Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 983 раза

Библиографическое описание:

Рабовалюк Л. Н. Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/archive/36/4174/ (дата обращения: 17.10.2018).

В результате проведенного эмпирического исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о психологическом компоненте гестационной доминанты. Найдены статистически достоверные отличия среди структуры ценностных ориентаций в группах с разными типами психологического компонента гестационной доминанты.

Ключевые слова: тип психологического компонента гестационной доминанты; ценностные ориентации; беременные женщины.

Определение варианта психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), по мнению И.В. Добрякова, отражает особенности основных значимых отношений беременной женщины, и является очень важной частью работы любого специалиста [3, 4]. Выявление ПКГД не только структурирует работу, помогает лучше понять женщину и ее проблемы, но и ориентирует на постановку конкретных целей и задач психологической помощи. А зная, структура ценностных ориентаций беременной женщины и ее тип ПКГД, перинатальный психолог может правильно выстроить коррекционную работу. И.В. Добряковым хорошо описаны личностные особенности беременных женщин с разными типами ПКГД [3, 4], М.С. Вербицкая описала особенности течения беременности, родов и послеродового периода у женщин с разными ПКГД [2], Т.В. Скрицкая исследовала систему ценностных ориентации, ее особенности, место ценностных ориентации в структуре личностных качеств в период беременности [6, 7]. Однако работ посвященных изучению структуры ценностных ориентации беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты нами не было найдено, в связи, с чем мы выдвинули гипотезу, о том, что существуют различия в ценностных ориентациях беременных женщин с разными группами типов ПКГД.

Для проверки гипотезы была сформирована выборка из 154 беременных женщин на разных триместрах беременности в возрасте от 17 до 39 лет (средний возраст - 26,4 ± 0,5 лет), которая была разделена на три анализируемые группы на основе анализа результатов беседы, наблюдения и методики «Тест отношений беременной (ТОБ)» [4]. Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), который представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение беременности и создание благоприятных условий для развития будущего ребёнка. ПКГД отражает формирование особенности отношения женщины к своей беременности и её поведенческие стереотипы [3].

Первую группу составили 22 женщины (14,28%), имеющих преимущественно оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ОТ ПКГД) (не менее 7 баллов по шкале оптимального типа и отсутствие тревожного и депрессивного компонента (ПКГД)). Вторая группа может быть названа «группой риска» (ГР) - 98 беременных женщин (63,64%). В неё мы включили женщин, имеющих преимущественно эйфорический, гипонозогнозический, смешанный иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Третью группу с преимущественно гипонозогнозическим и тревожным типами психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы составили 34 беременных женщин (22,07%). В эту группу мы включили всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (более одного балла по депрессивной шкале) (ПКГД).

Проведенная комплексная диагностика структура ценностных ориентации беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты, включала наблюдение, беседу и следующий набор методик: 1) Методика «Тест отношений беременности» (ТОБ И.В.Добряков, 1996 г.), использовалась как основная для распределения беременных женщин на группы [3]; 2) методика изучения внешних и внутренних ценностей личности (О.И.Мотков, Т.А.Огнева, 2008г.) использовалась для выявления внешних и внутренних ценностных ориентаций [5]; 3) методика Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова. (1994г.) необходима для раскрытия самой структуры ценностных ориентаций беременных женщин [1].

После психодиагностического обследования, был проведен качественный и количественный анализ результатов тестирования, достоверность различий выявлялась с помощью непараметрического критерия Mann Whitney, а для выявления корреляционной связи признаков использовался непараметрический коэффициент корреляции Кендалла.

