Основные военно-педагогические взгляды А. В. Суворова на воспитание и обучение воинов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рябуха, Е. В. Основные военно-педагогические взгляды А. В. Суворова на воспитание и обучение воинов / Е. В. Рябуха, К. В. Шаравин, Д. О. Тужилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80199/ (дата обращения: 24.01.2022).



В представленной статье авторы раскрывают основные военно-педагогические взгляды великого отечественного полководца А. В. Суворова, рассматривают особенности его методики обучения и воспитания солдат русской армии.

Ключевые слова: армия, воспитание, обучение, подготовка, развитие, методика обучения, военно-педагогические взгляды, Суворов.

Актуальность представленной темы нам видится в том, что особенности современных методик военного образования заключаются в ориентированности и направленности развития у военнослужащих способностей «независимого», самостоятельного и креативного мышления. Командир, обучающий свой личный состав, в данном процессе выполняет функции хорошо подготовленного руководителя, менеджера. Если внимательно проанализировать различные этапы развития военно-педагогической мысли, то можно обратить внимание, что похожая педагогическая технология использовалась А. В. Суворовым еще задолго до наших дней, а именно в XVIII веке.

Имя Александра Васильевича Суворова, русского полководца и основоположника отечественной военной теории, известно не только в нашем государстве, но также далеко за его пределами. Великий Суворов А. В. — это тот маршал, который участвовал в более 20 походах и 63 сражениях и выходил победителем из всех битв, побеждая армию Пруссии, Турции, Польши и Франции.

В данной статье хотелось бы проанализировать некоторые основные элементы концепции подготовки воинов русской армии в вопросах обучения и воспитания, предложенных и нашедших свое практическое применение в военно-педагогических взглядах гения военного искусства, великого А. В. Суворова.

Основываясь на изучение материалов военных мемуаров, можно сделать вывод, что во второй половине XVIII века практически во всех европейских армиях военная государственная система и воин рассматривались лишь как элементы механического выполнения поставленных начальником и командиром задач. В исторический период до Александра Васильевича, только единицы полководцев осуждали сформировавшееся ранее мнение о военном искусстве и боролись с концепцией подготовки воина-исполнителя, основанной только на жестокой дисциплине подчиненного [2, c. 402–403].

Когда к власти в 1762 году приходит Екатерина Великая, общая обстановка в армии и подходы к подготовке воинов меняются. Именно под ее руководством и контролем начала осуществляться военная реформа под председательством генерал-фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, с именем которого связаны крупнейшие успехи русской армии, в том числе и в Семилетней войне. Графу П. С. Салтыкову Екатерина II доверила осуществлять сложную работу по реорганизации армии в соответствии с заветам Петра I. Комиссия, возглавляемая главнокомандующим русской армии, пришла к выводу, что «лучше иметь малую армию, но исправную, нежели многочисленную на бумаге, но которая многим недостаточна, т. к. сила войска состоит не во значительном числе оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности» [4, c. 389].

В дальнейшем, Михаил Иванович Драгомиров, крупнейший военный теоретик Российской империи второй половины XIX века, ведущий военный педагог, давая оценку данным преобразованиям напишет: «Екатерининское воспитание армии, чуждое всякой регламентации, представляло начальнику более или менее с авторитетом вести дело согласно собственному усмотрению» [4, c. 114], подчеркивая, характерное именно для этого периода, формирование условий для дальнейшего взращивания проявления инициативности и самостоятельности полководцев. Данные изменившиеся подходы в армии послужили почвой для практического применения системы воспитания и обучения, предложенной и использованной в дальнейшем А. В. Суворовым.

Первоначальной большой работой, в которой заметны компоненты новейшей концепции обучения и воспитания А. В. Суворова, является «Полковое учреждение», написанное в 1764 году. В данной работе сформированы основы, которые легли в базу передовой школы русского военного искусства. Главное место в «Учреждении» отведено учебе и воспитанию полков. По данному вопросу Суворов А. В. излагал: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над врагом победу, но единственно смешанное с оною военное искусство» [1, c. 138]. Основой боевой подготовки было представление воином того, чему он учился, как это ему понадобится в службе. Лучшим орудием подобного обучения считался личный пример. Применение подобного способа позволяло сформировать в бойце решительность «как в себе», так и веру в собственное оружии, гарантировать «на себя надежность».

