Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 1786 раз

Библиографическое описание:

Федотов, Н. О. Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников / Н. О. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80230/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Ключевые слова: дошкольное образование, средства ИКТ, физическое развитие.

Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций (ДОО) в настоящее время является оптимизация и модернизация оздоровительной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети Интернет, телевизора, видео-, аудиоаппаратуры, мультимедиа, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития [7, с. 132].

Стремительное развитие инновационных процессов в образовательных организациях обусловлены современными требованиями к системе образования, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Правовые нормы в части информатизации отражены в ст. № 16, № 18, № 29, № 97.

Говоря об этой проблеме, К. П. Зайцева, ссылаясь на Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», отмечает: «Одним из требований в Профессиональном стандарте «Педагог» является систематическое повышение своего профессионального уровня, проектирование роста профессиональной компетентности — всё это является следствием постоянного изменения норм в сфере образования, тем самым актуализируя проблему формирования у педагогов ДОО способов работы с средствами ИКТ» [2, с. 48].

В настоящее время без наличия информационных технологий, цифровой среды — существование ДОО невозможно. Вся «жизнь» ДОО, можно сказать, уже находится в сети Интернет. Например, у каждой ДОО есть собственный сайт, где отражена ее деятельность, нормативные акты и др.; документация педагогов попутно с бумажными носителями заполняется в электронном виде; самообразование педагогов, связь с родителями — в большинстве случаев проводится при помощи «Всемирной паутины».

Цифровое образование давно уже проникло и в образовательный процесс. Нередко педагоги пользуются средствами ИКТ (выход в сеть Интернет для демонстрации видеороликов или прямых трансляций, участие в онлайн-олимпиадах, использование интерактивной доски и пр.) на занятиях.

Дошкольный возраст — сензитивный период в жизни человека. В этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту [1, с. 246].

Поколения детей с каждым годом меняются, должен меняться и формат занятий. Сегодня активно используются средства ИКТ в области физического развития детей.

По мнению Казакова Ш. Н., значительными преимуществами использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы являются:

– приобретение процессом физического развития более разнообразного, насыщенного характера;

– воздействие на различные психические процессы детей: восприятие, мышление, память и др.;

– повышение эстетичности оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;

– способствование адаптации и социализации ребенка, формирование информационной культуры.

Педагог, используя в работе мультимедиа-презентации или интерактивные игры (в основе которой лежит проблемная ситуация), помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу [3, с. 83].

В своей работе средства ИКТ, а именно, мультимедийные презентации, аудиосопровождение, интерактивные игры, мы используем в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада.

Обратим внимание на использованиемультимедиа-презентаций (далее — презентаций) на занятиях по физическому развитию, как на одно из основных направлений развития ИКТ.

Презентация — это набор слайдов и спецэффектов (слайд-фильм), раздаточные материалы, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле некоторого программного обеспечения [5, с. 3].

Презентация выполняет множество функций и обладает множеством преимуществ. На наш взгляд, ключевыми чертами презентации для образовательной деятельности в работе Г. П. Катунина являются:

– Образовательная функция. Блоки образовательного материала повышают эффективность обучения при умелом введении в них мультимедийных элементов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, которые создадут позитивное отношение к представляемой информации.

– Наглядность. Изучаемый материал можно реалистично продемонстрировать с помощью современных графических и видео технологий мультимедиа-презентаций.

– Интерактивность. Возможность непосредственно управлять ходом презентации, выбрать нужный для представления блок информации дают возможность фокусировать внимание на ключевых моментах [4, с. 8].

Презентации на физкультурных занятиях можно подготавливать на любые темы: «Виды спорта», «День защитника Отечества», «Зимние забавы» и пр.

На данный момент широкое применение на занятиях по физической культуре нашли интерактивным играм.

Д. М. Соколова, ссылаясь в своей работе на Ю. С. Городову, отмечает, что ин терактивная игра —это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Такие игры имеют ряд преимуществ:

– активизируют внимание детей,

– развивают ассоциативное мышление,

– мотивируют познавательный интерес,

– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления,

– делают процесс обучения простым и интересным [6, с. 428].

Интерактивные игры мы используем на физкультурных досугах, тематических мероприятиях. В ходе интерактивных игр к детям приходят сказочные персонажи, которые просят выполнить определенные задания, провести вместе с ними зарядку.

