Развитие дизайнерских способностей учащихся на уроках прикладного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Раджапова, З. Т. Развитие дизайнерских способностей учащихся на уроках прикладного искусства / З. Т. Раджапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4153/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием у учащихся эстетического вкуса и дизайнерских способностей, определены качества, необходимые дизайнеру для создания художественных композиций, раскрыты возможности создания всевозможных изделий из обыкновенной тыквы, кратко описана технология такого процесса.

Ключевые слова: дизайнерские способности, композиция, миниатюра, природные материалы, чувство изящного, произведения искусства, народные ремёсла, декоративная тыква, гармония содержания и формы.

Воспитание у учащихся творческого вкуса, обучение их дизайнерскому искусству и развитие понятий в данной сфере являются актуальнейшими проблемами художественного образования и воспитания. В системе же художественного образования ведущая роль отводится формированию у молодёжи эстетического отношения к миру, в частности воспитанию конструктивного чутья к решению художественных задач.

Важным фактором в воспитании у учащихся таких качеств считается развитие у них дизайнерских способностей. Известный русский искусствовед В.В. Стасов писал: «Действительно, в народном искусстве есть место для художественного исполнения любой мелочи, ­- будь то ложка, столик, шкаф, ручка и другие вещи. Там, где у живущих среди этих мелочей нет потребности к созданию красоты быта, там искусство произрастает на песке, а настоящее искусство не успевает пустить свои корни.

Для объективного исследования взаимосвязи между эстетическим предметом и субъектом существует множество способов, в частности, использование метода статистического анализа, который позволяет сделать решительный шаг к познанию тайн эстетического мира».

Настоящему дизайнеру необходимо обладать многими талантами, которые не ограничиваются только способностями художественного творчества или конструкторским мышлением. Необходимо высоко развитое мышление, понимание природной красоты материала, развитое чувство и вкус к изящному. То есть, дизайнер объединяет в себе понятия: инженер, конструктор, технолог, инженерный психолог.

В мире нет ни одной вещи, которая бы не приносила пользы. Но лишь одному создателю известно всё о каждом растении. Об этом мы находим подтверждение в аятах Корана. Наши предки ещё не были вооружены многими знаниями, поэтому остались закрытые страницы в мире растений. Даже трава, которую мы топчем ногами, не замечая этого, может оказаться очень полезной. Человек всегда замирает от восторга, когда видит красоту природы и чудесные дары, сотворённые её.

Из таких даров природы создаются произведения искусства. До нас дошло ремесло создания из тыквы сосудов для воды и табакерок. Согласно легенде, внутри тыквы живут ангелы.

Натуральная тыква по своей форме напоминает кувшин, кожура лёгкая и в то же время прочная, удобная для нанесения рисунков и крашения, поэтому из тыквы можно создать множество дизайнерских композиций.

В мире существует свыше 1200 видов растений из семейства тыквенных. Эти растения созревают в течение года. Если семена в условиях нашего климата посеять в мае, то урожай можно получить в октябре-ноябре. Декоративные тыквы могут созревать и дольше, и под дождём, и снегом, пока на поверхности не появятся разные узоры. Наши предки использовали тыкву для изготовления кухонных принадлежностей, сосудов для хранения зерна, воды, соли, специй. Из тыквы делали разнообразную посуду: лаганы (блюда), ложки, поварёшки, а также клетки для перепёлок, музыкальные инструменты и различные предметы повседневного быта, которые обязательно украшались разными узорами и рисунками. В наше время в этом ремесле работают специалисты, которые обучаются в специальных учебных заведениях творческого профиля. В художественном оформлении изделий из декоративной тыквы используются композиции из мира растений и животных, а также фигуры людей. Для этой цели берут тыквы разного объёма и конфигурации. Разрабатываются эскизы с соблюдением всех правил композиции и точным обозначением размеров. В украшении декоративной тыквы рекомендуется использовать композицию, составленную из орнамента или миниатюры. Композиция выполняется карандашом и в цвете. На занятиях по прикладному искусству даются понятия об инструментах, которыми пользуется дизайнер, сырье, древних и современных средствах и технологиях изготовления изделий из тыквы. Для работы над эскизами заготавливаются бумага разного типа, планшеты, краски, палитра, посуда и другие предметы, а в процессе работы даются пояснения об элементах миниатюры и различных орнаментов.

В частности, характеризуются особенности и различия орнаментов, композиционная специфика миниатюр, их идея, содержание, размещение компонентов, симметрия и асимметрия, размер, стилизация, изображение в движении и другие закономерности создания композиции. Для создания миниатюрной композиции из тыквенной оболочки большое значение имеет, насколько длительным был срок хранения тыквы. Прежде всего, тыква должна достичь природной спелости. Сорванная зрелая тыква в течении 1-2 лет высыхает, затем лобзиком или дрелью выпиливается отверстие, и внутренняя часть очищается от семян. Верхняя часть кожуры размачивается в воде и с помощью острого ножа освобождается от мякоти.

