Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 25.04.2021

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Самсонова, Е. Г. Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80395/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В рамках исследования выделены ключевые характеристики вариативности и специфики выработки предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с ОНР: раскрыто понятие речевой коммуникации и основных направлений для повышения эффективности развития речевой деятельности на основании действующей педагогической парадигмы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, языковая способность, формирование.

The article examines the peculiarities of the formation and subsequent improvement of speech communication among preschoolers with general speech underdevelopment (OHP). Within the framework of the study, the key characteristics of the variability and specificity of the formation of the preconditions of speech communication in preschoolers with OHP are highlighted: the concept of speech communication and the main directions for increasing the effectiveness of the development of speech activity on the basis of the current pedagogical paradigm are revealed.

Keywords: general speech underdevelopment, preschool children, language ability, formation.

Актуальность темы исследования определяется тем, что общение между людьми является базисным компонентом, который определяет развитие человека на протяжении всей жизни. Получение знаний в различных областях непосредственно связано с речевой деятельностью, что обеспечивает раскрытие аспектов личности, а также реализацию деятельности на межличностном уровне за счет обеспечения устной коммуникации и взаимопонимания на основании устных высказываний.

Выготский Л. С. выделял, что общение выступает ключевой функцией для развития речи ребенка, а также значимым аспектом для контакта с внешним миром. Способность выстраивать общение в рамках социальных отношений оптимально реализуется за счет личных характеристик ребенка, а также взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Общее недоразвитие речи значительно снижает возможность полноценного контакта [3].

Базовый подход к решению проблемы по формированию речевой коммуникации представлен в научных трудах Выготского Л. С., который рассматривал общение как основу для личностного роста и нивелирования нарушений развития ребенка. На основании концепции можно сделать вывод, что формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР представляет собой приоритетную задачу, так как эффективность и качественность общения определяется уровнем коммуникативных навыков субъектов общения [3].

Современные исследования отражают, что проблематика развития речевой деятельности у детей является одной из наиболее значимых, так как на формирование речевой компетенции негативно воздействуют следующие факторы:

– общее снижение уровня здоровья детей;

– нарушение процесса речевого взаимодействия между детьми и родителями из-за высокого уровня технологического прогресса и занятости родителей;

– неэффективная система воспитания, которая выделяет в качестве приоритетного акцента развития письменной речи при одновременном снижении требований к устной речи;

– отсутствие внимания со стороны родителей к развитию и улучшению речи у ребенка [8, 9].

Одним из ключевых требований к структуре ФГОС ДО является ориентация процесса образования на развитие личности, а также формирование мотивационной и компетентностной способностей детей по отношению к различным видам деятельности, включая отдельные структуры образовательной деятельности, направленные на улучшение личностных и интеллектуальных способностей детей [4].

Образовательная область «Речевое развитие» включает овладение речевой деятельностью как основанием для формирования коммуникации и определения культуры с последующим расширением используемого словаря, улучшения диалогической и монологической речи на основании принципов связности и грамматической корректности.

В данную структуру включены применение речи в качестве базиса для выстраивания коммуникативного творчества и инструмента для получения навыков интонационной и звуковой деятельности [4]. Соответственно за счет формирования речевой коммуникации происходит выработка интеллектуальной, языковой и культурной базы для последующего развития в рамках коммуникационной деятельности.

Речевая коммуникация связан с совершенствованием физических и психических функций, так как при недоразвитии речи страдает не только речевая компетенция, но и психологическая компетенция, которая не позволяет ребенку своевременно адаптироваться в социальной жизни. Исследование практических результатов коррекционных образовательных учреждений демонстрирует, что даже сбалансированный подход к обучению для детей-дошкольников ОНР не всегда дает возможность для развития речевых способностей, так как дошкольники с ОНР лишены возможности общаться со сверстниками и взрослыми, что значительно усложняет процесс формирования речевой коммуникации.

