Антиалкогольные кампании: Cui bono? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Яргин, С. В. Антиалкогольные кампании: Cui bono? / С. В. Яргин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 338-342. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80226/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пьянство наносит большой вред обществу, самим пьющим и окружающим. Некоторые лица совершают под влиянием алкоголя преступления и аморальные поступки. Значит, правы были академик Ф. Г. Углов (1904–2008) [1], его последователи из «Международной академии трезвости» (президент — академик А. Н. Маюров) [2] и другие сторонники антиалкогольной кампании (1985–1988 гг.), призывая к полной трезвости? Отчасти, правы: потребление в умеренных дозах без видимого вреда может иметь место на Юге или Западе Европы, но в наших условиях сто грамм могут спровоцировать запой. Однако имеется другая сторона медали. Всеобщая трезвость на сегодняшний день недостижима. Антиалкогольная кампания дестабилизировала общество, навредила экономике и отечественному производству, открыв дорогу импортной алкогольной продукции — от вин и коньяков до низкокачественного спирта. По-видимому, кто-то действовал по указке из-за рубежа — иначе трудно объяснить уничтожение виноградников. Известные отечественные сорта вин исчезли. Демонтировали часть ликеро-водочных заводов, что способствовало импорту и поступлению в торговую сеть низкокачественного спирта [3]. Предсказуемый рост пьянства после антиалкогольной кампании облегчил экономические реформы, действуя подобно наркозу во время операции [4]. Сегодня много пишут о ветеранах. В 1985 году многим было около 60 лет, они еще работали. По известным причинам, у некоторых была алкогольная зависимость или привычка к алкоголю. От пожилых людей нереально и негуманно требовать полного отказа от алкоголя. Фактически, в 1985 году многих ветеранов заставили стоять в часовых очередях и пить суррогаты. Безусловно, лучше совсем не пить, но это не значит, что можно продавать фальсификаты в винных и водочных бутылках [5], обманывать зависимых от алкоголя граждан, лишать их квартир и домов, качественной медицинской помощи и т. п. Известно о многочисленных отравлениях легально продававшимися алкогольными напитками; подробности и ссылки см. [4–7].

Распространено профессиональное мнение, что умеренное потребление алкоголя, в особенности, вина, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Возможно, польза преувеличивается в соответствии с интересами производителей алкогольной продукции. Предполагаемая польза от натуральных алкогольных напитков объяснима: многие народы (в особенности — европейские) в течение тысячелетий адаптировались к алкоголю и побочным продуктам естественного брожения. Новые технологии производства этанола сопровождаются образованием новых побочных продуктов, адаптация к которым отсутствует. Не удивительно, что токсичность синтетического и гидролизного спирта выше, чем спирта-ректификата из пищевого сырья [8]. Использование технического спирта для производства напитков может быть понято как сокрытие информации о фактах, создающих опасность для здоровья людей (Ст. 237 УК РФ). Граждане вправе надеяться, что государство выполнит свои обязательства по контролю качества продукции, что под этикетку «Портвейн» не будут наливать подкрашенный раствор низкокачественного спирта с сахаром и ароматом [5], а в бутылку с этикеткой «Русская водка» — разбавленный этанол, привезенный в автоцистерне через Кавказские горы [4,9,10]. Для контроля качества алкогольных напитков и выявления примесей необходимо использовать современные методы, такие как хроматография и спектрометрия.

Российские крепленые вина из натурального (виноградного или плодово-ягодного) сырья с добавкой спирта зернового происхождения имеют преимущество перед многими заграничными продуктами, где стремятся к сохранению дистиллятом вкусовых и ароматических свойств. При спиртовании вина для получения крепленых (ликерных) вин за рубежом обычно используют виноградный спирт, содержащий больше примесей по сравнению с зерновым спиртом-ректификатом. Не случайно в советское время многие потребители предпочитали продукты отечественного производства — водку и крепленые вина. Если для знатоков достоинства подлинного портвейна или мадеры не вызывают сомнения, то при частом употреблении преимущества оказываются на стороне отечественных вин, крепленных зерновым дистиллятом. Отметим также, что высококачественная водка относится к наиболее очищенным алкогольным напиткам (если ее не подменяют техническим спиртом). Желательно возродить производство недорогих крепленых вин из натурального сырья по традиционным технологиям: полное или частичное сбраживание виноградного или плодово-ягодного сусла с добавлением спирта-ректификата [5]. Подобная продукция производится в Белоруссии. Может потребоваться помощь государства в виде благоприятной акцизной политики. В связи с изложенным необходимо отметить проводимую в некоторых средствах массовой информации кампанию дискредитации «бормотухи» советского времени, которую огульно представляют в виде низкокачественного продукта. Экономические мотивы этой кампании очевидны: производить крепленые вина в соответствии со стандартами относительно дорого; пьющую публику перевели на водку, пиво и винные напитки. Несмотря на тенденцию к снижению качества в восьмидесятые годы, многие недорогие крепленые вина в советское время были натуральными продуктами хорошего или удовлетворительного качества. Возвращение Крыма в состав России должно повысить доступность виноградных крепленых вин, издавна производившихся на полуострове, где во время антиалкогольной кампании 1985–1988 гг. были сохранены ценные виноградники. Кроме того, имеется возможность производства плодово-ягодных вин из несортовых фруктов, не находящих сбыта. Следует также отметить, что противопоставление «специальных» (с добавлением спирта) и «натуральных» (без добавления спирта) вин вводит в заблуждение: крепленое вино может быть натуральным, а некрепленое — содержать ароматические и вкусовые добавки.

