Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 2271 раз

Библиографическое описание:

Язецкий, Е. Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса / Е. Ю. Язецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80327/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются чат-боты, использующиеся в образовательном процессе уже сейчас. Также проведено сравнение одного из таких чат-ботов с одной из текущих разработок.

Ключевые слова: чат-бот, образование.

Чат-бот — это программа, которая с помощью текстовых и аудио сообщений имитирует общение с человеком. Чаще всего чат-боты используются в мессенджерах (программа для мгновенной отправки сообщений).

Чат-боты используются в различных сферах, в том числе и в образовательной. Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений открываются новые возможности установления быстрого контакта с обучаемыми и передачи информации в сжатом виде [1]. Например, чат-боты можно использовать как инструмент автоматического тестирования студентов, где преподаватель составляет тест, после чего студенты проходят его и результаты тестирования отправляются преподавателю. Также не стоит забывать, как сказано выше, чаще всего чат-боты используются в мессенджерах, а значит можно в режиме реального времени переписываться с преподавателем на прямую, задавая возникающие вопросы. Помимо прямого общения между студентом и преподавателем, боты могут работать в режиме сценария, например, отвечать на часто задаваемые вопросы, такие как: «Какое расписание на сегодня?», «Есть ли новые задания?», «Кто преподает математику» и другие.

Использование чат-ботов не ограничивается описанными ранее функциями, существует множество различных чат-ботов, которые помогут студентам в самообразовании, например, поиск необходимых книг, обучение нового языка, поиск курсов для прохождения и многое другое. Некоторые из таких чат-ботов, которые уже используются в образовательном процессе, представлены ниже:

— Flow.ai — платформа позволяющая преподавателю в простом интуитивно понятном интерфейсе создать бота. Представляет собой сайт, в котором с помощью блоков проектируется логика работы бота. Тестирование студентов по определенному предмету — это одна из задач, которую может сделать преподаватель, после чего проверить результаты, присланные студентов. Удобство заключается в том, что не обязательно знать какой-либо язык программирования, достаточно освоить интуитивно понятный интерфейс. Также у данной платформы имеется большой выбор приложений, с которыми данная платформа может интегрироваться, например, WhatsApp, Telegram.

— AndyRobot — известный чат-бот для изучения английского языка. Он не только отправляет новые слова и упражнения, а может поддерживать разговор на разные темы используя естественный язык. Конечно, он не может заменить реального собеседника, но способен помочь начинающим начать использовать английский язык.

— YTranslateBot — чат-бот переводчик, работающий на технологиях от Яндекс. Понимает фразы и переводит их целиком (рисунок 1), в отличие от других бот-словарей.

— StepicBot — чат-бот, помогающий искать открытые онлайн-курсы и образовательные материалы на сайте stepic: от уроков по развитию рационального мышления до продвинутого изучения языка программирования. К сожалению, транслировать такую программу в мессенджер невозможно — само изучение возможно только в браузере.

YTranslateBot

Рис. 1. YTranslateBot

— DeLorean_bot — Простое приложение позволяющее делать заметки. Просто сообщить боту «что и когда» и в нужное время и дату придет уведомление от бота.

— BuchBookBot — в процессе обучения, по некоторым предметам задают различные книги для прочтения, чтобы точно прочитать книгу до определенной даты, то этот бот поможет прочесть ее. Каждый день в назначенное время, бот будет отправлять небольшие отрывки из книги. Если отрывок кажется слишком коротким, всегда можно попросить у бота еще один отрывок, и он его предоставит.

— Pomodoro Bot — бот для работы с техникой тайм-менеджмента «помидор», которая помогает сохранять концентрацию и поддерживать продуктивность. Суть его в том, чтобы разделить задание на равные блоки, где определенное время отведено на отдых. Например, 25 минут работы, 5 минут перерыва. О начале и конце отдыха, бот напишет сообщение прямо в чат мессенджера (рисунок 2).

— E-book-finder — чат-бот для поиска, скачивания и подбору книг. Из заявленных возможностей — это: поиск книг по названию и автору; подбор книг, которые похожи на другие; показывает новинки, вышедшие недавно; показывает хиты недели; на каждую книгу есть рецензия, и данный бот ее тоже покажет; как приятный бонус, бот может предложить купоны на скидку для покупки книг.

Pomodoro Bot

Рис. 2. Pomodoro Bot

— University Schedule Bot — чат-бот позволяющий просматривать расписание в университете. Из заявленных функций бота можно выделить следующие: выбор группы/преподавателя для просмотра определенного расписания; просмотр расписания на каждый день недели (понедельник, вторник, …, суббота, воскресенье); получение уведомление с расписания на сегодня в конкретное время. Пример расписания представлен на рисунке 3.

University Schedule Bot

Рис. 3. University Schedule Bot

Так как функционал бота «University Schedule Bot» (первый) совпадает с разработкой к моей выпускной квалификационной работой (второй), произведем сравнение по функционалу. Первое, что нужно отметить — это конкретная задача: предоставить студентам и преподавателям доступ к расписанию в мессенджере. С этой задачей оба чат-бота справляются отлично. Помимо основной задачи, всегда присутствуют и дополнительные, в которых есть плюсы и минусы у каждого и ботов. Рассмотрим основные:

— Выбор группы/преподавателя — в первом боте выбор группы/преподавателя основывается на списках, т. е. сначала выдается список факультетов, далее список групп/преподавателя. Следовательно, если в университете много групп/преподавателей, то поиск конкретной станет неприятным делом. Во втором же имеется функция поиска, а значит введя номер группы/имя преподавателя, сразу же выбирается необходимая группа/преподаватель, при точном совпадении. И если в введенной группе не найдено точных совпадений, то выведется список с приближенными к введенным данным;

— Расписание за период — в первом, как было написано выше, расписание можно выдать за любой день недели, но за прошлые недели нельзя. Во втором же боте такой проблемы нет, введя промежуток дат, бот выведет расписание за необходимый промежуток времени. Но в втором боте нельзя посмотреть расписание за определенный день недели, что удобно;

— Оповещения — каждый из ботов присылает оповещения о расписании. Первый присылает расписание каждый день в определенное время, которое можно настроить. Второй же настроек не имеет, и присылает новое расписание сразу, как только оно обновилось/произошли изменения;

— Поиск — в первом боте отсутствует поиск по какому-либо признаку. Во втором же имеется поиск по предмету/преподавателю/группе, например, расписание на неделю у преподавателя Иванова.

