Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. А. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста / Т. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80164/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проблема поиска педагогических технологий, способных эффективно воздействовать на процесс личностного развития детей и формирование их ценностного отношений к миру является одной из ведущих в педагогике дошкольного образования нашего времени.

На сегодняшний день в непосредственной практике дошкольного воспитания все большую популярность приобретают методы и приемы работы, ориентированные на интеграцию различных областей целостного образовательного процесса: например, знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным творчеством предполагает задействование таких образовательных областей, как:

– словесное творчество (рассказывание и слушание сказок);

– музыка (знакомство и исполнение народных песен);

– изобразительное искусство (аппликация и рисование по мотивам произведений фольклора, овладение навыками народных промыслов);

– театр (инсценировка фольклорных произведений);

– физическое развитие (использование народных потешек и песенок в режимных моментах, с целью сопровождения подвижных игр) и т. д.

Таким образом, трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок знакомится еще в младенческом возрасте, слушая пестушки, потешки, колыбельные песни. В ранний период детства происходит встреча со сказкой. Наиболее популярны у детей раннего возраста сказки о животных. Малышей привлекает момент узнавания: они быстро запоминают, что лиса — хитрая, волк — злой, но недалекий, медведь — сильный и т. д. Осмысление социальной роли того или иного персонажа в сказке становится первым шагом на пути формирования духовно-нравственных представлений ребенка о добре и зле, щедрости и жадности, трудолюбии и лени и т. п.

Согласно общепринятой периодизации, младший дошкольный возраст охватывает период развития личности ребенка от 3 до 4 лет — время интенсивного развития внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте у ребенка также начинают развиваться воображение, формируются представления о правилах и нормах социального поведения, а главное, происходит становление системы нравственных ценностей, и от того, какие духовные ориентиры станут ведущими, во многом зависит дальнейшая жизнь маленького человека.

В младшем дошкольном возрасте детям становится доступным весь репертуар устного народного творчества, представленный жанрами: загадок, скороговорок, былин, народных песен, пословиц и поговорок, волшебных и социально-бытовых сказок. Все многообразие произведений фольклора, передаваемых от поколения к поколению, отражает глубину народной мудрости и опыта и является ведущим средством развития младших дошкольников.

Народные потешки и песенки способствуют созданию благоприятной эмоциональной атмосферы при организации режимных моментов в детском учреждении: умывании, кормлении или одевании. Дети с удовольствием вслушиваются в самобытное звучание народной речи, стараются уловить стихотворный ритм, впоследствии приходит и осознание смысла произведений народного творчества. Младшие дошкольники легко запоминают слова потешек и песенок, самостоятельно воспроизводят их в процессе режимных моментов или игры, приобщаясь к культуре фольклора.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте постепенно становится ведущей, и хотя дети в большей степени еще играют «рядом», чем «вместе», в играх дошкольников можно заметить отголоски сюжетов народных сказок, обыгрывание характеров и поведения персонажей произведений фольклора. Искреннее удовольствие приносит ребенку возможность попрыгать, как зайка или подкрасться, как лисичка, дети успешно моделируют различные сказочные ситуации: строительство теремка или чаепитие в доме медведей.

Эффективным методом приобщения к миру народного творчества в младшем дошкольном возрасте становится чтение и слушание сказок. Особенностью психологии младших дошкольников является недостаточность механизмов вербального восприятия, другими словами, для постижения ребенком неповторимого своеобразия художественного мира народной сказки необходимо максимально визуализировать ее содержание: использовать такие приемы, как:

– эвристическая беседа;

– работа с иллюстрациями известных художников;

– художественное рассказывание сказки педагогом с использованием фланелеграфа;

– художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации;

– драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.

Особенной популярность среди дошкольников пользуется прием театрализованной игры, в первую очередь, ориентированный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Сказки содержат богатейший материал для драматизации. В процессе работы над репликами персонажей, продуцированием собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, ее интонационный строй и выразительность: «В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными» [2, с. 5].

Театральные игры могут проводиться в форме миниатюрных постановок, а также представлять собой долгосрочные проекты, требующие тщательной постановочной подготовки. Передовая методика рекомендует организацию на базе ДОУ театральных студий, планомерно внедряющих работу по инсценированию сюжетов народной сказки в свой репертуар.

Целью обращения к приему «театрализованной игры» при изучении произведений народного творчества является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательной, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.

Цель определяет задачи, стоящие перед субъектами образовательного процесса в ходе организации театрализованных постановок:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развитие познавательных способностей;

– развитие творческого воображения и мышления;

– развитие коммуникативных и речевых навыков [1, с. 24].

Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению с искусством русского народа и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта.

Среди распространенных форм работы можно выделить: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т. д.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что прием театрализации может успешно функционировать в целостной структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации, как эффективное средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, их приобщения к основам национальной культуры. Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова — М.: Просвещение, 2017. — 127 с.
  2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, народное творчество, воспитание детей, ребенок, народная мудрость, народная сказка, образовательный процесс, слушание сказок, устное народное творчество, художественное рассказывание сказки.


Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

 Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль

Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор...

Устное народное творчество как средство формирования...

Народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон

Русское народное творчество сопровождает человека от самого рождения до вступления во

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор

Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа. Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский...

Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества.

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народ, народная мудрость, народный фольклор...

Традиционное использование русской народной сказки...

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами. Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности.

В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия...

Фольклор как средство духовно-нравственного развития...

Трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок

художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации; – драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.

Использование произведений устного народного творчества...

На основе произведений устного народного творчества составлены тематические

Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для...

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как...

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

 Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль

Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор...

Устное народное творчество как средство формирования...

Народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон

Русское народное творчество сопровождает человека от самого рождения до вступления во

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор

Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что...

Влияние устного народного творчества на формирование...

Устное народное творчество зародилось еще в глубокой древности. Оно является источником художественных традиций, способом выражения народного самосознания, духовным богатством народа. Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский...

Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества.

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народ, народная мудрость, народный фольклор...

Традиционное использование русской народной сказки...

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами. Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной...

Использование русского фольклора в развитии младших...

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности.

В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия...

Фольклор как средство духовно-нравственного развития...

Трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок

художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации; – драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.

Использование произведений устного народного творчества...

На основе произведений устного народного творчества составлены тематические

Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности

1. Устное народное творчество для детей содержит в себе образовательные моменты для...

Устное народное творчество как фактор социального...

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как...

Задать вопрос