Применяя данный метод обучения, Суворов непосредственно был во всем примером и сам вел аскетичный образ жизни. Вкушал такую же еду, как и бойцы, вставал раньше, нежели подымались войска, одевался просто, запросто разговаривал с бойцами, знал многих по именам и фамилиям, даже тогда, когда уже занимал высокие посты в армии. В «Учреждении» он давал следующие советы ротному командиру: «К своим подчиненным имеет истинную любовь, печется о их успокоении и удовольствии, содержит их в жестком воинском послушании и научает их всем, что до их должности принадлежащем» [4, c. 18].

Если провести сравнение с особенностями подготовки военных в тот же период времени, но в наемных армиях Европы, то можно обратить внимание на то, что там предпочитали жесткие методы обучения и воспитания, в то время, когда Суворов требовал человечного обращения с подчинёнными. Он подчеркивал, что «необходимо в обучении экзерциции и прочего наблюдать, чтоб поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим». В случае же проступка со стороны подчиненных, предлагал действовать без жестокости, а методом убеждения: «Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, чем жестокость, приводящая его в отчаяние» [4, c. 18].

От процесса обучения Александр Васильевич требовал систематичности и очередности. «...Ново определенных рекрут обучая сполна движению ног, надо обучать действию рук, прежде приемов по-одиночке, по-шесткам, большею шеренгою и целою командою в 3 шеренги» [1, с. 139]. Все, что учил солдат, должно закрепляться, лишь это позволит выработать нужные навыки и умения. Содержание и формы обучения обязаны были служить практическим целям. Перечисленные и рассмотренные принципы обучения, предложенные и использованные великим полководцем, актуальны и в современной военной педагогике.

Хотелось бы обратить особое внимание и на литературное наследие А. В. Суворова, среди которого выдающееся место принадлежит его «Науке побеждать», в которой красной нитью проходит основная мысль о том, что «обучать надо тому, что необходимо на войне». «Наука побеждать» — фактически устав, в котором обобщен военный опыт десятилетий. «Наука побеждать» состоит из двух частей:

первая — «Вахт-парад», предназначалась для офицерского состава, в ней излагались базы тактико-строевого обучения подразделений;

вторая — «Разговор с солдатами их языком», содержала главные тактические принципы и являлась памяткой бойцам, в ней нашло отображение тактическое кредо Суворова: «глазомер, быстрота, натиск».

Каждое проводимое учение Суворов заканчивал подробным разбором, на котором указывал оплошности, отмечал лучшие подразделения и учил, как надо действовать в той или иной ситуации. Разборы были элементарны по фигуре, понятны для солдат, так как образность языка А. В. Суворова всегда обладала неотразимой силой убеждения.

Особо надо отметить, что Суворов исключал из программы обучения все, что было способно в какой-либо степени понизить моральный дух бойца, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. В двустороннем учении сторона, на которую ведется атака (фактически обороняющаяся) и которую Суворов называет «на месте стоящей», встречает атаку огнем, а при подходе нападающего на 30 шагов сама переходит в штыки [5, с. 18]. О отступлении же (о ретираде) Суворов запрещает и думать, прямо объясняя здесь свои требования положениям устава.

Вообще, Суворов воспрещал при нем употреблять слово «отступление». Будучи хорошим психологом, он хорошо знал, что масса легче усваивает то, что ударит по ее воображению. Часто он использовал неожиданные методы, чтобы убедить определенную мысль. Так, он желал воспитать у войск нелюбовь к отступлению и для этого прибегал к ряду воспитательных мер. Например, стоит часть, кто-нибудь случайно вылез вперед, необходимо выровнять строй. Обычно выравнивают, осаживая назад того, кто вылез вперед, Суворов же никогда такого не делал и не позволял делать другим. Один воин выдвинулся вперед, и именно по нему выравнивалась вся часть, иногда целая дивизия. Ни один человек, ни целая дивизия не могли отступать, никогда, ни в какой ситуации. Не было никаких упражнений, никаких обучений на отступление [4, c. 322].

