Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 24.04.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Петрушина, С. А. Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада / С. А. Петрушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80366/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методическое сопровождение». Дана характеристика культурных практик детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ФГОС ДО, методическое сопровождение, культурные практики детства, дети дошкольного возраста.

На современном этапе в системе российского образования происходят преобразования, выделяющие важнейший приоритет культурной основы развития человека. На всех уровнях образования, включая дошкольный, человек как личность должен быть способен к культурному и продуктивному саморазвитию.

Основным нормативным документом, отражающим концептуальные положения государственной политики в области образования детей дошкольного возраста, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, методологической основой которого являются культурологический и деятельностный подходы. Культурологический подход определяет образование детей дошкольного возраста как приобщение к ценностям мировой и национальной культуры; деятельностный подход предполагает, что у детей необходимо формировать умения организовывать свою деятельность и последовательно достигать поставленных целей.

Оба подхода находят выражение, помимо прочего, в культурных практиках детей дошкольного возраста. Любая деятельность дошкольников, как культурная практика, представляет собой интегративное явление, которая обеспечивает удовлетворение запросов и потребностей ребенка. Использование культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников, в целом позитивной социализации дошкольников [4].

Каждый день, приходя в детский сад, ребёнок проводит апробацию разных способов деятельности, которые основаны на социальном общественном опыте, его индивидуальных потребностях и интересах. В образовательном процессе детского сада важную роль играет обогащение разного практического опыта детей, как познавательного, социального, художественного, речевого, двигательного, так и культурного, который педагоги передают детям дошкольного возраста в виде культурных умений.

В свете новых приоритетов возникает потребность в поиске инновационных форм организации образовательного процесса, которые будут направлены на создание условий для развития самостоятельности, инициативы, активности и культурного самовыражения детей дошкольного возраста. В связи с этим сегодня на первый план выдвигается проблема формирования профессиональных компетенций педагогов детского сада, предполагающая наличие теоретико-методических знаний и практических умений, обеспечивающих эффективность организации культурных практики детей дошкольного возраста. Эта проблема обуславливает острую необходимость методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов детского сада, которое должно носить целенаправленный комплексный характер и отражать различные механизмы профессионального взаимодействия педагогов в коллективной и индивидуальной деятельности.

Значительное внимание методическому сопровождению деятельности педагогов в своих трудах уделили А. Г. Гогоберидзе, И. В. Кузьмина, Е. И. Казакова, К. Ю. Белая, А. П. Тряпицина, Е. А. Зарубина, О. Г. Ридецкая, Ю. Л. Фёдорова,О. Ю. Тришина, Л. Г. Субботина и др. Исследователи проблемы отмечают, что целенаправленное методическое сопровождение позволяет повысить эффективность взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса на всех уровнях образования.

Проведя анализ понятия «методическое сопровождение» в научных трудах исследователей данной проблемы, будем рассматривать методическое сопровождение как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, направленный на разрешение актуальных проблем педагогов в профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и реализация плана.

В. Г. Решетников рассматривает методическое сопровождение деятельности педагога как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности [5, с. 175].

Методическое сопровождение, по мнению автора, должно опираться на ряд принципов, а именно:

— ответственность субъекта за выбор решения;

— приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;

— индивидуальный подход к каждому педагогу;

— приоритетность самостоятельного обучения;

— востребованность результатов обучения в практической деятельности;

Автор определяет содержание методического сопровождения, как оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности [5,с.175].

Н. Б. Крылова определяет культурные практики дошкольника как «обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми» [1, с.79].

Культурные практики детей дошкольного возраста имеют свои специфические особенности: в основе культурной практики лежит проблема, решение которой основано на имеющемся опыте детей; дети решают задачи, которые непосредственно связаны с темой образовательной деятельности, осваивают новый социокультурный опыт; культурная практика мотивирована для детей и помогает проявить свои интересы и склонности, включает в себя творчество и реализует творческий потенциал детей, реализуется через разные виды детской деятельности, в процессе взаимодействия детей и взрослых; педагог выступает в роли партнёра и оказывает детям поддержку (И. А. Лыкова, О. В. Солнцева, Н. М. Родина,,Н. Б. Крылова, Е.Ю Протасова, С. Л. Кривецкая, Т. Б. Алексеева и др.).