Научные труды, включающие работы О. Е. Грибова [4], Л. Н. Ефименкова [5], отражают, что основным недостатком для формирования речевой коммуникации для дошкольников с ОНР является недостаточность языковой способности. Возникновение данного дефекта преимущественно определяется не только недоразвитием речи, но и несовершенством коррекционной работы с детьми с ОНР.

Многие логопеды выделяют, что структура речевого развития в дошкольный период базируется на словесном творчестве, что дает возможность для применения и комбинации знакомых морфем в языке [4–7]. Используемые механизмы имеют высокую значимость для оптимизации языковой способности, что позволяет одновременно усвоить понятийный и материальный базис языка. Результатом экспериментов с морфемами языка становится формирование ребенком навыка по комбинированию значимых явлений для выражения конкретного смысла.

Дети без отклонений речевого развития развивают речевую коммуникацию спонтанно и стихийно, что является результатом того, что ребенок следует совершенствованию речедвигательного аппарата, при этом если отдельные элементы системы имеют дефицит, то возникает речевое недоразвитие. Дети с ОНР характеризуются тем, что они не ориентируются в подражании или воспроизводят звуки из детства, то есть процесс экспериментирования начинается гораздо позже в сравнении с детьми с нормой развития.

Низкий уровень использования языковых средств определяет возникновение недостаточности речевой коммуникации ребенка в дошкольном возрасте, поэтому низкий уровень развития языка является основной причиной для применения и комбинации языковых единиц для детей с ОНР при выстраивании самостоятельной системы коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Значимым аспектом является то, что возможность к словотворчеству у детей с ОНР может отсутствовать, что значительно снижает возможности к формированию речевой коммуникации у ребенка. Данные причины усложняют процесс расширения словарного запаса, который базируется на естественном течении развития ребенка и его последующего совершенствования. Таким образом, ребенок с низким уровнем языковой способности и речевой коммуникации также имеет трудности со знакомством с орфографической системой языка.

Последствия определяют необходимость формирования речевой коммуникации у дошкольников с ОНР для оптимальной выработки языковой способности. На современном этапе базисом исследований является концентрация на выявление механизмов оптимальной компенсации речевой коммуникации у детей с ОНР.

Разнообразные подходы к речевой коммуникации ребенка также определяют проблематику, которая возникает при создании единого подхода для выработки навыка речевой коммуникации на основании нейрофизиологической, психологической, психолингвистической и педагогической парадигм.

На основании позиции дошкольной педагогики педагогическая парадигма ориентирована на эффективное развитие речевой коммуникации, которая рассматривает данное явление как комплекс интеллектуальной и речевой деятельности, выражающийся в творческом подходе к комбинированию и применению языковых средств.

Представителями педагогического подхода являются Н. В. Микляева [8], Т. В. Туманова [9], О. Е. Грибова [4], они формируют подход на основании того, что необходимо расширять словарный запас, который выступает в качестве оптимального инструмента для развития и обогащения речи ребенка с ОНР, а также средства для совершенствования лексических и грамматических представлений на основании обобщения и поиска аналогий.

По результатам проведенного исследования необходимо выделить, что оптимальным вектором развития является проведение работы по расширению словаря в качестве базисной основы для формирования речевой коммуникации у детей с ОНР в начале проведения коррекционной работы, то есть приводится соответствие между ситуационной, тематической принадлежностью слов и использованием словарного запаса.

Данный подход формирует основание для оптимальной стратегии работы над исследованием словарного окружения ребенка для последующего применения к отдельным ситуациям, что обеспечит формирование речевой коммуникации. Расширение словаря обеспечивается за счет отбора лексических единицы для проведения семантического анализа и соответствующих аналогий, базирующихся на семантике слов.

В своем исследовании Беребердина Г. И. выделяет, что в рамках отбора речевого материала необходимо опираться не только на лексический принцип, так как это является ошибочным подходом из-за ограничения возможных ситуаций применения новых слов при коммуникации. Данный метод недостаточно компенсирует речевое недоразвитие, поэтому необходимо учитывать грамматическое совершенствование речи при формировании речевой коммуникации [1].

По результатам исследования других подходов для проведения работы над формированием речевой коммуникации у дошкольников с ОНР был сформирован подход для обобщения единиц языка, который является результатом проведения исследований на базе метода аналогий и противопоставлений языковых единиц в структуре речевой компетенций на различных уровнях. Он состоит из следующих отдельных этапов:

  1. Определение специфических особенностей коммуникативного и речевого действия;
  2. Оптимизация знаково-семантической речевой коммуникации на основании следующих мыслительных и языковых положений:

– определение приемов запоминания;

– выработка навыков кодирования и декодирование высказываний;

– определение базисных подходов по работе с символическим текстом;

– формирование навыков саморегуляции в рамках самостоятельной речевой коммуникации [1].

Таким образом, необходимо сделать вывод, что вне зависимости от определенных способов и методов формирования речевой коммуникаций у дошкольников с ОНР наиболее значимым направлением является планирование и реализация работы, которая бы способствовала развитию компонентов устной речи дошкольников с ОНР: с произносительной и лексической сторон за счет реализации грамматического строя речи. Данный подход к формированию речевой коммуникации позволит выработать практикоориентированную модель коммуникации.

Литература:

  1. Беребердина Г. И. Развитие языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Г. И. Беребердина // Материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции. — 2016. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27244831 (дата обращения: 23.04.2021).
  2. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. — М., 2008. — 112 с.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 2017. — С. 49.
  4. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. — 2018. — № 6. — С. 7–16.
  5. Жуматаева, С. М. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня / С. М. Жуматаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 578–581. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70059/ (дата обращения: 23.04.2021).
  6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 2015. — 112 с.
  7. Кроткова А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи ǀǀǀ уровня / А. В. Кроткова // Логопед. — 2018. — № 1.
  8. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей 6–7 лет с ОНР / Н. В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 64 с.
  9. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. — М., 2016. — 106 с.
  10. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. — М., 2019. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая коммуникация, ребенок, речевая деятельность, языковая способность, OHP, формирование, общее недоразвитие речи, речевая компетенция, дошкольный возраст, коррекционная работа.


Похожие статьи

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного...

«…развитие коммуникативной компетенции обеспечивает общее развитие, способность к

Дети с ОНР нуждаются в формировании и развитии коммуникативной компетенции в

– социальный компонент: низкая речевая активность, недостаточная критичность к своему...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных...

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста являются преградой к осуществлению полноценного

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность и

На занятиях по развитию речи и активизации речевого общения дошкольников с ОНР мы используем во всём их многообразии...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, речевое общение, детское общение

Термин «общее недоразвитие речи» указывает только на симптоматическую степень языкового расстройства.

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека...

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений...

Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР.

И совсем другое дело формирование коммуникативных умений и навыков у детей, имеющих некоторые отклонения в развитии речи.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального

Библиографическое описание: Цамая, М. Ю. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня...

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной...

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и

Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается

Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной...

 В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня.

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые...

Похожие статьи

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного...

«…развитие коммуникативной компетенции обеспечивает общее развитие, способность к

Дети с ОНР нуждаются в формировании и развитии коммуникативной компетенции в

– социальный компонент: низкая речевая активность, недостаточная критичность к своему...

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных...

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста являются преградой к осуществлению полноценного

Речевая коммуникация у детей с ОНР (III уровень) значительно затруднена.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность и

На занятиях по развитию речи и активизации речевого общения дошкольников с ОНР мы используем во всём их многообразии...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников...

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, речевое общение, детское общение

Термин «общее недоразвитие речи» указывает только на симптоматическую степень языкового расстройства.

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека...

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений...

Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР.

И совсем другое дело формирование коммуникативных умений и навыков у детей, имеющих некоторые отклонения в развитии речи.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального

Библиографическое описание: Цамая, М. Ю. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня...

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной...

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и

Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается

Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной...

 В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня.

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые...

Задать вопрос