Как итог по сравнению двух ботов, можно сказать, что у каждого из ботов есть минусы, но у второго бота минусов меньше, к тому же он еще в разработке и все оставшиеся минусы будут исправлены.

Каждый из рассмотренных чат-ботов имеет свою задачу, которую полноценно выполняет, предоставляя студентам и преподавателям удобные инструменты для упрощения повседневных задач. В ближайшем будущем, развивайте искусственного интеллекта, позволит выполнять все больше задач связанных с образовательным процессом. Например, автоматическую проверку сочинений, лабораторных работ, курсовых работ и т. д. Это позволит упростить работу многим в образовательной отрасли.

Литература:

1. Использование чат-ботов в образовательном процессе / А. С. Аристова, Ю. С. Безносюк, П. К. Ведикер, Н. Е. Воронович // II Международная конференция «Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования»: Материалы конференции, Екатеринбург, 05–06 декабря 2019 года. — Екатеринбург: Ústav personalistiky, 2020. — С. 95–99.

Основные термины (генерируются автоматически): бот, преподаватель, расписание, выбор группы, образовательный процесс, английский язык, второе, день, подбор книг, понятный интерфейс.


Ключевые слова

образование, чат-бот

Похожие статьи

Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому...

Английский язык включен в систему высшего образования, поскольку владение им является в

Изучение иностранного языка является процессом с отложенным вознаграждением, что

Преподаватели выполняли аналогичную норму, но в изучении французского (один с нуля...

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Выбор данной образовательной технологии для проведения образовательного

3. Невысокий уровень технической сложности, понятная и четко организованная структура сайта

учебный процесс, образовательный процесс, студент, учебный материал, метод...

Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web...

Наибольшие трудности в процессе овладения английским языком, как правило, вызывает

При 4 академических часах английского языка в неделю преподавателю не удается уделять должного

Благодаря появлению Интернет-ресурсов второго поколения более детальное (и...

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В последнее время необходимость в информатизации образовательного процесса

У редактора настолько дружественный интерфейс, что позволяет быстро научиться создавать в

Ученик может сам создавать работы в редакторе Canva. Например, плакат ко Дню Учителя...

Автоматизированные платформы для обучения английскому...

Наиболее популярной автоматизированной платформой для обучения английскому языку во

Материалами платформы может воспользоваться каждый преподаватель при условии оплаты доступа к ней.

Результаты второй группы в среднем значительно превосходили группу...

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал

мобильное обучение, учебный процесс, Преподаватель, студент, возможность, иностранный язык, устройство, мобильный телефон...

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. Такие понятия, как блог, блогер...

Использование чат-ботов в различных сферах повседневной жизни

В качестве создания ботов может быть использован практически любой язык программирования.

Bot API представляет из себя HTTP-интерфейс для работы с ботами. Система Telegram мультиплатформенна, что позволяет работать с системой не зависимо от...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

Первоначально, в случае, если преподаватели английского языка сталкиваются с трудностями при использовании Интернет-ресурсов на уроках или при подготовке к ним, на...

Похожие статьи

Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому...

Английский язык включен в систему высшего образования, поскольку владение им является в

Изучение иностранного языка является процессом с отложенным вознаграждением, что

Преподаватели выполняли аналогичную норму, но в изучении французского (один с нуля...

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Выбор данной образовательной технологии для проведения образовательного

3. Невысокий уровень технической сложности, понятная и четко организованная структура сайта

учебный процесс, образовательный процесс, студент, учебный материал, метод...

Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web...

Наибольшие трудности в процессе овладения английским языком, как правило, вызывает

При 4 академических часах английского языка в неделю преподавателю не удается уделять должного

Благодаря появлению Интернет-ресурсов второго поколения более детальное (и...

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В последнее время необходимость в информатизации образовательного процесса

У редактора настолько дружественный интерфейс, что позволяет быстро научиться создавать в

Ученик может сам создавать работы в редакторе Canva. Например, плакат ко Дню Учителя...

Автоматизированные платформы для обучения английскому...

Наиболее популярной автоматизированной платформой для обучения английскому языку во

Материалами платформы может воспользоваться каждый преподаватель при условии оплаты доступа к ней.

Результаты второй группы в среднем значительно превосходили группу...

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал

мобильное обучение, учебный процесс, Преподаватель, студент, возможность, иностранный язык, устройство, мобильный телефон...

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. Такие понятия, как блог, блогер...

Использование чат-ботов в различных сферах повседневной жизни

В качестве создания ботов может быть использован практически любой язык программирования.

Bot API представляет из себя HTTP-интерфейс для работы с ботами. Система Telegram мультиплатформенна, что позволяет работать с системой не зависимо от...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

Первоначально, в случае, если преподаватели английского языка сталкиваются с трудностями при использовании Интернет-ресурсов на уроках или при подготовке к ним, на...

Задать вопрос