Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Домнина, С. Ю. Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена / С. Ю. Домнина, Н. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80378/ (дата обращения: 19.04.2024).



…Изучение родного края учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачев

Ни для кого не является секретом, что у всего на нашей земле есть своё начало, свои корни. Каждая река имеет свои истоки, начинаясь с маленького ручейка, она превращается в стремительный, бурлящий поток, несущий свои воды в моря и океаны. Так и в нашей человеческой жизни, стремясь к чему-то великому, мы должны начинать с малого.

В настоящее время написано огромное количество статей о том, что современной молодёжи не присущи такие качества, как патриотизм, нравственность, сочувствие и т. д. Юноши и девушки живут в каком-то нереальном, вымышленном мире, развитие современных технологий позволяет им это сделать. Они разучились общаться друг с другом без помощи интернета, радоваться жизни во всех её проявлениях: первый снег, весенняя капель за окном, запах и вкус таёжной ягоды, треск сухих сучьев в костре… Конечно, можно сказать о том, что у каждого поколения свои потребности и возможности, но должна же быть хоть какая-то связующая нить, с помощью которой нужно сохранять и передавать культуру, обычаи, историю, те ценности, которые принято считать вечными.

В современной школе к многочисленным и актуальным проблемам относится не только недостаточное количество знаний у учащихся по истории и географии России, родного края, но, зачастую, и отсутствие интереса и желания узнавать что-то новое в этом направлении. Необходимо найти такие методы и виды деятельности, способствующие развитию интереса учащихся к истории и географии. Для осуществления данной задачи можно использовать огромное количество видов деятельности по истории и географии родного края и России (викторины, лекции, анкетирование, тематические классные часы, школьные предметные олимпиады, выставки, проектные работы, исследовательские конференции, экскурсии, брифинги, семинарские занятия и т. д.). Конечно же, при подготовке и проведении этих мероприятий, нужно активно использовать краеведческий материал, учитывать возрастные особенности учащихся; старшим школьникам предлагать более сложные формы работы, проблемные вопросы и задания, а с младшими в большей мере применять игровую деятельность.

В развитии интереса учащихся к истории и географии необходимо активно использовать краеведение, в этом можно увидеть взаимосвязь с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Необходимость социализации детей и подростков — это одна из важнейших проблем современного общества, и очень хорошей помощницей в решении данного вопроса является краеведческая деятельность, подразумевающая решение следующих задач:

— всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;

— осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;

— формирование активной нравственной позиции. [1, с. 43]

Краеведение зародилось в глубокой древности. Об этом еще в 1924 году писал академик С. Ольденбург: «Люди интересовались местностью, где они жили, её природою, населением, историей, одним словом, самыми разными сторонами жизни». [2, с. 52] Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Ближе всего по своему типу краеведение к географии и истории. Сведения в обеих науках с краеведческой точки зрения объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения и истории, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории края, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуре).

В последние годы в российской школе возрос интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.

К. Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». [3, с. 30] Эта мысль не потеряла своей актуальности и в настоящее время.

Так как школьная программа, к сожалению, не выделяет достаточного количества учебного урочного времени для изучения истории и географии родного края, то для решения данного вопроса можно использовать внеурочную деятельность школьников.

Одним из наиболее эффективных путей краеведческой работы и воспитательной работы в целом во внеурочное время, является экскурсионная и туристическая деятельность. Она включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии. В ходе туристического похода или экскурсии ребята получают возможность не только увидеть особенности растительного и природного мира родного края, но и прикоснуться к тайнам и загадкам истории своей земли, и даже попытаться разгадать их.

При организации экскурсии или туристического похода, необходимо заранее поставить перед учащимися цель данного мероприятия, сформулировать задачи и подготовить задания, которые могут выполняться до, во время и после похода, как индивидуально, так и инициативными группами. Возможны следующие варианты заданий: составить схему маршрута экскурсии, туристического похода, описание рельефа местности, сделать рисунки растений, заготовки для гербария, найти исторические сведения о жизни коренного населения данной местности, найти объяснение названий населённых пунктов, рек, озёр и других природных объектов исследуемой территории.

Собранные во время экскурсии или похода материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют. Краеведческий материал, впечатления ребят — прекрасная база для научно — исследовательской деятельности.На основе собранного и систематизированного материала можно создать научно-исследовательские работы по истории и географии родного края, проектные и творческие работы.

