Библиографическое описание:

Бригаднова А. Ю. Направленность образовательного процесса в вузе на формирование имиджа будущих менеджеров туризма // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 65-67.

Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.

Ключевые слова: технология, самовоспитание, самопроектирование, имидж, тренинг, игровые методы, имидж-проектирование, педагогическая импровизация.


Процесс формирования имиджа рассматривается нами как процесс моделирования эталонного имиджа специалиста, соответствующего пожеланиям и ресурсным возможностям специалиста. Основное предназначение такого процесса — создание развивающегося имиджа в качестве средства, способствующего достижению личного и профессионального успеха. Такой подход определяет вариативность технологий, каждая из которых имеет свой потенциал.

Основной целью предлагаемой методики является признание факта наличия позитивного имиджа неотъемлемым профессиональным качеством современного специалиста туристской сферы, а также установка на процесс самопроектирования в области создания имиджа на основе преодоления комплексов, раскрытия индивидуальности, стимулирования процесса дальнейшего самосовершенствования.

Современная педагогика находит продуктивные для человека технологии. Наряду с традиционными, оправдавшими себя (диалоговыми, поисковыми, исследовательскими, игротехническими) появились такие, как моделирование, метод проектов, микрообучение и другие. Любые технологии базируются на разном сочетании общих для всех, для группы людей, для отдельных индивидов потребностей, возможностей и способов передачи знаний, а выбор их продиктован целями обучения. Предлагаемая нами методика является системой обучающих воздействий, ориентирующаяся на цели, которые диктуют выбор содержательных блоков, средств и методов обучения.

Важное место на занятиях по формированию имиджа будущих менеджеров туризма отводится упражнениям, направленным на укрепление личностного восприятия, повышения самооценки, построения перспективных линий своего профессионального и личностного развития. При выборе комплекса упражнений, игр, психотехник мы опирались на следующие критерии:

  • соответствие упражнений основной цели занятия;

  • последовательность перехода от простых к более сложным упражнениям - необходимая смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий;

  • чередование совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности - получение участниками удовольствия от занятий;

  • возможность каждого участника принять участие во всех упражнениях и обсуждении их результатов.

Системообразующими в технологии обучения на современном этапе выступают и вопросы самоорганизации и самопроектирования, что дает возможность обеспечить личностно-интегративный смысл восприятия информации слушателями и рефлексию его самодвижения в процессе обучения. Этим процессам способствуют такие виды самостоятельной работы, как посещение профессиональных мастер-классов, выставок (профессиональный рост); посещение театров, художественных галерей, музыкальных концертов и фестивалей (развитие внутренней культуры, эстетическое восприятие мира); запись на видео декламирования стихов или чтения текста для различной аудитории (воспитание харизмы и обаяния, умение улыбаться); ведение дневника с описанием личных эмоций, фиксирование и анализ личного роста (непрерывный процесс рефлексии); организация студенческой учебно-исследовательской группы, создание театра ролевых игр («проигрывание» на практике различных видов имиджа и фиксирование внутренних ощущений).

Реализация принципов организации образовательного процесса в системе высшего образования в соответствии с новыми стандартами требует поиска наиболее эффективных форм учебных занятий. Ведущими выступают различные организационно-деятельностные формы обучения: (лекции-диалоги, семинары, практикумы, тренинги и др.), но направлены они не столько на увеличение количества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональной компетентности специалиста, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Оправдано использование таких форм взаимодействия, как ролевая игра, тренинг, самопроектирование, имидж-диагностика.

Особое внимание обращается на формирование интегративных умений, которое возможно лишь при активном участии слушателей. Поэтому основные формы работы - групповые.

Имидж – это понятие, которое непосредственно связано с практикой, а не с теорией, поэтому наиболее целесообразным является использование нетрадиционных форм работы на пути к его формированию.

Тренинг как область практической психологии ориентирует на применение групповой работы с целью развития компетентности и формирования готовности к выполнению определенной системы действий. Его преимущество в том, что он формирует психологическую и профессиональную готовность, переводит умения на уровень технологический. Цель тренинга - формирование умений и навыков, личного опыта при осуществлении профессиональных операций, а также коррекция, формирование и развитие мотивационных, поведенческих установок. При проведении тренинга важен настрой, особая доверительная атмосфера, активность участников. Для установления такой атмосферы необходимо формировать группы, в которых нет больших различий в возрасте и статусе, какими по сути и являются группы студентов, а также использовать приемы, перечисленные ниже. Задача тренингов заключается в формировании исследовательской позиции по отношению к своему «я», объективизации поведения через обратную связь, формировании аттрактивного общения. В ходе тренинга происходит самовосприятие по следующим направлениям:

  1. восприятие своего «Я» через соотнесение с другими: другие участники используется в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа, это дает возможность сопоставить себя с другими;

  2. восприятие себя через восприятие другими: человек использует информацию от других участников, что позволяет узнать мнение окружающих о себе и о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт;

  3. восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, получение опыта понимания собственного внутреннего мира;

  4. восприятие себя через результаты собственной деятельности: способ самооценки, который помогает развитию личности;

  5. восприятие себя через оценку внешнего облика: участники учатся понимать и принимать свой внешний облик и на этой основе развивать себя и свои возможности[4, C.72].