Подготовленная декоративная тыква в течение 45-60 минут кипятится в льняном масле, так как это масло высыхает быстрее, чем другие масла. Затем вынутую из масла тыкву кладут на сетку, где она сохнет. Для того, чтобы тыква быстрее высохла, её можно положить в печной шкаф, в тёплой комнате, причём температуру в комнате следует повышать на 100 каждый день. Когда температура в комнате достигнет 300, температуру в печи в течение 6 дней должна быть 600. Следовательно, за шесть дней декоративная тыква должна находиться в нагретой железной печи, чтобы как следует высохнуть.

Высохшая поверхность декоративной тыквы хорошо «воспринимает» покрытие масляными красками. Если композиция выполняется акварельными красками, то после их высыхания необходимо провести покрытие лаком. Для сувенирных изделий используются бесцветные масляные лаки. В целях лучшей сохранности сувенирных изделий и хорошего высыхания применяется выше описанный способ сушки в нагретой печи. После нагрева изделий до 600, проводится постепенное их охлаждение. Отлакированные изделия после их шлифовки могут стать шероховатыми, в таком случае проводится повторное покрытие лаком. Этот процесс повторяется трижды, и только после этого работу над изделием можно считать завершённой.

Работа над композицией миниатюры из декоративной тыквы.

Учащиеся измеряют размеры декоративной тыквы и на бумаге выполняют черновой набросок композиции в соответствии с выбранной темой. В процесс работы над наброском творчески используют зарисовки природы, сюжеты из зоопарка, композиции, помещённые в различной литературе, журналах. Когда эскиз композиции в целом подготовлен, происходит обдумывание точной характеристики всех составляющих.

Для проведения занятий по развитию у учащихся дизайнерских способностей требуется создание определённой обстановки и необходимых условий. Речь идёт о реализации комплексного подхода к обучению создания композиций, предусматривающего гармоничность форм, конструкции, содержания, развитие у учащихся изобразительной грамотности и дизайнерских способностей, которые осуществляются как единый процесс.


Литература:
  1. Аҳмедов М. Изланиш маҳсули //Ўзбекистон адабиёти ва санъати.-2000.-19 май.

  2. Аҳмедов М. Самарали ижод маҳсули //Тошкент оқшоми.-2000.-11сент.

  3. Булатов С. Ўзбек халқ амалий безак санъати. Тошкент: Меқнат, 1994.

  4. Булатов С. Амалий санъат қисқача луғати. Тошкент, 1992.

  5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. Москва: Просвешение, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): декоративная тыква, композиция, тыква, воспитание, изделие, мир растений, произведение искусства, процесс работы, способность, художественное образование.


Ключевые слова

дизайнерские способности, композиция, миниатюра, природные материалы, чувство изящного, произведения искусства, народные ремёсла, декоративная тыква, гармония содержания и формы

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

В процессе преподавания изобразительного искусства эстетическое воспитание может быть многогранным и

Изделие должно быть красивым, результат работы изящно оформленным.

Общеизвестно как прекрасен мир растений, ярких птиц и бабочек, животных, многоцветных...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное

О важности эстетического воспитания пишет Л. А. Ивахнова: «Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое...

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать творческие способности.

В процессе поисковой работы мы выяснили, что только 21 житель нашей деревни занимается декоративно — прикладным творчеством, что составляет около 3...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние, переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного искусства

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учителю...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося...

Использование народных художественных промыслов России...

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

В процессе изучения студенты осваивают технику и приёмы работы, композиции сюзане и других изделий, конструктивные

«Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства», — подчеркивает другой автор И. П. Подласый [5, с.170].

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

На занятиях кружка по изучению техник декоративно-прикладного искусства создаются ситуации, когда ребенок может осознать значение изделия в окружающем мире и оценить эстетическое соответствие своих произведений оригиналам, а также сравнить сою работу с...

Похожие статьи

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

В процессе преподавания изобразительного искусства эстетическое воспитание может быть многогранным и

Изделие должно быть красивым, результат работы изящно оформленным.

Общеизвестно как прекрасен мир растений, ярких птиц и бабочек, животных, многоцветных...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное

О важности эстетического воспитания пишет Л. А. Ивахнова: «Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое...

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать творческие способности.

В процессе поисковой работы мы выяснили, что только 21 житель нашей деревни занимается декоративно — прикладным творчеством, что составляет около 3...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

2) эмпатия — способность индивида проникнуть в психологическое состояние, переживание другого в процессе исполнения произведения декоративно-прикладного искусства

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учителю...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося...

Использование народных художественных промыслов России...

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

В процессе изучения студенты осваивают технику и приёмы работы, композиции сюзане и других изделий, конструктивные

«Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства», — подчеркивает другой автор И. П. Подласый [5, с.170].

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

На занятиях кружка по изучению техник декоративно-прикладного искусства создаются ситуации, когда ребенок может осознать значение изделия в окружающем мире и оценить эстетическое соответствие своих произведений оригиналам, а также сравнить сою работу с...

Задать вопрос