Совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Тайбусинова, Д. З. Совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего / Д. З. Тайбусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80342/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор акцентирует внимание на проблемах предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, участвующих в процессе воспитания детей.

Ключевые слова : несовершеннолетний, обязанность воспитания, неисполнение обязанности, меры предупреждения.

Полагаем, что в настоящее время остаются актуальными такие дискуссионные и одновременно связанные между собой проблемы, как совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является одной из сложных проблем современного общества. Уклонение от воспитания или использование форм поведения, негативно влияющих на здоровье, интеллектуальное и нравственное развитие детей, создают угрозу населению в целом, так как деструктивно сформированная личность представляет как непосредственную потенциальную угрозу нормальному развитию общественных отношений, так и опосредованную угрозу через дальнейшее воспроизводство негативных установок в воспитании этой личностью последующего поколения.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения в сфере применения правовых норм, устанавливающих ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Предметом исследования выступает уголовное законодательство России, уголовное законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья, международное уголовное законодательство, опубликованная судебная практика, труды ученых, занимающихся смежными с исследуемым вопросами, материалы судебно-следственной практики (уголовные дела, судебные решения и «отказные материалы»), а также мнения практических работников правоохранительных органов, суда и прокуратуры.

В нашем правовом государстве уже существуют предложения по предупреждению неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Однако, на наш взгляд, не стоит останавливаться на достигнутом и повышению эффективности предупреждения данного преступления также будут способствовать разработанные нами меры предупреждения общесоциального характера.

Стоит обратить внимание на семейное благополучие граждан. По статистике большинство преступлений совершаются людьми из неблагополучных семей. Родители и прочие лица, наделенные обязанностью по воспитанию детей, должны как минимум предпринимать все меры для улучшения материального благополучия семьи и детей в ней проживающих. Но в связи с высоким уровнем безработицы в нашей стране. Граждане не могут в полной мере обеспечить своих членов семьи, тем самым они не могут в полной мере исполнять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Одним из вариантов для предотвращения данной проблемы, мы предлагаем, это создание больше рабочих мест не только в офисах, но и дистанционно, чтобы матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, матери или отцы, воспитывающие своих детей одни, смогли работать по своей специальности или по своим навыкам труда дистанционно. Тем самым, позволяя лишний раз уделять, больше времени своим детям, их воспитанию. Также предоставление достойного жилья малоимущим семьям, но с проведением ежемесячного контроля над ними. Все эти вопросы требуют нужных решений, потому что социальное благополучие детей начинается с финансового благополучия его семьи.

Обязанности по воспитанию детей со стороны родителей и лиц, заменяющих их, закреплены в семейном законодательстве. В соответствии с ним каждый ребенок имеет право на воспитание и полноценное развитие. Для родителей же установлен запрет на жестокое и грубое обращение с детьми.

Права и обязанность родителей также определяются в соответствии с семейным законодательством. Родители и лица, которые их заменяют, за неисполнение или же ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних несут ответственность в соответствии с законом [1].

Проблему на настоящем этапе представляют институты, которые уполномочены на принятие решений, связанных с лишением или ограничением родительских прав по причине неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лиц.

В соответствии с законом любое лицо имеет право сообщить в органы власти о ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию детей. Такие обращения принимаются к обращению, по ним проводятся проверки и принимаются решения.

Зачастую такие проверки носят формальный характер. Они сводятся к выезду по месту проживания родителей и проведению с ними беседы. Информация по проверке включается в отчет.

Чтобы убедиться в неисполнении обязанностей по воспитанию детей, требуется как минимум несколько таких выездных проверок и собранные доказательства по неисполнению обязанностей со стороны родителей. Поэтому длительное время ребенок может страдать и находиться в неблагоприятных для себя условиях до того момента, как будет собрана необходимая доказательная база и принято решение в отношении родителей [2].

В настоящее время функции предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лиц в основном отнесены к компетенции органов социальной опеки и попечительства. Профилактические мероприятия сводятся к беседам с родителями и инспекциям при условии, что семья поставлена на специализированный учет. При этом не уделяется внимание полноценному исследованию условий, которые созданы в семье для полноценного воспитания.

Профилактические беседы и выездные проверки проводятся уже по факту получения информации по признакам совершения родителями нарушениями, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию. Получается, что органы социальной опеки и попечительства реагируют уже по факту совершенных нарушений. Что касается профилактики, то она в наибольшей мере реализована с реформированием института опеки и попечительства.

Речь идет о школе молодых родителей, о проведении проверки в связи с подачей заявление родителями на усыновление или удочерение ребенка. Выполнение этих шагов позволило добиться главной цели — полноценной подготовки будущих родителей к исполнению своих обязанностей. На базе той же школы молодых родителей даются практические навыки в области психологии ребенка, ухода за малолетними и т. д. Данная работа проводится в комплексе, поэтому приемные родители оказываются в наибольшей степени подготовленными к исполнению своих обязанностей [3].

Сложная ситуация складывается с образующимися семьями, где мужчина и женщина злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Потом в таких семьях рождаются дети, родители получают социальную помощь от государства, после трагедии в семье совершенно случайным образом выясняется, что родители не исполняли свои обязанности, семья не состояла на учете и т. д.