Методика изучения структуры ценностей, группирующихся по оси внешнее – внутреннее (О.И. Мотков, Т.А. Огнева, 2008г.), основанная на теории самодетерминации личности Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна, позволила изучать значимость и реализацию внешних и внутренних ценностей конфликтность и атрибуцию причин их осуществления. Статистически достоверные различия были найдены по критерию большей значимости внешних ценностей (U=52,0 при p=0.050) у женщин третьей группы, чем у женщин ОП тип ПКГД и женщин из группы риска (U=261,5 при p=0.022). Женщины ГР и третьей группы ПКГД большей значимостью для себя наделяют такие внешние ценности, как «хорошее материальное благополучие», «известность, популярность», «физическая привлекательность, внешность», «высокое социальное положение», «роскошная жизнь». Согласно подходу, основанному на самодетерминации личности Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна [5] слабое удовлетворение базовых психологических потребностей ведет к развитию беспокойства, проблем с психологическим здоровьем, к большей ориентации на внешние ценности видимого благополучия (материальное благополучие, популярность, внешность). Они ориентируют человека преимущественно на отношения к себе со стороны других и оценку в социальной среде своей значимости, т.е. на эгоистическое социальное самоутверждение (смотрите, вот я какой!), возможно, являются проявлением психологической компенсации трудностей утверждения в семье. Внутренние ценности больше ориентируют на значимость близкого другого и на развитие внутреннего личностного мира, его самовыражение в творчестве, на бескорыстное и эстетическое ценностное отношение к природе. Они существенно более широки и альтруистичны, чем ценности внешние, и сходны по своему содержанию с бытийными ценностями А. Маслоу, являющимися выражением реализующейся потребности в самоактуализации и в любви. Внешние ценности выражают скорее активность нижележащих уровней его пирамиды потребностей. Негативно на удовлетворение базовых потребностей влияет жестко контролирующий, эмоционально холодный, равнодушный стиль отношений родителей и учителей к детям, причем в любой культуре. По данным Д.Р. Коннелла, М. Линча и В.И. Чиркова базовые психологические потребности, внешние и внутренние ценности обнаруживаются у испытуемых разных культур (Америка, Россия, Китай и др.) [5 ].

Что касается атрибуции причин возникновения конфликтности осуществления внешних и внутренних ценностей, женщины из группы риска (U=147.5 при p=0.019) и третьей группы ПКГД (U=45.5 при p=0.023) чаще склонны преувеличивать роль внешних обстоятельств и факторов, влияющих на осуществление (реализацию) внутренних ценностей, чем женщины ОП типа ПКГД.

Интересна для нас была, и сама модель ценностных ориентаций в рамках нормативного подхода С.С.Бубновой, которая предлагает концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности с его методологическими принципами исследования, такими как нелинейность, иерархичность и динамичность [1].

Были найдены статистически достоверные различия по следующим ценностным ориентациям. Ценностная ориентация на «любовь» (U=97.0 при p=0.059) статистически достоверно более значима у женщин группы риска, чем у женщин с ОП типа ПКГД. А потребность в «общении» выше у ОП типа ПКГД, нежели чем у женщин из третьей группы ПКГД. А если сравнивать ГР ПКГД и третью группу, то потребность в «общении» выше у женщин ГР (U=149.0 при p=0.028).


от.

фин.

прек.

мил.

люб.

позн.

стат.

призн.

соц.акт.

общн.

здор.

1 - ОП ПКГД

3,11

2,22

3,11

4,66

3,77

2,44

1,55

3,88

1,88

2,77

3

2 - ГР ПКГД

3,44

2,58

2,82

5,17

4,44

2,79

2,29

4,08

2,32

2,55

3,14

3 - 3-я гр. ПКГД

3,66

2,44

1,77

4,88

3,88

1,77

2,33

4,33

2,77

1,88

3,33


Из диаграммы видно, что структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными типами ПКГД имеет почти одинаковые основные пики ведущих ценностных ориентаций (ценностные ядра): «помощь и милосердие к другим людям» (4,66 у ОП ПКГД; 5,17 ГР ПКГД и 4,88 третья группа ПКГД) и «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (3,88 у ОП ПКГД; 4,08 ГР ПКГД и 4,33 З-я ПКГД); ценностная ориентация на «любовь» (3,77 ОП ПКГД; 4,44 ГР ПКГД; 3,88 З-я ПКГД).

Структура ценностных ориентаций беременных женщин с оптимальным типом ПКГД отличается от ГР и 3-ей группы ПКГД меньшей значимостью таких ценностных ориентаций как: «приятное времяпрепровождение, отдых», «высокое материальное благосостояние», «помощь и милосердие к другим людям», «высокий социальный статус и управление людьми», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «здоровье». Но большей значимостью таких ценностных ориентаций как: «поиск и наслаждение прекрасным», «общение». Ценностные ориентации на «познание нового в мире, природе, человеке» и «любовь» у женщин с ОП типом ПКГД ниже, чем у женщин ГР, но не существенно они отличаются от третьей группы ПКГД.

В результате эмпирического исследования можно сделать вывод:

1) Ценностные ориентации беременных женщин достоверно различаются по выделенным типам ПКГД.

2) В выборке женщин чистый преимущественно оптимальный тип встречается в 14,28% случаев.

3) Группа риска по типу ПКГД была выявлена у 63,64% респондентов.

4) Чем оптимальнее тип ПКГД, то есть движение от третьей группы к первой, тем меньше значимость внешних ценностей.