Повышению смертности в 1990-е годы способствовали недостаточная доступность современной медицинской помощи, потребление некачественной алкогольной продукции, слабая социальная поддержка безработных, неимущих и бездомных, а также противозаконные действия. Муссирование алкогольной темы отвлекает внимание от других причин относительно высокой смертности. В связи с этим хотелось бы призвать борцов за трезвость и «собриологов» [2] проявлять больше внимания к согражданам с алкогольной зависимостью, защищать их от мошенничества и насилия, пренебрежительного отношения в центрах занятости и лечебных учреждениях, от моббинга на рабочих местах и по месту жительства. Известно, что лиц старшего возраста иногда подталкивают к увольнению или смене места жительства с помощью моббинга; даже умеренное употребление алкоголя может служить для этого предлогом. Тема жестокого обращения с лицами старшего возраста (elder abuse) мало освещается в российской литературе [11–13]; она касается не только пьющих, хотя злоупотребление алкоголем встречается как среди насильников, так и среди жертв. С одной стороны, пьяницы имеют реально меньше возможностей для защиты своих прав; с другой стороны, моббинг и жестокое обращение могут вызывать у жертвы стресс и депрессию, предрасполагая к употреблению алкоголя. Жестокое обращение с лицами пожилого возраста может принимать разные формы; оно часто остается нераспознанным, а об известных случаях не всегда доносят. Пожилые жертвы жестокого обращения нередко имеют низкую самооценку, винят в происходящем самих себя и не хотят «предавать» своих родственников. Приближение смерти пожилого, в особенности, пьющего, родственника бывает стратегией, проводимой в жизнь сознательно или подсознательно. Эта стратегия может включать вовлечение в пьянство, неоказание помощи, манипуляцию в направлении социальных рисков и аутоагрессии. Известно, что алкоголики и лица с алкогольной деменцией становились жертвами связанных с недвижимостью преступлений, в результате чего увеличилось число бездомных. Механизм утраты гражданами жилья включал противозаконные действия: мошенничество, угрозы и насилие. Некоторые преступники намекали на свои связи с правоохранительными органами. В подобных случаях необходимо информировать соответствующие органы. Говоря о бездомности, нужно вспомнить сибирских бичей [14]. Государство должно заботиться о бездомных, обеспечить их ночлежными домами и общежитиями; им нужно помочь получить документы и жилье. В условиях меняющегося этнического состава населения Сибири и Дальнего Востока негуманное отношение к бичам подрывает национальное единство.

В медицинских учреждениях к алкоголикам применялись инвазивные методы без достаточных показаний [4,6,15]. Отношение в государственных поликлиниках, в особенности, к мужчинам среднего и пожилого возраста, иногда бывает пренебрежительным. Истинное или предполагаемое злоупотребление алкоголем может служить для этого предлогом. В связи с этим, а также ввиду дороговизны многих лекарств и маркетинга плацебо под видом средств доказательной медицины [16], хронические заболевания часто остаются без лечения. Здесь нужно упомянуть о службе занятости, где отмечалось пренебрежительное отношение к безработным, а также об отставании наших домов для престарелых от уровня развитых стран. В некоторых домах для престарелых не разрешают употреблять алкоголь или оставляют этот вопрос на усмотрение платящих родственников. Подобный подход нарушает права человека и оскорбителен для пожилых людей. Согласно нормам медицинской и общей этики, необходимо гуманное отношение к социально незащищенным гражданам, включая лиц старшего возраста с алкогольной зависимостью.

В заключение несколько слов о рекламе: новая отечественная продукция в ней нуждается больше, чем мировые бренды. Важно соблюдение Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ: она должна быть добросовестной и достоверной, т. е. основываться на профессиональной литературе. Именно такая реклама представляет интерес для потребителя. Полный запрет рекламы алкогольной продукции вредит отечественному виноделию, тем самым способствуя импорту. Это отмечалось на Всероссийской конференции по проблемам алкогольного рынка — «АлкоКонгресс» и «Винный форум» 15 апреля 2021 г. в рамках программы выставки ПРОДЭКСПО. Несмотря на аккредитацию, автору выступить не удалось — руководитель оргкомитета Ю. М. Юдич (в середине на Рис. 1) повторно отказывал в предоставлении слова. Наряду с обсуждением ряда насущных вопросов, на Конференции, включавшей Первый съезд винных блогеров, журналистов и экспертов (Рис. 1), было много разговоров на посторонние темы, чему способствовал обильный прием шампанского Абрау-Дюрсо. Последнее автор не осуждает, однако у участников конференции должна быть возможность выступить по существу вопроса. Участники должны готовиться к конференции, изучать литературу, репетировать свои доклады. «Винным писателям» (Рис. 1) и блогерам также нужно изучать профессиональную литературу и больше писать о технологии виноделия. Потребителям нужны факты и достоверная информация, а не превосходные степени.

