Личностные качества специалистов опасных профессий: теоретический обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, И. О. Личностные качества специалистов опасных профессий: теоретический обзор / И. О. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80229/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен теоретический обзор научных исследований личностных качеств и характеристик специалистов опасных профессий, в частности — сотрудников МЧС России. Также с целью актуализации приведены данные исследования автора, проведенного в 2021 году.

Ключевые слова: личность, качества личности, МЧС, экстраверсия, гибкость, копинг-стратегия, мотивация, ответственность, тревожность, опасные профессии, экстремальная психология.

Сегодня изучение личностных качеств специалистов опасных профессий (сотрудников МЧС, МВД, военнослужащих и пр.) приобретает особую значимость с целью формирования необходимых для эффективной деятельности навыков и умений, а также для разработки программ психокоррекции, реабилитации и психологической помощи после воздействия кризисных и экстремальных ситуаций на работе. Это связано с изменениями, происходящими в мире, ускорением многих процессов — реагирования на задачу, необходимости быстро и качественно принимать решения в условиях ограниченного времени, увеличения числа экстремальных ситуаций и пр. В связи с этим возникает проблема актуализации данных относительно качеств личности, способной решать задачи в новых реалиях.

В конце 90-х годов в России базовыми для специалистов опасных профессий (в частности, сотрудников Государственной противопожарной службы МВД) считали самоконтроль, сдержанность, ответственность. Среди мотивов поступления на службу выделяли стремление к риску, пример друзей, стремление к моральному удовлетворению от работы, возможность получения льгот и стабильного заработка, стремление к активной работе и общению с людьми. Основные соматические проблемы в те годы среди сотрудников силовых ведомств — заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, почек и психические расстройства [8].

Результаты исследования курсантов МЧС показали связь между тревожностью, ответственностью, нервно-психической устойчивостью, склонностью к риску и другими индивидуально-личностными особенностями. Закономерность развития данных качеств проявляется в течение первых 5 лет обучения и службы поэтапно: склонность к риску, саморегуляция и эмоциональная устойчивость снижаются. Выявлены взаимосвязи: чем ниже склонность к риску, тем ниже невротизация, и, напротив, высокий уровень настойчивости способствует повышению саморегуляции. Также установлено, что через 15 лет службы все показатели данных качеств снижаются, а интернальность (свойство брать ответственность за свои поступки и жизнь) повышается [2].

Личностные особенности сотрудников МЧС с различной классификацией: 1, 2 и 3 класса, а также не имеющих категории (для удобства в дальнейшем будем обозначать их «класс N») были представлены в 2019 году. Так, оказалось, что более чем 40 % спасателей класса N и 3 эмоционально напряжены и склонны к ипохондрии. 60 % специалистов классов 1 и 2 исполнительны, адаптивны, сдержанны. Также выяснилось, что по мере продвижения по службе снижается пессимистичность (класс N — в пределах нормы у 56 %, класс 1–92 %). Спасатели 1 и 2 класса отличаются высокой активностью, мотивированы на достижения, уверенны, склонны к риску. У 24 % спасателей класса N мотивация достижения снижена, выражен самоконтроль, отсутствуют лидерские качества, отсутствует спонтанность. Пассивность и чувствительность присуща лишь 4 % специалистов класса N, тревожность — у 8 %, нервозность, хроническое ощущение душевного дискомфорта, чувство вины — у 24 %. Высокая коммуникабельность выявлена у 40 % спасателей класса N, 32 % класса 3, 36 % класса 2, 20 % класса 1. Низкие показатели уровня общительности у 20 % специалистов класса N и 12 % класса 3 [12].

Среди личностных характеристик специалистов опасных профессий исследователи также выделяют адаптивные копинг-стратегии, направленные на разрешение проблем и преодоление кризисов. В исследовании психологических защит и копинг-стратегий сотрудников МЧС указывается, что ведущей является стратегия совладания, направленная на поиск социального одобрения и поддержки, активный поиск решений [7].

По данным Рыбникова В. Ю. и др., легче адаптируются к экстремальной или опасной деятельности те специалисты, которые гибки, эмоционально устойчивы, общительны, уверены в себе, активны [10]. Успешной адаптации также способствует стрессоустойчивость, которая повышается по мере становления в профессии [5].

