Сегодня на рынке много специализированных салонов, предлагающих косметические услуги. Салон красоты — это еще один бизнес, где кадры решают все. Цели организации зачастую отличны от целей ее работников, поэтому важную роль в повышении качества трудовой жизни играют вопросы стимулирования и мотивации труда.
Мотивация труда — комплекс движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и мотивации связанных между собой. Стимулирование труда является неотъемлемой частью мотивации [3, с. 508].
Сущность мотивации реализуется через присущие ей функции:
– объяснительно-обосновательную, которая аргументирует целесообразность поведения субъекта;
– регулятивную, которая блокирует одни действия и позволяет другие;
– коммуникативную, которая объясняет и прогнозирует общение в сфере труда;
– социализации — путем осознания своей социальной роли в среде трудового коллектива;
– корректирующую, как механизм уточнения старых и формирования новых идеалов и норм [1].
Существуют следующие виды мотивации персонала:
– материальная мотивация. К видам материальной мотивации персонала относятся зарплата, различного рода премии, надбавки и доплаты к ней. В некоторых случаях — участие в капитале компании;
– социальная мотивация. Важным фактором социальной мотивации является узаконенное право работника на ошибку, т. к. она не исключается в любой работе. К видам же социальной мотивации мы относим: питание работников за счет предприятия, приобретение спецодежды для сотрудников, обслуживание персонала в медицинских учреждениях, оплата больничных, путевок и наличие медицинского страхования сотрудников и членов их семейства, оплата расходов на командировки, если обязанности работника связаны с поездками, и компенсация расходов на топливо для собственного автомобиля, который используется предприятием, разнообразные мероприятия, проводимые за счет компании, программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня культуры, программы, направленные на повышение квалификации персонала, карьерного роста и пенсионные программы, публичное вынесение благодарности, поздравления с юбилеем или другой торжественной датой сотрудника и членов его семьи, ознакомление новых работников с предприятием и персоналом, публичное освещение сотрудников, которые показали высокие результаты в трудовой деятельности, награждение работников внутренними званиями, основание и развитие клубов, где сотрудники предприятия могут обмениваться опытом или вместе решать сложные проблемы;
– психологическая мотивация. Психологическая мотивация персонала одна из самых сложных, но требующих особого внимания, так как является важным компонентом всего производственного процесса. К ней мы относим: постоянное увеличение содержательности работ сотрудников эффективная обратная связь с результатами работ и реакцией руководителя; высокая оценка и поощрение достигнутых результатов; привлечение подчиненных к формулированию целей и разработке решений; делегирование подчиненным достаточных прав и полномочий; продвижение подчиненных по служебной лестнице; обеспечение или поддержка обучения и переподготовки подчиненных, которые повышают уровень их компетентности; предоставление возможности реализовать личностные и профессиональный потенциал; поручение подчиненным сложных и важных заданий, требующих полной отдачи; поощрение и развитие творческих способностей подчиненных [2, с. 196].
Структура салона красоты «Ананас» напоминает структуру маленького предприятия со ступенчатой системой управления, со штатом в 15 человек. Салон имеет необходимые организационно-распределительные документы, соблюдает требования российского законодательства.
Рассмотрим методы управления мотивации персонала в данном предприятии:
- Материальные — мастера салоны красоты получают соответствующий своему уровню процент заработной платы, который мотивирует их на развитие.
- Нематериальное стимулирование: признание в достижении профессиональных результатов; публикации в аккаунте салона красоты их достижений, организация и проведение мероприятий, собраний, возможность обмена опытом, демонстрация авторских методик, подарки от коллектива — к профессиональным праздникам и событиям в личной жизни.
- Организационные — выполнение дисциплинарных требований. Проведение мероприятий — празднование праздников коллективно. Способствует сплочению, объединению коллектива, нахождению общих целей, идей, хобби.
Автором предлагаются руководителю салона красоты «Ананас» предлагается следующий план мероприятий по ее совершенствованию:
1) моральное поощрение подчиненных в виде похвалы от руководства, продвижения по службе, повышения квалификации за счет организации, создания дружественной атмосферы, организации совместного досуга;
2) корпоративное питание. Например, в обеденной зоне каждый день во время обеда появляется поднос с печеньями, чаем, фруктами;
3) развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров;
4) система штрафов. Основными целями являются жесткое соблюдение трудовой дисциплины, применение санкций к недобросовестным работникам, четкое исполнение бизнес-плана. Нарушения, к которым подразумевается применение санкций: опоздание на работу более 10 минут вне зависимости от наличия клиентов, невыход на работу, некорректное поведение по отношению к клиентам либо работникам.
Литература:
- Иванова, С. А. Мотивация на 100 % / С. А. Иванова. —: Альпина бизнес букс, 2014. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Моисеенко, Н. В. Мотивация персонала на предприятии и её виды / Н. В. Моисеенко, А. А. Яковенко. — Текст: непосредственный // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 195–197.
- Усаров, Р. Д. Исследование системы мотивации персонала и необходимость ее применения на предприятии / Р. Д. Усаров, Е. В. Храпова. — Текст: непосредственный // Аллея науки. — 2018. — № 1 (17). — С. 508–510.