Выделяют следующие виды культурных практик детей дошкольного возраста: направленные на познание и преобразование мира объектов и предметов; игровые; социально направленные.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками на протяжении всего периода пребывания в дошкольной образовательной организации, относятся следующие: игра; продуктивная деятельность; коллекционирование; познавательно-исследовательская деятельность; чтение художественной литературы; практическая деятельность; результативные физические упражнения; музыкально-художественная деятельность, коммуникативный тренинг (М. С.Костюхина, М. В. Корепанова,Л. В. Горина, А. Б.Теплова, И. Э. Рахимбаева, А. М. Вербенец, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.).

Вопросы проектирование и включения культурных практик в образовательный процесс дошкольной образовательной организации нашли отражение в исследованиях Т. Б. Алексеевой, Т. И. Бабаевой, Е. В. Бондаревской, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Головановой, Л. М. Клариной, Н. М. Крыловой, И. А. Лыковой, С. В. Масловской, О. В. Солнцевой и др.

Проектирование культурных практик требует от педагога определённых умений: слушать детей и слышать их вопросы; детские вопросы и проблемы включать в содержание образовательной деятельности; как можно чаще наблюдать за детьми и обращать внимание на проблемы, которые дети стараются решить; осознанно делать культурную практику частью образовательного процесса.

Анализ практического опыта педагогов показывает, что частичные теоретические знания о культурных практиках не позволяют педагогам активно включать культурные практики в образовательную деятельность. Педагоги испытывают значительные трудности, как в проектировании, так и в организации культурных практик, поэтому требуется целенаправленное методическое сопровождение этой педагогической деятельности.

Вопросы методического сопровождения педагогов организации культурных практик детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада исследованы крайне недостаточно. Но, опираясь на уже имеющиеся исследования М. В. Корепановой можно выделить ряд последовательных действий по сопровождению педагогов в процессе организации культурных практик с детьми дошкольного возраста:

1. Провести анализ актуальных проблем педагогов в вопросах организации культурных практик с детьми дошкольного возраста с использованием диагностического инструментария;

2. Определить содержание методического сопровождения, которое будет направленно на решение проблем педагогов по повышению теоретических знаний и практический умений;

3. Определить и выбрать формы организации методической работы — групповые и индивидуальные;

4. Спроектировать и провести методические мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации культурных практик детей дошкольного возраста;

5. Создать организационно-педагогические условия, которые обеспечат педагогам право выбора и возможность принятия самостоятельных решений;

Важно отметить, что в процессе методического сопровождения можно использовать формы методической работы, как традиционные, так и инновационные, но все они должны содержать в себе элемент рефлексивной деятельности педагога, как показатель качества его педагогического саморазвития.

Литература:

  1. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка. Самобытность детства / Н. Б. Крылова. — М., 2007. — 102 с.
  2. Корепанова М. В. Методическое сопровождение проектирования культурных практик в дошкольном учреждении / М. В. Корепанова // Сборник материалов ежегодной международной научно — практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016.– № 5 — С. 666–668.
  3. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Гриневич, А. А. Чуприна, М. А. Тоторкулова, Н. Ю. Москвитина, Г. В. Гриневич, О. А. Матяжова. — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018–86 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. rg/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения 01.02. 2021)
  5. Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В. Г. Решетников // Омский научный вестник. — 2013. — № 5 (122). — С. 174–176.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, методическое сопровождение, образовательный процесс, детский сад, культурная практика детей, практик, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, культурная практика.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, ФГОС ДО, методическое сопровождение, культурные практики детства
Задать вопрос