Сегодня очень популярна социальная сеть «Инстаграм». Просматривая ленту сети, мы можем увидеть, что блогеры выполняют задание на видеокамеру и размещают данную информацию у себя на странице, а затем предлагают повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей (челлендж) [8]. То есть, в данном челлендже мы можем увидеть некие соревнования между людьми. Такую форму взаимодействия мы можем применить и в детском саду. Такую возможность мы использовали в период дистанционного обучения в 2020-м году. Совместно с воспитателями и семьями воспитанников мы обсудили, что нужно для записи челленджа. Родители активно поддержали данную идею. Цель челленджа: показать, как дети занимаются спортом дома. Одной из групп было предложено запустить челлендж «Дома мы не унываем и про спорт не забываем», где дошкольники демонстрировали выполнение определенных физических упражнений, элементы движений из различных видов спорта и пр. И далее, по цепочке, эстафета («вызов») передавалась последующим группам. Каждая группа старалась продемонстрировать свои особые умения, быть более оригинальной, чем остальные. Каждая группа была по-своему уникальной, дети узнали друг о друге много интересного. Немаловажно и то, что большинство детей занимается спортом совместно с родителями, следовательно, важен авторитет родителя в становлении позитивного отношения ребенка к спорту.

Таким образом, интеграция видов деятельности на одном занятии позволяют существенно развить компетенции ребенка.

Применение современных средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие современным, интересным, дающим мотивацию для детей. Но, показ презентаций и применение интерактивных игр на занятиях стоит ограничивать, так как, на наш взгляд, постоянное их применение влечет потерю интереса к традиционной форме занятия: для детей занятия физической культурой будут тождественны игре, будет теряться смысл оздоровительного эффекта упражнений, отношение к здоровью, как к ценности, будет терять смысл, появится нехватка времени на важные составные части занятия.

Литература:

  1. Гурьев, С. В. Современный взгляд на физическое воспитание детей дошкольного возраста / С. В. Гурьев. — Текст: непосредственный // NOVAINFO.RU. — 2016. — № № 51. — С. 246–259.
  2. Зайцева, К. П. Модель подготовки работников дошкольных образовательных учреждений к овладению ИКТ в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие» / К. П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. — Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. — С. 48–51.
  3. Казаков, Ш. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников / Ш. Н. Казаков. — текст: непосредственный // Проблемы науки. — 2020. — № 6 (54). — С. 83–86.
  4. Катунин, Г. П. Создание мультимедийных презентаций. Учебное пособие / Г. П. Катунин. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. — 221 c. — Текст: непосредственный.
  5. Качановский, Ю. П. Технологии создания мультимедийных презентаций в Microsoft Powerpoint / Ю. П. Качановский, А. С. Широков. — Липецк: Липецкий государственный технический университет|ЭБС АСВ, 2014. — 38 c. — Текст: непосредственный.
  6. Соколова, Д. М. Интерактивные игры в программе Microsoft PowerPoint / Д. М. Соколова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № № 24 (314). — С. 428.
  7. Ставцева, Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Ю. Г. Ставцева. — текст: непосредственный // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 1 (25). — с. 132–137.
  8. Челлендж. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Челлендж (дата обращения: 19.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое развитие, игра, ИКТ, возможность, детский сад, занятие, презентация, Профессиональный стандарт, ребенок.


Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство.

Таким образом, в Стандарте прослеживаетсядва направления образовательной работы по

Что бы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

«Физическое развитие» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей. Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Содержаниеобразовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры и гармоничное физическое развитие через решение таких задач:развитие...

Создание современной образовательной среды для обеспечения...

Использование ИКТ-технологий в детском саду. Основными направлениями использования информационно-коммуникативных

Интеграция информационно-коммуникационных технологий... дошкольное образование, ИКТ, ребенок, учебный процесс, окружающий мир...

Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через...

‒ содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом

Коллекционирование игрушек, книг, значков, открыток и других предметов, связанных со спортом и ГТО, а также презентация выставок детьми и взрослыми –форма работа, позволяющая...

Модель инновационных технологий...

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС.

Планирование занятий по физической культуре для всех возрастных групп с использованием

Эта методика содержит специальные задания, творческие игры...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Поэтому не случайно одним из наиболее...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности...

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков...

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях...

Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство.

Таким образом, в Стандарте прослеживаетсядва направления образовательной работы по

Что бы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

«Физическое развитие» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей. Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Содержаниеобразовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры и гармоничное физическое развитие через решение таких задач:развитие...

Создание современной образовательной среды для обеспечения...

Использование ИКТ-технологий в детском саду. Основными направлениями использования информационно-коммуникативных

Интеграция информационно-коммуникационных технологий... дошкольное образование, ИКТ, ребенок, учебный процесс, окружающий мир...

Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через...

‒ содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом

Коллекционирование игрушек, книг, значков, открыток и других предметов, связанных со спортом и ГТО, а также презентация выставок детьми и взрослыми –форма работа, позволяющая...

Модель инновационных технологий...

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС.

Планирование занятий по физической культуре для всех возрастных групп с использованием

Эта методика содержит специальные задания, творческие игры...

Новые методы и приемы организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Поэтому не случайно одним из наиболее...

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности...

Задать вопрос