Кроме перечисленного, Суворов воспитывал в своих «чудо-силачах» гуманистические чувства. Так он писал: «Если неприятель станет сдаваться, то его миловать; лишь приказывать кидать оружие». Здесь мы видим также проявления отличительного для Суворова гуманизма по отношению к захваченным. Охранялось от разбоя и грабежа мирное население: «обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Боец не разбойник» [5, c. 22].

Обращает на себя внимание и суворовское высказывание, что «каждый воин обязан понимать свой маневр» [4, c. 78], которое хорошо выражало главную суть воспитания, значительно превозносило личность бойца, вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчиненных инициативу.

Денис Васильевич Давыдов — русский поэт, генерал-лейтенант и мемуарист, описывая Суворова, пишет, что он любил решительность в действиях и скупость в речах, был непримиримым врагом «немогузнаек», о которых говорил: «От проклятых немогузнаек много беды». Ненавидя действия, носящие отпечаток робости, вялости, лишней расчетливости и предусмотрительности, он старался возбудить в войсках решительность и дерзость, которые соответствовали бы его собственным действиям [4, c. 303–314]. Этим вырабатывалась в солдатах уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Одним из выдающихся воспитанников Суворова был М. И. Кутузов. Он заимствовал от Суворова решительное убеждение, что главная сила русской армии в её солдате, что, проявляя заботу о солдате, получив его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряжения на войне и одолевать противника. Во время противостояния наполеоновской армии, обращаясь к войскам, Кутузов говорил: «Пусть всякий помнит Суворова: он обучил нас сносить и голод, и холод, когда дело шло о победе и о славе русского народа» [3, c. 490]. Среди воспитанников Суворова можно назвать П. Багратиона, М. Милорадовича и др.

Суворов учил своих офицеров, что нужно, прежде всего, воспитывать уважение солдата к самому себе. В наставлениях того времени для ротных командиров говорится: «солдат есть звание почетное», рядовой солдат носил ту же форму, которую носил и фельдмаршал.

Благодаря разработанной А. В. Суворовым системе воспитания и обучения, русская армия оказалась той силой в Европе, которая одна смогла победить армию Наполеона. Методы и приемы, которыми это было достигнуто, были действительно замечательны. Сила армии поднималась постоянным ростом веры в себя, веры в свою мощь, настойчивым обучением технике военного дела, втягиванием в трудности боевой жизни. Выдвигались и воспитывались свойства, повышавшие боеспособность войск: чувство чести в офицере, чувство долга. Сила армии опиралась не только на покорную исполнительность масс, организуемых единой волей полководца, но на самодеятельность, на знание дела, на частный почин каждого.

Он понимал, что для успешного ведения боевых действий необходимо развивать свой личный состав морально, умственно и физически. Александр Васильевич в своей системе воспитания не уступал никому, идя к достижению поставленной цели. Развитие находчивости, бдительности, усидчивости, мужественного характера, притупление инстинкта самосохранения, развитие разума у бойцов положительным знанием военного дела, — вот суворовская система во всем ее простом и осязаемом величии.

Принципы воинского обучения и воспитания, сформулированные Суворовым, составили ту педагогическую базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания русской армии. Даже через прошедшие столетия из наследия А. В. Суворова и в наше время многие командиры берут многое важное для себя.

Литература:

  1. Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 453 с.
  2. Военное искусство рабовладельческого и феодального общества. Сб. материалов для военных училищ / Отв. ред. В. Ф. Воробьев. М.: Военное изд-во Военного министерства СССР, 1953. Вып. 1. 455 с.
  3. Жилин П. А. Военно-теоретическое наследие А. В. Суворова // Жилин П. А. О войне и военной истории. М., 1984. С. 487–492.
  4. Не числом, а умением: Военная система А. В. Суворова / Сост. А. Е. Савинкин и др. М.: Русский путь, 2001. 615 с.
  5. Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. 40 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Суворов, русская армия, военное искусство, система воспитания, армия, боец, личный состав, методика обучения, сила армии, целая дивизия.


Ключевые слова

обучение, развитие, подготовка, воспитание, методика обучения, армия, Суворов, военно-педагогические взгляды
Задать вопрос