5) Женщины из группы риска и третьей группы ПКГД чаще склонны преувеличивать роль внешних обстоятельств и факторов, влияющих на осуществление (реализацию) внутренних ценностей, чем женщины ОП типа ПКГД.

6) Ценностная ориентация на «любовь» статистически достоверно более значима у женщин ГР, чем у женщин с ОП типа ПКГД.

7) Потребность в «общении» выше у ОП типа ПКГД, нежели чем у женщин из третьей группы ПКГД.

В результате проведенного исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о ПКГД и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации практических психологов и медицинских работников, оказывающих психологическую помощь беременным женщинам.


Литература:

  1. Бубнова С.С., Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования // http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/bubnova_ss.html

  2. Вербицкая М.С. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода у женщин с различным психосоматическим статусом http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&task=view&id=738&Itemid=52&showall=1

  3. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков //Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сб. мат. конф. – СПб., 2001. – С. 39-48.

  4. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты// Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост.А.Н.Васина. – М.: 2005. – С. 93 – 101.

  5. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации», вар. 2. М., 2008. http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm; [http://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html]

  6. Скрицкая Т. В. Ценностные ориентации женщин в период беременности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 2002, 162 c.

  7. Скрицкая Т.В. Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности «Перинатальная психология и психология родительства», 2006, № 1,— c.76–82

Основные термины (генерируются автоматически): психологический компонент, женщина, тип, Ценностная ориентация беременных женщин, группа риска, группа, оптимальный тип, ориентация, ценность, Ценностная ориентация.


Ключевые слова

тип психологического компонента гестационной доминанты; ценностные ориентации; беременные женщины.

Похожие статьи

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры...

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру.

Психологические особенности взаимосвязи гендера...

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в...

Исследование тревоги женщин с репродуктивными...

Среди тем, затрагиваемых в них, отмечаются следующие: ценностные ориентации беременных женщин, смысло-жизненные ориентации и Я-концепция женщин, ожидающих ребенка, поведенческие и мотивационные аспекты материнства...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа...

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности. Исследование проводилось базе психологического центра «Феникс» г. Шахты Ростовской области.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Изучением проблемы ценностей и ценностных ориентаций занимались многие античные и зарубежные философы: Аристотель, Д. Белл, В. Виндельбанд, Л. Витгенштейн, Ф. Ницше, Г. Риккерт, Э. Тофлер, Ж.-П. Сартр, Сенека, А. Швейцер, А. Шопенгауэр и др.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

ценность, юношеский возраст, ориентация, ценностная ориентация студентов, студент, приятное времяпрепровождение, курс факультета психологии, компонент самоотношения, испытуемый, жизненный путь.

Психологические особенности материнского отношения во время...

Было обследовано 26 беременных женщин. При исследовании выявлены типы переживания беременности, типы материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение с ценностью ребенка для матери.

Методика исследования мотивов сохранения беременности...

Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал] №1(09), 2012 URL: http...

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Исследование соотношения ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества.

В связи с этим, изучение проблемы социально-психологической адаптации личности к новым, постоянно изменяющимся реалиям...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры...

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру.

Психологические особенности взаимосвязи гендера...

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в...

Исследование тревоги женщин с репродуктивными...

Среди тем, затрагиваемых в них, отмечаются следующие: ценностные ориентации беременных женщин, смысло-жизненные ориентации и Я-концепция женщин, ожидающих ребенка, поведенческие и мотивационные аспекты материнства...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа...

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи ценностных ориентаций студентов разной профессиональной направленности с гендерным типом их личности. Исследование проводилось базе психологического центра «Феникс» г. Шахты Ростовской области.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Изучением проблемы ценностей и ценностных ориентаций занимались многие античные и зарубежные философы: Аристотель, Д. Белл, В. Виндельбанд, Л. Витгенштейн, Ф. Ницше, Г. Риккерт, Э. Тофлер, Ж.-П. Сартр, Сенека, А. Швейцер, А. Шопенгауэр и др.

Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения...

ценность, юношеский возраст, ориентация, ценностная ориентация студентов, студент, приятное времяпрепровождение, курс факультета психологии, компонент самоотношения, испытуемый, жизненный путь.

Психологические особенности материнского отношения во время...

Было обследовано 26 беременных женщин. При исследовании выявлены типы переживания беременности, типы материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение с ценностью ребенка для матери.

Методика исследования мотивов сохранения беременности...

Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал] №1(09), 2012 URL: http...

Исследование соотношения ценностных ориентаций...

Исследование соотношения ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества.

В связи с этим, изучение проблемы социально-психологической адаптации личности к новым, постоянно изменяющимся реалиям...

Задать вопрос