Первый съезд винных блогеров, журналистов и экспертов (15.04.2021). Президиум

Рис. 1. Первый съезд винных блогеров, журналистов и экспертов (15.04.2021). Президиум

Заключение

Антиалкогольные кампании вредят отечественному виноделию и экономике в целом. Запрет рекламы алкоголя способствует импорту общеизвестных продуктов, которые не нуждаются в рекламе. Похоже, что кто-то из принимающих решения лиц служит заграничным интересам, как это было в антиалкогольную кампанию 1985–1988 гг. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Предполагаемую пользу от умеренного потребления не следует преувеличивать и пропагандировать ввиду риска острой и хронической передозировки. Передозировка возможна в любом возрасте, сопряжена с социальными рисками и вредом для здоровья. Утверждения о пользе умеренного потребления алкоголя сомнительны, представляется вероятным влияние конфликта интересов; риски в сумме могут превышать пользу. Многим систематически употребляющим алкоголь лицам следует рекомендовать снижение дозы, а при наличии медицинских показаний — воздержание.

Примечание

В журнале «Собриология» (председатель редакционной коллегии А. Н. Маюров) был без согласования с автором изменен текст статьи [17]. Некоторые поправки: страница 54, 2-й абзац, написано: «Подобные обычаи сохранились и приумножились в постсоветское время». Должно быть: «Подобные обычаи местами сохранились в постсоветское время». Страница 54, последний абзац, написано: «Рост потребления алкоголя в первой половине 1990-х облегчил проведение экономических реформ, приведших к обнищанию большей части населения страны». Должно быть: «Рост потребления алкоголя в первой половине 1990-х облегчил проведение экономических реформ, приведших к снижению уровня жизни части населения страны». Страница 55, 3-й абзац, написано: «Спирт маскировался вкусом вина и/или ароматическими добавками». Должно быть: «Плохое качество спирта маскировалось вкусом вина и/или ароматическими добавками». Стр. 55, 1-й абзац, нап: «Многие российские алкоголики не доживают до пенсии от цирроза печени и его осложнений». Должно быть: «Многие российские алкоголики не доживают до смерти от цирроза печени и его осложнений».

Литература:

  1. Углов Ф. Г. Ломехузы. Л.: ЛИО Редактор, 1991.
  2. Маюров А. Н. Собриология. Москва: Международн. акад. трезвости, 2016.
  3. Немцов А. В. Алкогольная история России: новейший период. Москва, 2009.
  4. Яргин С. В. Алкоголь в России: 1970–2015 годы. Молодой ученый 2015;(18).
  5. Яргин С. В. Возобновить производство крепленых вин из натурального сырья. Молодой ученый 2014;(5).
  6. Jargin S. V. Alcohol abuse and toxicity of alcoholic beverages in Russia: Recent history. ARC Journal of Addiction 2016;1:21–29.
  7. Jargin S. V. Popular alcoholic beverages in Russia with special reference to quality and toxicity. Journal of Addiction & Prevention. 2017;5(2): 6.
  8. Нужный В. П. Токсикологическая характеристика этилового спирта, алкогольных напитков и содержащихся в них примесей. Вопр. наркологии 1995;(3):65–74.
  9. Jargin S. V. Minimal price for vodka established in Russia from 1 January 2010. Alcohol Alcohol 2010;45(6):586–8.
  10. Пузырев Д. Новейшая история России в 14 бутылках водки: как в главном русском напитке замешаны бизнес, коррупция и криминал. Москва: Individuum, 2021.
  11. Пучков П. В. Жестокое обращение по отношению к геронтологической группе населения. Саратов, 2006.
  12. Романова Н. П. Моббинг: учебное пособие. Чита, 2007.
  13. Jargin S. V. Elder abuse, manipulation towards suicide, and homicide: Borders can be vague. International Journal of Emergency Mental Health 2015;17(4):706–8.
  14. Яргин С. В. Об использовании стимуляторов смоловыделения на подсочке леса. Молодой ученый 2017;(2).
  15. Яргин С. В. Инвазивные процедуры без достаточных показаний: история вопроса. Молодой ученый. 2018;(4).
  16. Jargin S. V. Scientific papers and patents on substances with unproven effects. Part 2. Recent Pat Drug Deliv Formul. 2019;13(3):160–73.
  17. Яргин С. В., Разводовский Ю. Е. Алкоголь и алкоголизм: что изменилось за полвека. Собриология 2016;(2):52–7.
Основные термины (генерируются автоматически): антиалкогольная кампания, вина, жестокое обращение, алкогольная зависимость, низкокачественный спирт, старший возраст, алкогольная продукция, отечественное виноделие, отечественное производство, пожилой возраст.


Задать вопрос