Понятие, задачи и виды мониторинга земель | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 31427 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 165-166. — URL https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 22.10.2018).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ1) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:

  1. федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

  2. региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

  3. локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

  1. своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

  3. обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

  • дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

  • сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

  • наземных съемок, наблюдений и обследований;

  • соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:

  • базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

  • периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

  • оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.


Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru.

  2. Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

  3. Мониторинг земель. http://www.moskomzem.ru/monitoring-zemel.

  4. Мониторинг земель. www.glossary.ru.



1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Основные термины (генерируются автоматически): состояние земель, мониторинг земель, целевое назначение, получение данных, форма собственности, мониторинг, Российская Федерация, земельное законодательство, общий характер, государственный мониторинг земель.


Похожие статьи

Принципы построения системы мониторинга земель на примере...

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для

3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель; 4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

Применение системы дистанционного мониторинга земель...

Применение системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения вРоссийской Федерации. Волчков Сергей Сергеевич, студент; Булгаков Павел Алексеевич, Мурлыкин Роман Юрьевич.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят: − своевременное выявление изменения состояния земель

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного...

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии...

Проблемы регулирования процедуры принудительного...

сельскохозяйственное назначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, целевое назначение...

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации...

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

Применение геоинформационных систем в мониторинге земель...

Следует отметить что, в Орловской области будет создана геоинформационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых земель.

Некоторые особенности правового режима земель...

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов...

Мониторинг земель Республики Крым на современном этапе

мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Крым, мониторинг земель, мониторинг земель Республики, состояние земель, Российская Федерация, процесс, единый центр...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Принципы построения системы мониторинга земель на примере...

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для

3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель; 4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

Применение системы дистанционного мониторинга земель...

Применение системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения вРоссийской Федерации. Волчков Сергей Сергеевич, студент; Булгаков Павел Алексеевич, Мурлыкин Роман Юрьевич.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят: − своевременное выявление изменения состояния земель

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного...

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии...

Проблемы регулирования процедуры принудительного...

сельскохозяйственное назначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, целевое назначение...

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации...

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

Применение геоинформационных систем в мониторинге земель...

Следует отметить что, в Орловской области будет создана геоинформационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых земель.

Некоторые особенности правового режима земель...

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов...

Мониторинг земель Республики Крым на современном этапе

мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Крым, мониторинг земель, мониторинг земель Республики, состояние земель, Российская Федерация, процесс, единый центр...

Задать вопрос