Библиографическое описание:

Спирина М. В. К вопросу о значении работы по памяти и воображению // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 124-126.

В истории развития изобразительного искусства четко определились две линии в подходе к изображению натуры. Например, в Голландии и Фландрии были специалисты отдельных жанров, вплоть до натюрморта. Таким ярким примером может служить Снейдерс. Узкая специализация позволяла художникам работать без натуры, хотя в основе выработанных ими технических навыков и приемов, лежало постоянное наблюдение и всестороннее изучение натуры. Характерным примером специалиста одного жанра в русском искусстве был Айвазовский, который овладел жанром мариниста настолько, что писал картины «от себя», не выходя из мастерской. Художник, много и упорно работающий в области одного жанра, настолько осваивает мастерство, что с легкость пишет свою тысячную по исчислению картину.

Своим мастерством, приобретенным трудом и опытом, он с легкостью делится со зрителями. Однако зрители начинают замечать схожесть работ и некую повторяемость жанра. В истории искусства много имен замечательных мастеров своего излюбленного жанра, писавших с необычайной легкостью, оставивших после себя огромное количество произведений. Назовем, например, Рубенса.

Умение рисовать по памяти обеспечивается также знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения и других наук, связанных с художественной деятельностью. Эти дисциплины в подготовке студентов должны быть обязательными и тесно взаимосвязанными с учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи и композиции.

Программа подготовки учащихся к рисунку по памяти включает различные задания и упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых программных заданий. Количество часов на такое повторение рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение этюда с натуры. Обычно при этом дается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти учащийся стремился передать обобщенное впечатление от натуры за счет нивелирования подробностей. Однако отказ от передачи в этюде деталей часто приводит к неоправданным упрощениям, что может негативно сказаться на дальнейшем учебном опыте.

Повторение программных заданий по памяти проводится обычно сразу же после их завершения. При таком подходе учащиеся часто пытаются восстановить в памяти и скопировать только что выполненный с натуры этюд. Во избежание копирования своего этюда можно повторять задания по памяти, но с другого ракурса или через несколько дней после проведения занятия. Тогда учащиеся действительно будут больше опираться на память натуры и умение запоминать и передавать ее тональные или тонально-цветовые особенности, характер формы, пропорции, движение. Такие упражнения полезно проводить непосредственно после завершения задания с натуры.