Среди личностных качеств специалистов МЧС исследователи выделяют независимость, отказ от виктимности [9], эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности [11], адекватную самооценку, оптимизм, склонность к контролированию, невысокий уровень тревожности [3], смелость, аналитические способности [1]. Исследователи также выделяют ряд качеств, которыми должен обладать специалист опасной профессии, и которые помогают справляться с экстремальными условиями деятельности: эмоциональная лабильность, самоконтроль, активность, отсутствие тревожно-мнительных черт, гибкость, сдержанность, умеренная агрессивность [4].

Специалистам экстремальных профессий часто требуется преодолевать заложенный природой человека механизм избегания опасностей. В связи с этим важными для успешной деятельности является формирование морально-нравственных качеств: ответственность за принимаемые решения, организованность, смелость. Также уделяют внимание склонности к риску, коммуникабельности, альтруизму (в том числе, пониманию, что от эффективности действий такого специалиста и его психологической устойчивости зачастую зависит жизнь и здоровье других людей), активности, доброте, открытости и юмору [6].

Осипов А. В. изучал профессионально важные качества сотрудников противопожарных служб на различных этапах становления в профессии, где также были затронуты и личностные качества специалистов. По результатам исследования 210 человек было определено, что типичными являются склонность к риску, стрессоустойчивость, оптимизм, активность, импульсивность, тревожность, высокий уровень жизнелюбия, уверенность, высокая мотивация достижения, адекватная самооценка, обязательность, совестливость [5].

С целью актуализации данных о выраженности тех или иных качеств личности специалистов опасных профессий в 2021 году мы провели исследование более 60 сотрудников МЧС в возрасте от 18 до 46 лет, применив методику «Большая пятерка» в адаптации Хромова А. Б. [13].

По результатам исследования мы получили следующие средние показатели по основным группам качеств (вторичным факторам). По шкале «Экстраверсия — Интроверсия» средний балл по всем испытуемым — 53 (высокие значения). По шкале «Привязанность — Отделенность» средний балл по всем испытуемым — 57,4 (высокие значения). По шкале «Контролирование — Естественность» средний балл по всем испытуемым — 58,6 (высокие значения). По шкале «Эмоциональность — Сдержанность» средний балл по всем испытуемым — 35,4 (низкие значения). По шкале «Игривость — Практичность» средний балл по всем испытуемым — 52,6 (высокие значения). Исходя из полученных данных, можно предположить, что специалисты ведомства — преимущественно экстраверты. Среди личностных качеств выражены привязанность, склонность к контролю, сдержанность, игривость.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для специалистов опасных профессий типична выраженность следующих качеств: экстраверсия, сдержанность, эмоциональная устойчивость, контролирование, активность, стрессоустойчивость.

Литература:

  1. Аспедников М. Г. Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС // Молодой ученый. Международный научный журнал. — № 7 (245), 2019. — С. 229–231.
  2. Дежкина Ю. А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Авто дисс. на соиск. ученой степени кандидата псих. наук. — СПб.: РГПУ, 2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalno-vazhnykh-kachestv-sotrudnikov-gosudarstvennoi-protivopozharnoi-sluzh (дата обращения 11.11.2020).
  3. Кочетков М. В. Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — 2016. — № 2–3 (2627). — С. 11–14.
  4. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 240 с.
  5. Осипов А. В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Авто дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. — Ростов-на-Дону, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/professionalno-vazhnye-kachestva-sotrudnikov-pozharno-spasatelnykh-formirovanii-na-raznykh-e (дата обращения: 18.11.2020).
  6. Пономаренко В. А.. Психология человека опасной профессии (концепция опасной профессии) // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — С. 225–230.
  7. Портнова А. Г., Холодцева А. Е. Психологические защиты и стратегии совладания с кризисными ситуациями сотрудников в экстремальных видах профессиональной деятельности // Вестник КемГУ. № 3 (43), 2010. — С. 90–100.
  8. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие/ Марьин М. И., Ефанова И. Н., Поляков М. Н. и др.- М.: ВНИИПО, 1998–114 с.
  9. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных // Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — С. 42–48.
  10. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации // Экология человека. 2017. № 3. С. 3–9.
  11. Семенова Н. Д.. Личностно-регулятивные свойства как предикторы профессиональной эффективности пожарных личного состава МЧС России // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 71-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. –Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. — С. 313–316.
  12. Сузько М. Н. Личностные особенности сотрудников МЧС с различной квалификацией // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». — Гомель, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/lichnostnye-osobennosti-sotrudnikov-mchs-s-razlichnoy-kvalifikaciey-0 (дата обращения: 29.10.2020).
  13. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, спасатель класса, профессия, риск, эмоциональная устойчивость, шкала, специалист класса, специалист, сотрудник МЧС, служба, склонность, сдержанность, адекватная самооценка, ответственность, личностное качество специалистов, качество личности, качество, испытуемый, балл.


Похожие статьи

Личностные качества в структуре профессионально важных...

 Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии

качества, обеспечивающие готовность к труду, склонность и расположенность к процессу и

Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие...

Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей...

По мнению специалистов, занимающихся проблемой психологии спасателей (В. В. Казанков, Д. Р. Мерзлякова), результативность психолого-педагогической подготовки специалистов МЧС должна проявляться следующими личностными качествами: возможность адекватной...

Роль личности в процессе психической адаптации...

Спасатель МЧС должен обладать определенными профессионально важными качествами

Как субъекты деятельности, пожарные-спасатели развивают личностные качества

Профессиональная деятельность способствует развитию такого типа личности, у которого...

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

В качестве выборки исследования выступили сотрудники пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС»

Таким образом, есть множество факторов угрожающих жизни специалистов пожарной службы

В качестве выборки эмпирического исследования были задействованы пожарные, в...

Особенности личной ответственности у сотрудников силовых...

Особое внимание уделяется ответственности личности у сотрудников силовых структур

Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур связана с риском для

Так С. И. Кудиновым и И. В. Седовой исследовалось эмоциональное выгорание у педагогов с...

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция...

Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике

Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Томаса Холмса и Ричарда Райха.

Формирование стрессоустойчивости младших школьников...

М. Шепель выделяет стрессовое качество личности, подразумевая под ним тренированность, внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Некоторые ученые, определяя стрессоустойчивость, относят ее к чисто эмоциональному явлению.

Сравнительный анализ профориентационных методик

После данные проанализирует специалист и скажет результат.

Испытуемому необходимо дать ассоциации на предъявленные профессии.

Недостатки: не учитываются личностные характеристики и таланты личности; невозможно получить точный результат.

Профессионально значимые психофизиологические качества...

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность.

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог...

Похожие статьи

Личностные качества в структуре профессионально важных...

 Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии

качества, обеспечивающие готовность к труду, склонность и расположенность к процессу и

Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие...

Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей...

По мнению специалистов, занимающихся проблемой психологии спасателей (В. В. Казанков, Д. Р. Мерзлякова), результативность психолого-педагогической подготовки специалистов МЧС должна проявляться следующими личностными качествами: возможность адекватной...

Роль личности в процессе психической адаптации...

Спасатель МЧС должен обладать определенными профессионально важными качествами

Как субъекты деятельности, пожарные-спасатели развивают личностные качества

Профессиональная деятельность способствует развитию такого типа личности, у которого...

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость...

В качестве выборки исследования выступили сотрудники пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС»

Таким образом, есть множество факторов угрожающих жизни специалистов пожарной службы

В качестве выборки эмпирического исследования были задействованы пожарные, в...

Особенности личной ответственности у сотрудников силовых...

Особое внимание уделяется ответственности личности у сотрудников силовых структур

Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур связана с риском для

Так С. И. Кудиновым и И. В. Седовой исследовалось эмоциональное выгорание у педагогов с...

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция...

Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике

Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Томаса Холмса и Ричарда Райха.

Формирование стрессоустойчивости младших школьников...

М. Шепель выделяет стрессовое качество личности, подразумевая под ним тренированность, внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Некоторые ученые, определяя стрессоустойчивость, относят ее к чисто эмоциональному явлению.

Сравнительный анализ профориентационных методик

После данные проанализирует специалист и скажет результат.

Испытуемому необходимо дать ассоциации на предъявленные профессии.

Недостатки: не учитываются личностные характеристики и таланты личности; невозможно получить точный результат.

Профессионально значимые психофизиологические качества...

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность.

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог...

Задать вопрос