Дети в вооруженных конфликтах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Мамедов, И. М. Дети в вооруженных конфликтах / И. М. Мамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 198-199. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80352/ (дата обращения: 18.01.2022).



В настоящее время определить характер, причины и сущность вооруженных столкновений становится все труднее. Одной из причин сложности выявления критериев вооруженного конфликта является усложненный субъектный состав участников данного процесса. Второй причиной является опосредованный контроль зарубежных стран, не являющихся стороной вооруженного конфликта, но имеющих интерес в исходе события. К третьим причинам можно отнести терминологические неточности характеристики применения силы, что приводит к неверной правовой оценке событий конфликтов. Указанные обстоятельства вызывают трудности квалификации как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов.

Ключевые слова : несовершеннолетние, дети, вооруженный конфликт, ответственность, преступление против несовершеннолетних.

Парадигма становления и развития человечества показывает, что каждая война сопровождается колоссальным ущербом для мирного населения. Принятие Факультативного протокола в очередной раз подчеркнуло важность института защиты детей во время вооруженных конфликтов, как одного из самых значимых вызовов международному сообществу по обеспечению благоприятной обстановки для развития и становления детей в социуме [2]. Был принят новый стандарт, усиливающий механизмы защиты детей, заложенные в Конвенции о правах ребенка [1].

По оценкам, 420 миллионов детей: 1 из 5 — живут сегодня в зонах конфликтов, в том числе в Сирии, Йемене, Мьянме, Южном Судане и Демократической Республике Конго [3]. Войны между государствами, возможно, уменьшились за последние 15–20 лет, но конфликты внутри границ умножились и стали более урбанизированными и импровизированными, что увеличило опасность для уязвимых членов населения. В 2019 году в докладе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о детях и вооруженных конфликтах было подтверждено 24 000 серьезных нарушений прав детей в течение предыдущего года и более 1000 нападений на школы и больницы [4].

Доступ к правосудию для детей, ставших жертвами международных преступлений, может быть обеспечен как во время, так и после конфликта с помощью судебных, несудебных и традиционных механизмов правосудия.

Надлежащий доступ к правосудию требует расширения юридических прав и возможностей всех детей; все они должны иметь возможность отстаивать свои права с помощью юридических и других услуг, таких как образование в области прав ребенка или консультации и поддержка со стороны знающих взрослых»

Во время вооруженных конфликтов обеспечение доступа к правосудию может быть проблематичным из-за краха судебной инфраструктуры и перемещения или исчезновения судебных органов, адвокатов и прокуратуры. Неформальные, несудебные и традиционные системы правосудия также могут быть разрушены и затронуты конфликтом.

Государство несет главную ответственность за обеспечение доступа к правосудию для тех детей, которые пострадали в результате серьезных нарушений их прав. Дети рассматривают правосудие как широкое понятие, охватывающее гораздо больше, чем судебное разбирательство в отношении виновных.

Однако для детей правосудие включает в себя гораздо больше, чем наказание преступника. Еще более важным для них является восстановление их прав, особенно социально-экономических прав, а также элемент компенсации и возмещения ущерба в связи с утратой этих прав.

Несмотря на весь прогресс, достигнутый за последние несколько лет, тенденция к ограниченному прогрессу в рамках поэтапных правовых изменений, сохраняется. Это означает, что до сих пор не существует единого всеобъемлющего документа, который непосредственно защищал бы детей в вооруженных конфликтах.

Существует пять основных причин, по которым единый гражданский документ с собственным механизмом подотчетности (например, суд или трибунал) помог бы решить системные проблемы, препятствующие защите детей в условиях конфликта:

Подотчетность

Один документ облегчил бы государствам осуществление необходимых внутренних законов и облегчил бы применение этих законов в национальных судах и международному учреждению контроль и оценку адекватности и эффективности такого внутреннего осуществления.

Простая идентификация

Новый документ соберет разрозненные в настоящее время правовые положения в одном месте и кодифицирует существующие нормы международного обычного права. Это контрастирует с нынешней ситуацией, когда многообразие инструментов и связанных с ними органов создает больший риск путаницы, упущений или бездействия.

Упрощение

Один документ уменьшил бы нынешнюю потребность в определении того, что обеспечивают различные источники права; в определении того, когда они применяются; в определении того, является ли один источник более защитным, чем другой, и в рассмотрении взаимосвязи между договорными положениями и международным обычным правом.

Разъяснение

Новый документ внесет ясность в законодательство, определив важные, но в настоящее время расплывчатые понятия или термины и более точно определив сферу нечетких мер защиты.

Этот документ можно было бы создать в качестве Факультативного протокола, который касается торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и еще один протокол, касающийся процедуры сообщений. Он будет, по крайней мере, охватывать шесть серьезных нарушений прав детей во время вооруженных конфликтов, а именно:

– вербовка или использование детей;

– убийство детей или нанесение им увечий;

– сексуальное насилие в отношении детей;

– нападения на школы или больницы;

– похищение детей;

– отказ в гуманитарном доступе к детям.

Подводя итоги, хотелось бы выделить несколько направлений разрешения данной проблемы, которые, на мой взгляд, привели бы к значительному улучшению положения:

– Рассмотреть вопрос о том, каким образом дети, пострадавшие от нарушений их прав, могут получить доступ к правосудию и добиться того, чтобы их голоса были услышаны;

– Пересмотреть действующее законодательство для обеспечения того, чтобы дети могли быть заслушаны судебными и несудебными органами;

– Предоставлять техническую экспертизу, профессиональную подготовку и финансирование тем судебным и несудебным органам, которые будут рассматривать доказательства нарушений прав детей;

– Повышать осведомленность детей о том, что их голос может быть услышан на судебных и внесудебных органах.

Только в таком случаи мы сможем говорить о полноценности действия международного права в области защиты прав человека, в том числе и защите прав ребенка в период вооруженных конфликтов.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.: принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций (ООН): [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.04.2021).
  3. Официальный сайт международной организации Юнисеф. — Текст: электронный // ЮНИСЕФ: [сайт]. — URL: https://www.unicef.org (дата обращения: 21.04.2021).
  4. Официальный сайт международной организации ООН. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций (ООН): [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 21.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вооруженный конфликт, конфликт, время, документ, защита детей, орган, правосудие, Факультативный протокол.


Ключевые слова

дети, ответственность, несовершеннолетние, вооруженный конфликт, преступление против несовершеннолетних
Задать вопрос