Если мы рассматриваем занятия по живописи, то в работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Начинающего живописца подавляет большое разнообразие тонких оттенков цвета натуры, ее цветовое разнообразие. Запомнить и передать цветовое состояние натуры сложно. Это объясняется неразвитым живописным видением. Наблюдаемый в момент выполнения этюда цвет в натуре может быть впоследствии вытеснен цветом более понятным для рисующего.
Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто оттенками зеленого цвета, кирпичный дом - оранжево-красным, небо -голубым и т. д. Знание предмета, а также закономерностей и принципов перспективы, цветоведения должно помогать воссоздать образ натуры. Эти знания служат своеобразным контролем и основой памяти, и на этой основе надо запоминать и передавать отмеченные в момент наблюдения характерные особенности цветового строя натуры с учетом освещения и настроения. Если не передать эти особенности, то этюд будет лишен живости и жизненной правды. Нужна постоянная тренировка, направленная на развитие чувства тонально-цветовой цельности, тогда этюды не будут абстрактно-обобщенными и похожими друг на друга.
Продолжительность наблюдения также может оказывать влияние на полноту и качество запоминания изображаемого. Однако это не нужно связывать с возможностью механического «заучивания» подробностей натуры. Наш взгляд чаще останавливается на том, что послужило причиной заинтересованного внимания, наблюдения. На основе наблюдения наиболее интересного и характерного в натуре должно воспитываться умение запоминать. Это может быть состояние освещенности, погоды цветовой строй и ритм предметов, характер их формы, движение или покой, а нередко и интересная деталь и т. д. С этих отправных моментов (или учебно-творческой установки) начинается анализ и запоминание содержательной части натуры, ее характерных особенностей и интересных деталей.
Наблюдая и анализируя натуру, студент должен стараться как можно яснее представить себе будущий этюд, рисунок, а для этого видеть и запоминать натуру в цвете, линиях, мысленно компоновать, писать ее в памяти. Прикасаясь к листу бумаги, студент уже должен знать и предвидеть свое будущее произведение. Таким образом, процесс анализа и запоминания натуры, скорее всего, превращается в процесс написания натуры по памяти, перевода ее в определенную форму изображения. Такое запоминание легче и прочнее, чем механическое «срисовывание».
На завершающей стадии или после выполнения задания по памяти провести проверку и уточнение этюда по натуре. Натура богаче любого запаса наблюдений, опыта. К тому же уточнение по натуре должно служить дальнейшему обогащению и развитию памяти. Если писать этюд, композицию только на основе памяти и представлений, не обогащая себя натурными впечатлениями, то это может привести к штампу, манерности, упрощенности и некоторой стилизации. Живопись по внешнему виду может быть красивой, легкой, но лишенной живописных тонкостей, свежести. В таком случае она будет слишком общей, скучной, холодной.
Если рассматривать аспекты рисунка по памяти и воображению графическими материалами, то суть работы не меняется, меняется только техника. В графических зарисовках развитие чувства равновесия, ритма, пропорций натуры происходит во время выполнения ряда упражнений, нацеленных на выявление главного и характерного. Запоминание увиденного базируется на тех же принципах, что и в живописи (о которых мы упоминали выше), только цвет здесь отходит на второй план, а на первый выходит – тон. К тону добавляется линия и пятно. В системе подготовки студентов художественных специальностей не выделяется отдельного времени на зарисовки по памяти и воображению, поэтому преподавателю необходимо отдельно проводить краткосрочные сеансы в процессе работы над той или иной постановкой. Также очень важным, является выполнение самостоятельной части работы во вне урочное время, когда студенты находят объект для изображения, ракурс и подбирают технику работы. Это позволяет им более обширно охватить тематику, более разнообразно и творчески подойти к выполнению задания. На стадии самостоятельно выполненных работ по представлению и воображению вырабатывается некоторая ответственность, смелость в принятии решения, непосредственно связанного с художественной деятельностью студентов.
Что касается выполнения постановок в аудитории под контролем руководителя, то для более эффективного развития художественного мышления и воображения необходимо менять местоположение и ракурс. В изучении студентами натуры преподаватель должен постоянно контролировать учебный процесс, пересаживать студентов, менять их местами. Такие методы работы позволяют студентам осваивать курс рисунка и живописи более эффективно, так как изучение натуры происходит всесторонне. Важным моментом является то, что студенты не «привязываются» к одному и тому же месту или ракурсу, а ищут новые возможности в передаче и раскрытии натурного материала. Изображение модели с различных ракурсов позволяет целостно увидеть постановку, изучить ее характерные особенности, понять специфику того или иного задания, предложенного преподавателем.
Очень полезно делать этюды-зарисовки, наброски с натуры, по памяти интересных наблюдений и впечатлений, некоторых деталей натуры. Это может быть форма, характер, особенности цветовой окраски (например: облаков, веток, листьев различных деревьев, кустарников, цветов, трав, плодов, ягод и т. п.). Накапливая знания и представления о деталях натуры, художник приобретает необходимую свободу и независимость от натуры. Это пригодится ему в дальнейшей учебной и творческой деятельности, позволит расширить границы художественного мышления и воображения, раскроет по-новому всесторонне развитую, творческую личность.

Литература:
  1. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии восприятия. – М., 1976.

  2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.- М.: Просвещение, 1995.

  3. Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. – М.- Л., 1948.

  4. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.

Основные термины (генерируются автоматически): изучение натуры, всестороннее изучение натуры, изображению натуры, цветовое состояние натуры, натуры этюд, цветового строя натуры, «заучивания» подробностей натуры, оттенков цвета натуры, цветовых характеристик натуры, память натуры, образ натуры, содержательной части натуры, процесс написания натуры, запоминания натуры, деталях натуры, натуры преподаватель должен, деталей натуры, пропорций натуры, памяти наибольшую сложность, памяти интересных наблюдений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос