986

Всего

0,2282

3,34

3,5682

В связи с тем, что обращение с отходами автотранспортного предприятия относится к видам негативного воздействия, и в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» [4] все юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны платить за размещение каждого вида отходов производства и потребления. Виды плат подразделяются на:

— плату в пределах установленных лимитов;

— за сверхлимитное размещение.

В результате обезвреживания отходы третьего класса переходят в отходы четвертого класса, превращаясь в золу. Такие отходы, как ртутные лампы и аккумуляторы автомобильные, обладают токсичными свойствами, вследствие чего их утилизация допускает-

ся только в специализированных организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности. Все отходы 4–5 классов опасности, кроме покрышек автомобильных, допускаются захоронению вместе с бытовыми отходами на общегородских свалках и полигонах. Однако ряд отходов принимаются в специализированную организацию для дальнейшего использования в виде сырья для производства различных видов продукции. К ним относятся: лом черных металлов, лом медных сплавов, лом алюминия, лом легированной стали (нержавеющая сталь), древесные отходы, масла автомобильные, масла индустриальные. На ООО «АТП-579» организованы места хранения отходов, соответствующие требованиям природоохранного законодательства, отходы вывозятся для передачи специализированным организациям, по мере их накопления. Разработана и внедрена система управления охраной окружающей среды в соответствии с ISO 14001. Частью данной системы является система управления деятельностью по обращению с отходами. Целью ее является обеспечение законодательно установленных норм и требований, ограничивающих вредное воздействие производственных процессов и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов.

Таким образом, важнейшей задачей ООО «АТП579» является оптимизация структуры управления отходами предприятия. В процессе эксплуатации автомобиля, его ежедневного обслуживания, текущего ремонта, замены изношенных деталей и шин, образуется огромное количество отходов. Большую часть изношенных деталей можно использовать для получения вторичного сырья или вторичного продукта. Внедрение системы управления отходами и реализация предложенных мероприятий обеспечит уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и уменьшение платы предприятия за негативное воздействие.

Литература:

  1. Федеральный классификационный каталог отходов. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (с изменениями от 2 ноября 2018 года № 451)
  2. Приказ Минприроды России от 7 декабря 2020 года № 1021–«Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», М., 2020. — 21 с.
  3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536 (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2015 г., регистрационный № 40330) — «Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», М., 2014. — 14 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отход, класс опасности, автотранспортное предприятие, окружающая среда, ремонт автомобилей, обтирочный материал, техническое обслуживание, металлический корд, механическая очистка, негативное воздействие.


Задать вопрос