Проблема реализации конституционного принципа равенства в сфере трудовых отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Бурова, А. А. Проблема реализации конституционного принципа равенства в сфере трудовых отношений / А. А. Бурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80263/ (дата обращения: 22.11.2024).



В Российской Федерации регулирование трудовых отношений начинается с принципов, закрепленных в ст.2 Трудового кодекса РФ и Конституции РФ.

Равенство прав и свобод независимо от любых обстоятельств гарантируется Конституцией в статье 19, право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также на добровольный выбор рода деятельности и профессии гарантируется статьей 37. Из данных конституционных основ и образуются основные принципы, определяющие свободное положение человека в труде.

Более узкие права и обязанности работника, в том числе запрет его дискриминации по какому-либо признаку (например, полу), а также равенство в продвижении по службе и достойных условий труда содержатся уже в Трудовом кодексе РФ (ст.2, 3).

Понятие деловых качеств работника, о которых гласит статья 3 ТК РФ, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ». Деловые качества—это способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств личностных качеств работника [1]. То есть это и есть те качества лица, от которых напрямую зависит выполнение им рабочих функций.

К сожалению, многие работодатели при поиске сотрудника определяют и свои «деловые качества», присущие определенному вакантному месту. Например, гражданское дело Свердловского районного суда Орловской области по иску Алиевой С. Ш. К. к Бюджетному учреждению здравоохранения «Свердловская центральная районная больница» о признании незаконным отказа в приеме на работу, обязании заключить трудовой договор и компенсации морального вреда [2]. Алиева С. Ш. К. несколько месяцев пыталась устроиться на работу в данное учреждение медсестрой. Первой противоправной причиной отказа стала не сдача экзамена. Девушка не стала проходить тестирование, так как во время обучения в медицинском колледже им разъясняли, что принуждение к сдаче экзамена на данную вакансию недопустимо. Алиевой не был выдан письменный отказ в приеме на работу и первоначально заявление не было зарегистрировано. Она не сдалась, подала заявление повторно и сразу получила отказ. Все это время девушка находилась в состоянии беременности. В следствие четырёх месяцев попыток, Алиева очень переживала и боялась угрозы выкидыша. Из-за неправомерных, незаконных действий ее не приняли на работу, ей не оплатят больничный лист дородовый и послеродовый, не будут выплачивать пособия по уходу за ребенком до трех лет.

Работодатели в качестве причин отказа в трудоустройстве очень часто указывают иные, например, что лицо не подошло по признакам квалификационных навыков, а иногда напрочь отказываются указать причину отказа [3]. В таком случае речь идет о неправомерном отказ в заключении трудового договора, а это запрещается нормой Трудового кодекса (ст.64). К сожалению, в судебной практике такие дела встречаются довольно часто, и на мой взгляд в этом заключается главная проблема несоблюдения конституционного принципа равенства.

В 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой нарушения только увеличились. Изучая данный вопрос, я столкнулась с одним из примеров. В августе 2020 года беременная девушка А., проживающая в г. Москве, обратилась к работодателю с просьбой о переводе ее на дистанционную работу в связи с её беременным положением. Ограничительные меры вводятся региональными властями с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в субъекте РФ. Например, Указ Мэра Москвы от 25.09.2020 № 92-УМ упоминает о необходимости самоизоляции граждан с заболеваниями, определенными Департаментом здравоохранения города Москвы [4]. С 28.09.2020 оставаться дома обязаны беременные женщины, а также находящиеся в послеродовом периоде с сопутствием больничного листа и сохранением заработной платы в полном объёме. В сентябре работодателю с очередным заявлением была предоставлена справка из женской консультации о необходимости в переводе на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов. На заявление работодатель не ответил. Далее было направлено заявление об освобождении от работы, в связи с отказом в переводе на дистанционную работу, непредоставлении вариантов иной работы и ухудшением условий труда. Далее работодатель не согласовал данное заявление.

Согласно статье 254 ТК РФ, до предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя [5]. Данному сотруднику было отказано в обеспечении безопасной работы, а именно закрепления за работником рабочего места вне дома, не соблюдение карантина беременной женщины, о чем прямо указано в Санитарно-эпидемиологических нормах и Указе Мэра Москвы. Здесь помимо нарушения ст.254 ТК РФ, можно говорить о нарушении принципов статьи 2 ТК РФ, например, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Таким образом женщин априори дискриминируют за их фертильность, работодатели не всегда имеют желание обеспечить безопасные условия труда, так и соблюдение гарантий для беременных женщин, предусмотренных законодательством РФ.

Литература:

  1. Постановлении Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 года № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» www.consultant.ru
  2. Решение Свердловского районного суда Орловской области № 2–336/2016 2–336/2016~М-279/2016 М-279/2016 от 10 июня 2016 г. по делу № 2–336/2016 www.sudact.ru
  3. Рахинский Д. В. Вопросы дискриминации при заключении трудового договора. / Д. В. Рахинский, Л. Г. Король, И. В. Малимонов, Ю. С. Фоминых // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ.— 2015.— № 1.—С. 78–83.
  4. Указ Мэра Москвы от 25 сентября 2020 г. N 92-УМ «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» (ред. от 28 сентября 2020) www.garant.ru
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) www.consultant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ТК РФ, работа, беременная женщина, больничный лист, дистанционная работа, заявление, сдача экзамена, трудовой договор, Трудовой кодекс РФ, Указ Мэра Москвы.


Задать вопрос