Другой эффективной формой работы является имидж-проектирование, которое включает следующие этапы:

    1. Диагностика проблем слушателя (оценка уровня развития индивидуального имиджа, анализ внешности, индивидуальных особенностей, речь, невербалика, особенности общения).

    2. Моделирование (разработка эталонного имиджа: внешности, стиля поведения, речевых характеристик и т.д.).

    3. Имидж-консультации (консультации модельера, парикмахера, стилиста и др. специалистов).

    4. Воплощение имидж-проекта (ролевая игра по овладению новым образом).

    5. Оценка образа профессиональным сообществом[3,C.162].

Весьма продуктивны игровые методы обучения, которые в процессе формирования имиджа предполагают ситуационные или ролевые игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности[2,C.12]. Имитируя условия, содержание, отношения профессиональной деятельности, игры способствуют формированию не только знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, но и системы отношений, социально-психологических аспектов деятельности. Игровые ситуации становятся хорошей моделью обучения межличностному общению.

Среди эффективных форм работы можно назвать и имидж-диагностику. Они предполагают упражнения, которые заключаются в том, чтобы дать характеристику качеств того или иного лица. На первых этапах это фото изображения незнакомых людей. Слушатели делятся своими впечатлениями и пытаются определить сферу деятельности изображенного человека, характер, успешность и т.д. Как правило, в основном такие характеристики совпадают. Затем проводится анализ «сигналов», которые посылают информацию о человеке, и делается вывод о мере необходимости использования подобных примеров. Затем такие упражнения проводятся с участием самих слушателей, которые соотносят свои ожидания с мнением студентов, находящихся в аудитории, и получают информацию о соответствии сформированного образа своим целям.

Высокие требования к качествам личности будущего специалиста обуславливают необходимость усиленного внимания педагогов к формированию профессионально - значимых качеств личности уже на студенческой скамье, развитию творческих способностей слушателей, созданию в процессе обучения условий для самореализации и самоадаптации профессионала.

Развитие внутреннего интеллектуально — нравственного потенциала будущего специалиста, в первую очередь, зависит от оценки личностью самой себя, своих возможностей. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. От точности самооценки зависит многое в жизни: взаимопонимание с другими людьми, успешность учебной и профессиональной деятельности. Недооценка себя связана с неуверенностью, излишней робостью, а переоценка — с недостаточной ответственностью и даже зазнайством. Поэтому на разных этапах работы с группой необходимо проводить самомониторинг с использованием психологических тестов, который позволяет скорректировать дальнейшую работу личности над собой.

Использование в педагогической практике импровизации как инструмента обучения знаменует собой принципиально значимый подход к учебно-воспитательному процессу.

Использование метода педагогической импровизации придает учебному процессу привлекательность. Этот метод развивает их, помогает лучше ориентироваться в различных ситуациях на практике и в жизни.

Внедрение в учебный процесс подобных методик будет способствовать активизации познавательных интересов к читаемому курсу, а также к расширению воспитательного воздействия в процессе практических занятий.

При чтении лекционного материала возможно применение таких приемов, как создание проблемных ситуаций, ассоциаций, парадокса, противоречий, элементов неожиданности, занимательности. Использование активных форм изложения лекционного материала развивает у слушателей самостоятельность мышления, навыки интеграции знаний из смежных областей наук, учит думать в процессе получения конкретной информации. Это крайне необходимо будущему специалисту сферы туризма.

Таким образом, процесс формирования имиджа — это не схема, а подчеркивание индивидуальности, самопроектирование в зависимости от личностных особенностей, внутренних устремлений. Технологии формирования имиджа основываются на гуманистических ценностях, интегрированный подход наполняет этот процесс особым смыслом: в этом процессе личность обретает ценности[1, C.286].

Полноценная профессиональная подготовка предполагает не только наличие у будущих специалистов определенной системы профессиональных знаний и умений, но и определенный уровень развития имиджа специалиста, включающий коммуникативные качества, содержащих ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов, которые позволяют личности специалиста осуществлять оптимальное взаимодействие с другими людьми в условиях своей профессиональной деятельности, а также формирование и развитие личностных качеств, не компенсируемых никакими профессиональными знаниями и умениями и являющихся основой профессионализма будущего менеджера туризма. Процесс формирования имиджа как естественное социально обусловленное обретение индивидом качеств, необходимых для позитивного взаимодействия с социальным окружением, вызывает стойкую мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.


Литература:

  1. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. - Ростов-на-Дону: Феникс,2010. – 478 с.

  2. Крашенникова Е.А. Активные формы подготовки лекторов.-М.:МДНТП, 1991.-ЗЗс.

  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  4. Прутченков A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Методические разработки социально- психологических тренингов.-М.: Новая школа, 1996.-144с.

  5. Фадеева Е.И. Имидж как ресурс успеха: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 120 с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущих менеджеров туризма, формирования имиджа, имиджа будущих менеджеров, подготовке будущих менеджеров, Процесс формирования имиджа, имиджа специалиста, эталонного имиджа, технологий обучения, формирование имиджа будущих, профессиональной деятельности, эталонного имиджа специалиста, использования игровых, профессионального имиджа будущих, формированию имиджа будущих, профессиональной подготовке будущих, ориентированных технологий обучения, игровых технологий обучения, процессе формирования имиджа, позитивного имиджа неотъемлемым, образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle