Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 25.04.2021

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Е. В. Музыкальная информатика как структурная единица в системе подготовки будущего музыканта-исполнителя / Е. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80392/ (дата обращения: 20.04.2024).



Введение курса «Музыкальная информатика» в структуру общетеоретической подготовки специалиста-гуманитария обусловлено актуальностью изучения информационных технологий в сфере современной музыкальной культуры и образования. Музыкальная информатика является частью основной профессиональной образовательной программы — программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

Содержание дисциплины тесно связано с материалом, ранее изучавшимся в музыкальном колледже в рамках предмета «Математика и информатика»». Особенность изучаемого курса состоит в том, что данный предмет концентрирует основные сведения по теории и практике работы на персональном компьютере, необходимые в современных социокультурных условиях для дальнейшей профессиональной самореализации выпускников.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством;

ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

– осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями;

– создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей;

– применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

Главная цель курса — обучить музыкантов практическому применению компьютерных технологий в области музыкального искусства.

В процессе обучения студентов могут использоваться различные формы работы: лекционные и практические занятия, различные виды самостоятельной работы.

В структуре курса «Музыкальная информатика» в основном выделяют следующие разделы:

– Устройство персонального компьютера,

– Файлы и файловая система,

– Программное обеспечение компьютера

– Оцифровка звука,

– Звуковые редакторы,

– Технология набора и редактирования нотного текста,

– Аппаратное обеспечение компьютерных сетей,

– Коммуникации в глобальной сети Интернет».

Большое внимание уделяется изучению разделов «Оцифровка звука», «Звуковые редакторы», «Технология набора и редактирования нотного текста», так как изучение этих тем находит свое отражение в профессиональной деятельности.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

– формирование первоначального представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе со звуком и мультимедиа;

– выработка у учащихся потребности и умения самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной (исполнительской и преподавательской) деятельности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:

– знать способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности, часто используемые компьютерные программы для записи нотного текста, основы MIDI-технологий;

– уметь делать компьютерный набор нотного текста в современных программах, использовать программы цифровой обработки звука, ориентироваться в частой смене компьютерных программ.

Вследствие постоянного обновления и совершенствования вычислительных систем изначально и на сегодняшний день дисциплина «Музыкальная информатика» является одной из самых динамически изменяющихся. Происходит улучшение технических характеристик аппаратного обеспечения, создаются новые версии существующих программ и разрабатывается совершенно новое программное обеспечение, меняются стандарты, интерфейсы, протоколы. В связи с этим преподаватель должен все время самосовершенствоваться и постоянно следить за изменениями, происходящими в данной области. Освоение предмета ведется последовательно, по темам, отражающим базовые технологии работы в конкретной среде. Основные идеи методики проведения практических занятий по изучению прикладных программных сред состоят в следующем:

– освоение среды начинается с наиболее востребованного для постоянной работы инструментария с последовательным подключением других типовых средств и инструментов;

– в каждой теме студенты знакомятся с заданием, которое необходимо выполнить в конкретной среде;

– после ознакомления с заданием происходит изучение технологии его выполнения. Приводится пооперационная последовательность действий, которую должен выполнить каждый учащийся, то есть указывается, какую клавишу следует нажать, какой пункт меню или параметр надо выбрать и т. п.;

– при выполнении каждого пункта технологии студент сравнивает получаемые на экране монитора результаты с приводимым в практической работе эталоном.

– для закрепления полученных практических умений предлагается самостоятельно выполнить аналогичные индивидуальные задания.

Работая на компьютере, студенты осваивают инструментарий прикладной среды в процессе создания электронных документов: от простейших — на начальном этапе освоения среды, до составных — на завершающем этапе

Оценка качества освоения учебной дисциплины Музыкальная информатика включает текущий контроль, промежуточную аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля освоения учебной дисциплины Музыкальная информатика используются практические работы, письменный и устный контроль, различные виды самостоятельной работы студентов (анализ текстов; подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентаций).

В качестве средства промежуточного контроля используется контрольный урок, который проводится в период промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом. Подготовка к контрольному уроку требует освоения базового объема учебного материала и умения демонстрировать приобретенные знания.

В конце курса обучения в соответствии с учебным планом проводится дифференцированный зачет, который может проходит в форме устного собеседования либо в виде тестирования.

Основные термины (генерируются автоматически): нотный текст, профессиональная деятельность, Музыкальная информатика, аппаратное обеспечение, контрольный урок, личностное развитие, персональный компьютер, Технология набора, учебная дисциплина, учебный план.


Похожие статьи

Информационные технологии в музыкальном образовании

Интеграция музыки с учебными дисциплинами... урок музыки, музыкальная терапия

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, предполагает

Но в тоже время внедрение мультимедийных образовательных технологий в процесс

Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики.

Использование современных компьютерных технологий...

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и. Даже те учащиеся, кто не любит петь и участвовать в работе на уроках, с удовольствием оказались втянутыми в учебный процесс!

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

Лабораторная работа №1. Набор и редактирование нотного текста в нотных редакторах Finale и

· развивающие: развивать умения сравнивать и анализировать учебный материал

После выбора необходимых инструментов выбирается способ набора музыкального материала (с...

Интегрированные уроки с применением информационных...

· музыкальная информатика и музыкальная литература (творчество отдельных

В форме урока-концерта и защиты проекта проходят контрольные уроки по предмету «Музыкальная информатика»; в форме

5. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике.

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий.

В дальнейшем будет построен единый процесс информатизации сведений учебной

Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее...

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Но развитие творчества происходит исключительно в творческой деятельности.

урок, ученик, педагог, работа, урок специальности, музыкальная школа, домашнее задание...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной

Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными

3. Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И...

Похожие статьи

Информационные технологии в музыкальном образовании

Интеграция музыки с учебными дисциплинами... урок музыки, музыкальная терапия

урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, предполагает

Но в тоже время внедрение мультимедийных образовательных технологий в процесс

Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики.

Использование современных компьютерных технологий...

Активизация познавательной деятельности с помощью аудиовизуальных учебных пособий на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и. Даже те учащиеся, кто не любит петь и участвовать в работе на уроках, с удовольствием оказались втянутыми в учебный процесс!

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

Лабораторная работа №1. Набор и редактирование нотного текста в нотных редакторах Finale и

· развивающие: развивать умения сравнивать и анализировать учебный материал

После выбора необходимых инструментов выбирается способ набора музыкального материала (с...

Интегрированные уроки с применением информационных...

· музыкальная информатика и музыкальная литература (творчество отдельных

В форме урока-концерта и защиты проекта проходят контрольные уроки по предмету «Музыкальная информатика»; в форме

5. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике.

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Настоящая статья посвяшена изучению музыкальных нот фортепиано посредством компьютерных технологий.

В дальнейшем будет построен единый процесс информатизации сведений учебной

Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее...

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные

Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Но развитие творчества происходит исключительно в творческой деятельности.

урок, ученик, педагог, работа, урок специальности, музыкальная школа, домашнее задание...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной

Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными

3. Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст]/И...

Задать вопрос