Можно утверждать, что функции профилактики должны быть равномерно распределены между всеми ответственными органами власти, между ними должно осуществляться эффективное взаимодействие. И одну из главных ролей в профилактике правонарушений должны выполнять участковые уполномоченные полиции [3].

Еще одной проблемой является участие в профилактической работе образовательных учреждений.

Современные педагоги мало знают о том, что происходит внутри семей, однако они обладают необходимыми педагогическими знаниями и опытом работы, которые имеют ценность с позиции профилактики правонарушений. Так как образование и воспитание являются связанными понятиями, то для работы с родителями необходимо создание нового органа, который будет заниматься информационно-просветительской работой с родителями, решением проблем и трудностей в воспитании несовершеннолетних.

Проблемы в воспитании детей случаются, при невозможности их решить самостоятельно родители начинают испытывать трудности и нуждаются в получении помощи. Далеко не все из них обращаются за психологической помощью для разрешения семейных конфликтов, открыто общаются с педагогами для разрешения проблем и трудностей в учебе.

Поэтому и необходимо создание специализированной службы, которая позволит решать проблемы родителей в вопросах воспитания и образования детей. На базе этой службы должны работать педагоги и психологи, данная служба должна взаимодействовать с другими службами и органами, оказывать реальную помощь родителям в решении трудностей и проблем.

На данном этапе развития государство больше помогает семье материально, но денежные выплаты не решают проблем в психологии общения с ребенком и его воспитании. Невозможно требовать от родителей полноценного исполнения обязанностей по воспитанию, если не помогать им в этом при поддержке педагогов и психологов. Это же будет и профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних.

Также требуется проведение реформы в части полномочий и функций органов социальной опеки и попечительства.

За ними необходимо закрепить конкретные профилактические функции в виде систематической инспекции семей, которые не просто стоят на учете, а обладают признаками неблагополучных семей. Данная работа должна вестись при взаимодействии с образовательными организациями и уполномоченными участковыми полиции.

Таким образом, только комплексное правовое воздействие на основные участки профилактической деятельности неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних способно обеспечить ее всесторонность и эффективность; причем, поскольку профилактика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, как правило, всегда предполагает ограничение тех или иных прав человека, ее регламентация правовыми нормами должна осуществляться на уровне не ниже федерального закона. В области специального предупреждения жестокого обращения с детьми важная задача возлагается на органы внутренних дел. В каждом регионе необходимо улучшить эффективность проведения совместных регулярных рейдов по выявлению родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и жестоко обращающихся с ними, а также детей, находящихся в социальном опасном положении в семье.

Литература:

  1. Коваль Н. В. К вопросу о специальном субъекте неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Современные тенденции развития российского уголовного законодательства: сборник материалов круглого стола. Москва. — Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2014. — С. 100–104.
  2. Нагорная, И. И. Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие / И. И. Нагорная // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — N 2.
  3. Преступность в России: проблемы реализации закона и правоприменения: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Авдеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, воспитание детей, неисполнение обязанностей, ребенок, родитель, семья, обязанность, проблема, социальная опека, сторона родителей.


Ключевые слова

несовершеннолетний, меры предупреждения, обязанность воспитания, неисполнение обязанности

Похожие статьи

Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 УК РФ)

В статье авторы пытаются определить основные проблемы квалификации по статье 156 УК РФ, предусмотренное за неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Рассматриваются также проблемы понятия «жестокое обращение», для чего проведен ана...

Особенности производства дознания с участием несовершеннолетних лиц

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения...

Правовое регулирование применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних

В статье рассмотрены особенности и проблемы правового регулирования применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних.

Особенности лишения родительских прав в Российской Федерации как способа восстановления и защиты нарушенных прав ребенка

В статье рассматривается вопрос применения института лишения родительских прав для защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Особенности уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Исследование нацелено на детальный анализ особенностей и вызывающих определенные сложности аспектов уголовной ответственности в контексте неосуществления выплат на содержание детей или родителей, не имеющих возможности трудиться. Изучена нормативная ...

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе

В статье представлены особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе. На сегодняшний момент в обязанность судов входит выявление обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием ...

Похожие статьи

Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 УК РФ)

В статье авторы пытаются определить основные проблемы квалификации по статье 156 УК РФ, предусмотренное за неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Рассматриваются также проблемы понятия «жестокое обращение», для чего проведен ана...

Особенности производства дознания с участием несовершеннолетних лиц

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения...

Правовое регулирование применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних

В статье рассмотрены особенности и проблемы правового регулирования применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних.

Особенности лишения родительских прав в Российской Федерации как способа восстановления и защиты нарушенных прав ребенка

В статье рассматривается вопрос применения института лишения родительских прав для защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Особенности уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Исследование нацелено на детальный анализ особенностей и вызывающих определенные сложности аспектов уголовной ответственности в контексте неосуществления выплат на содержание детей или родителей, не имеющих возможности трудиться. Изучена нормативная ...

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе

В статье представлены особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном процессе. На сегодняшний момент в обязанность судов входит выявление обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием ...

Задать вопрос