Необходимость познания родного края закреплена во всех вариантах современной школьной программы по географии и истории. Это выражено в увеличении доли региональных обзоров, в особом внимании к разностороннему изучению географии и истории своего субъекта Российской Федерации. Именно поэтому результаты краеведческих экскурсий, походов служат хорошим материалом, используемым на уроках географии и истории. С их помощью учебный материал становится гораздо доступным, запоминающимся, интересным для обучающихся.

Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что краеведческая внеурочная деятельность позволит не только расширить знания учащихся по школьным предметам, но и усилит интерес школьников к изучению истории и географии родного края, России и мира.

Воспитание духовно — нравственной личности возможно не только благодаря определенному уровню знаний, полученных на уроках, но и во внеурочной деятельности. Любовь к родному краю, желание видеть его процветающим — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главной задачей деятельности учителя в данном направлении является ознакомление учащихся с географией малой родины, открытие ими новых страниц ее истории, культуры, ознакомление с природными красотами и богатствами региона.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, родном крае. Роль географического и исторического краеведения в воспитании подрастающего поколения должна быть ведущей в современной общеобразовательной школе.

Литература:

  1. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность [Текст] / Д. С. Лихачев. — Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 204 с.
  2. Ольденбург, С. Краеведение в СССР [Текст] / С. Ольденбург. — Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 3. — М.: Просвещение, 1992. — 120 с.
  3. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими [Текст] / К. Д. Ушинский . — Москва, 1974 // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учебное пособие / Ред.Ш. И. Ганелин; Сост. С. Ф. Егоров . — Москва: Просвещение, 1974. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, история, география, краеведческий материал, туристический поход, вид деятельности, изучение истории, краеведение, развитие интереса учащихся, Россия.


Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках...

краеведческий материал, урок истории, историческое краеведение, урок, история края

Он считал, что знакомство учащихся с географией и историей родного края необходимо тесно.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в...

Формирование у школьников представлений о родном крае как...

Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы: познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Акад

краеведческое образования, представления о родном крае, формы и методы краеведческой работы, краеведение, региональный компонент.

Формирование у школьников познавательного интереса...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе.

Ключевые слова : краеведение, родной край, история, местное население, воспитательная система в классе, работа в музее...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Библиографическое описание: Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного

 Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность

Наша цель — дать им первоначальное представление, вызвать интерес к познанию мира вокруг.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

Материалы географического краеведения могут стать объектами краеведческой экспозиции или краеведческого музея. По результатам краеведческого исследования учащиеся могут выступать с докладами или сообщениями на ученических научно-практических конференциях.

Становление краеведения в России как элемента...

В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе

В понятие «священная история» вкладывалось не только изучение общей истории, но

Педагогическую ценность обучения на основе изучения истории родного края, которую...

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках основного курса отечественной истории.

Изучение краеведческого материала на уроках литературы осуществляется на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности.

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

Ключевые слова: краеведческий материал, уроки истории. О возможности и даже необходимости широкого применения педагогами краеведческого материала на уроках писал ещё в XVIII веке Я. А. Коменский. Также в разное время на особую значимость краеведения...

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их...

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках...

краеведческий материал, урок истории, историческое краеведение, урок, история края

Он считал, что знакомство учащихся с географией и историей родного края необходимо тесно.

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в...

Формирование у школьников представлений о родном крае как...

Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы: познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Акад

краеведческое образования, представления о родном крае, формы и методы краеведческой работы, краеведение, региональный компонент.

Формирование у школьников познавательного интереса...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе.

Ключевые слова : краеведение, родной край, история, местное население, воспитательная система в классе, работа в музее...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Библиографическое описание: Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного

 Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность

Наша цель — дать им первоначальное представление, вызвать интерес к познанию мира вокруг.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

Материалы географического краеведения могут стать объектами краеведческой экспозиции или краеведческого музея. По результатам краеведческого исследования учащиеся могут выступать с докладами или сообщениями на ученических научно-практических конференциях.

Становление краеведения в России как элемента...

В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе

В понятие «священная история» вкладывалось не только изучение общей истории, но

Педагогическую ценность обучения на основе изучения истории родного края, которую...

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках основного курса отечественной истории.

Изучение краеведческого материала на уроках литературы осуществляется на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности.

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

Ключевые слова: краеведческий материал, уроки истории. О возможности и даже необходимости широкого применения педагогами краеведческого материала на уроках писал ещё в XVIII веке Я. А. Коменский. Также в разное время на особую значимость краеведения...

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их...

Задать вопрос