Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 16.04.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Соколова, А. А. Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80110/ (дата обращения: 09.05.2021).



Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.

Ключевые слова: предприятия общественного питания, коллективные средства размещения, индустрия гостеприимства, отели, гостиницы, рестораны, пандемия, Калининградская область.

В период пандемии, вызванной COVID-19, сфера гостеприимства оказалась наиболее уязвимой отраслью. При этом Калининградская область стала одним из регионов РФ особенно привлекательным для внутреннего туризма, пережив буквально «туристический бум» летом 2020 года. Насколько сфера гостеприимства региона готова к наращиванию темпов приема гостей можно судить, в том числе и проанализировав состояние и динамику рынка общественного питания и коллективных средств размещения. Что и явилось целью представленного в статье исследования.

Предприятия общественного питания (ПОП) занимают важное место в индустрии гостеприимства. Так как все мы люди и имеем потребность к еде, гостям и жителям любого города будет интересно посетить предприятия общественного питания Калининградской области, приятно провести время, попробовать национальную кухню, а также вариации приготовления «любимого блюда» в Калининградской области. По личным предпочтениям гость выберет для себя своё предприятие общественного питания, это могут быть рестораны, кафе, бары, столовые, стрит — фуды.

Ещё одним из важных сегментов в индустрии гостеприимства являются средства размещения (КСР). Гости, приехавшие в Калининградскую область, будут иметь потребность сна и отдыха, соответственно остановятся в средствах размещения, которые предлагает наша область. Так же, как и предприятия общественного питания, гость выберет для себя подходящее средство размещения, будь то гостиница, хостел, мотель. Так же выбор можно сделать по территориальному размещению: центр города, побережье Балтийского моря, сёла и поселки.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что предприятия общественного питания и коллективные средства размещения тесно связаны между собой, являются дополнением друг друга, для комфортного пребывания гостей Калининградской области.

Из-за отсутствия в открытом доступе официальных данных количества предприятий общественного питания при средствах размещения, автором была проведена оценка количества коллективных средств размещения и предприятий общественного питания Калининграда и Светлогорска по данным Федеральной службы государственной статистики.

Структура рынка КСР по годам (ед.) [1]

Рис. 1. Структура рынка КСР по годам (ед.) [1]

На рисунке 1 представлено количество коллективных средств размещения в Калининграде и Светлогорске. В 2016 году мы видим явный прирост количества гостиниц по сравнению с 2015 годом. Начиная с 2016 года началось активное строительство КСР к Чемпионату Мира по футболу, проходящий в городе Калининград в 2018 году.

На данный момент отсутствуют показатели количества коллективных средств размещения на 2020 год, поэтому нет возможность наглядно увидеть цифры на период пандемии.

Структура рынка ПОП по годам (ед.) [1]

Рис. 2. Структура рынка ПОП по годам (ед.) [1]

На рисунке 2 представлено количество предприятий общественного питания в Калининградской области. С 2013 года наблюдается ежегодный, стабильный прирост количества ПОП, примерно на 10–15 %.

В период пандемии коронавируса предприятия ПОП и КСР столкнулись с рядом ограничений. В частности, с конца марта 2020 года в Калининградской области были введены ограничения в связи с пандемией коронавируса. Были закрыты все предприятия общественного питания и коллективные средства размещения. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики выявлено резкое снижение показателя оборотов у предприятий общественного питания.

В первом полугодии 2020 года оборот общепита в регионе составил 4,08 млрд рублей, обозначив спад до 58,9 % по сравнению с тем же периодом 2009 года.

Помесячные цифры ещё более ужасают. В апреле 2020 года оборот составил 264,8 млн рублей — 22,7 % от апреля 2019 года и 25,8 % в сравнении с мартом 2020 года.

В мае оборот несколько возрос до 294,4 млн рублей — 24,2 % от мая 2019 года. В июне обозначился небольшой, но нестойкий рост до 314,7 млн рублей или 25,6 % от июня 2019 года. [2]

Для поддержания своего бизнеса предприятия общественного питания обустраивали летние кафе, освоили онлайн-заказы, торговлю на вынос, бесконтактные доставки, чтобы хоть как-то заработать и не потерять своих гостей. Освоили социальные сети, готовили онлайн, вели прямые эфиры в Instagram, всячески пытались пообщаться со своими гостями. В Калининградских ресторанах появилась идея дать возможность клиентам побывать в роли шеф-повара: ресторан доставляет полный набор всех ингредиентов с инструкцией по приготовлению и сервировки блюда по ценам на 50–60 % ниже ресторанных.

Коллективные средства размещения так же боролись за своих гостей и выручку. Некоторые придумывали акции для своих посетителей: в гостиницы приглашали гостей для самоизоляции и даже предлагали снять номер по цене квартиры. Также отели приумножали выручку за счёт приотельных ресторанов, а также за счёт сотрудничества с отдельно стоящими предприятиями общественного питания.

С середины июля 2020 года были открыты ПОП, так же КСР начали свою активную деятельность. Из-за закрытия границ активно развивается внутренний туризм, лето 2020 было показателем. Все гостиницы Калининградской области были забронированы на 97 %. Но из-за строгих предписаний Роспотребназдора не было возможности организовать шведский стол, как в отелях Турции, к которым привыкли гости. Так же была увеличена стоимость проживания в отелях на 10 %, так как были увеличены расходы на дезинфекцию и услуги клининга на 25 %. [3]

В заключении отметим, что бизнес-процессы ПОП и КСР напрямую связаны между собой в рамках функционирования сферы регионального гостеприимства. Проведенное исследование показало, что несмотря ситуацию с пандемией, отрасль региона развивается, а ПОП и КСР при взаимодействии друг с другом оказывают сильную поддержку.

Литература:

  1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, Шагун А. Г., Самоленкова Н. Ф. 2012–2019 гг.
  2. Информационный портал https://ruwest.ru/news/103132/ (дата обращения 10.04.2021)
  3. Информационный портал https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/08/10/2020/5f7edadc9a79470772c40404 (дата обращения 10.04.21)
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, коллективное средство размещения, Калининградская область, предприятие, гость, индустрия гостеприимства, период пандемии, средство размещения, Государственная Статистика, Федеральная Служба.


Задать вопрос