Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 16.04.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Прокопова, М. Д. Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе / М. Д. Прокопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80109/ (дата обращения: 09.05.2021).



В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследования по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза».

Ключевые слова: мотивационная сфера, особенности развития, будущие педагоги

На современном этапе проблема подготовки специалистов приобретает большее значение. Общество предъявляет выпускникам вуза высокие требования, среди которых важное место занимают профессионализм, социальная активность и творческий подход к выполнению рабочих задач. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен несколькими важными факторами. Один из них — адекватность мотивации учебной деятельности студентов целям и задачам образовательной системы в вузе. Вопрос формирования мотивов к обучению актуален потому, что студенты постепенно теряют стимул к учебной деятельности.

Изучением мотивации человека в процессе обучения занимались ряд отечественных и зарубежных исследователей, в частности: Г. Келли, Ю. Роттер, Г. Мэй, Д. Макклелланд, А. Н. Леонтьев. Мотивационному аспекту обучения особое внимание в психологической и педагогической литературе уделяли: В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, М. И. Алексеева, и другие.

Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что мотивация обучения рассматривается, во-первых, как предпосылка и условие обучения, а во-вторых, как результат учебной деятельности.

На современном этапе развития общества возникает проблема повышения эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, в последние годы — мотивации учебной деятельности студентов, поскольку она свидетельствует о качестве учебной деятельности. Под влиянием мотивации формируется мировоззренческая позиция личности, внутреннее эмоциональное состояние, которое влияет на адекватную оценку ситуации и ее восприятие. Мотивацией для студента выступает желание учиться ради достижения не только академической цели, но и для профессионального роста. Степень учебной активности студента является следствием сильной или слабой мотивации обучения.

А. М. Митина указывает на ошибку преподавателей вузов «они неправомерно возлагаются на тот факт, что студенты пришли учиться по собственной воле и уже поэтому достаточно мотивированы и заинтересованы в изучаемом предмете». Задача преподавателя состоит в понимании мотивации обучения студентов. Для этого важно знать о ее состоянии, опираясь на результаты проведенных исследований. Т. Д. Дубовицкая отмечает, что «именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности в обучении». Потребности составляют содержательную часть мотивов деятельности. Мотив обучения — деятельностная категория. Обучением может заниматься только субъект — активная, самостоятельная личность. Мотивация обучения выражается в принятии студентами целей, задач учебной деятельности и осмысленных как личностно значимые и необходимые.

Учебная деятельность в педагогической психологии рассматривается как специфический вид обучения, специально организованная с целью самосовершенствования и саморазвития субъекта, освоения им системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их применения в различных ситуациях, поэтому учебная мотивация определяется нами как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Понятие «структура мотивации» в психологии используется, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов, выделение их основных групп, подгрупп и связей между ними.

Мотив следует рассматривать не только как единичное психическое явление, которое побуждает к деятельности, но и как сложный процесс, результат рефлексии прошлой деятельности в новых условиях, динамическое свойство сознания деятельной личности, которая реализуется в единстве с рефлексией и адаптацией. Поэтому мотивация к обучению становится родовым свойством только у рефлексивного студента, способного к преодолевающей адаптации.

По мнению К. Штарке становление личности студента, его мотивации влияют такие факторы: его предыстория до поступления в вуз, сегодняшнее состояние и учебная деятельность в вузе, и жизненные планы будущего специалиста. Таким образом, выделяет временные характеристики динамики мотивации обучения в вузе.

Г. В. Балл выделил следующие основные группы мотивов:

— учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, побуждают овладевать не только теоретическими знаниями и обобщенными способами действий, проникать в сущность явлений;

— социальные мотивы, связанные как с официальным, так и с неофициальным статусом студента в академической группе;

— профессиональные — отражают значимость учебной деятельности для овладения будущей профессией;

— мотивы самоопределения — понимание значения для будущей профессии и постоянное самосовершенствование в этом направлении;

— утилитарные — личная выгода, благополучие после окончания вуза;

— узко-личностные мотивы: стремление получить одобрение и положительные оценки, желание быть лидером;

— негативные мотивы — ориентируют преподавателя на использование стимулов, сопровождаемых негативными эмоциями.

В системе мотивов студентов присутствуют внутренние мотивы учебной деятельности и мотивы, которые являются внешними по отношению к учебной деятельности. Одной из основных задач преподавания является повышение в структуре мотивов студента удельного веса внутренней мотивации, содержательно близкой к учебной деятельности.

Анализируя исследование, проведенное по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С. А. Пакулина, Н. В. Овчинников), целью которого было выявление и характеристика мотивации обучения студентов. В исследовании принимали участие студенты 6-го курса вуза. Результаты методики показали, что основными мотивами поступления в вуз стали:

— бесплатное обучение (50 %), низкая плата за обучение (50 %); желание получить высшее образование (100 %); желание родителей (40 %);

— реально действующие мотивы — успешно продолжить обучение на следующих курсах (60 %), не запускать изучение предметов (50 %), не отставать от одногруппников (40 %), приобрести знания (60 %), хорошо учиться для получения стипендии (50 %);

— профессиональные мотивы — самореализация (100 %), иметь хорошую стабильность (100 %), получить высокооплачиваемую работу (100 %), саморазвитие (100 %).

Исходя из данных этого исследования, ученые делают вывод, что почти все студенты на первый план выдвигают социально-экономическую обусловленность обучения, карьерный рост, престижность будущего, при этом отвергая стремление к познанию, целеустремленность обучения в течение всего периода обучения в вузе.

Мотивация обучения студентов — сложный и многоуровневый процесс. Много факторов влияют на побуждение конкретного студента к труду и обучению: интерес к предмету, восприятие его полноценности, общее желание выполнять поставленные задачи, уверенность в себе и чувство собственного достоинства, терпение и настойчивость. И не все студенты мотивированы одинаковыми ценностями, потребностями, желаниями. Некоторые мотивированы одобрением других, другие — преодолением проблем. Поэтому каждому педагогу нужно помнить главное: преподаватель должен развивать у студентов чувство уверенности и успешности, устанавливать трудные, но достижимые цели, создавать атмосферу конкуренции, регулировать подбор задач, постоянно поддерживать оптимальную мотивацию к использованию своего потенциала в области побуждения к обучению.

Литература:

  1. Аритова О. Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Аритова О. Н. / — Вестник МГУ сер. Психология — 1998г. — № 4. — C. 40–52.
  2. Митина О. М. Зарубежные исследования ученой мотивации взрослых. / О. М. Митина // — Вестник Моск. Ун-ту. Сер. 14 Психология — 2004. — № 2. — 59 с.
  3. Балл Г. А. Методологические основы гуманизации (личностной ориентации) профессиональной деятельности и подготовки к ней. Психология труда и профессиональной подготовки личности: Учеб. пособ. / Под ред. П. С. Перепелицы, В. В. рыбалки / — Хмельницкий: туп. — 2001. — С. 48–67.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, мотив, обучение, студент, будущая профессия, мотивация обучения, Мотивация учения студентов, обобщенный способ действий, педагогический вуз, учебная деятельность студентов.


Задать вопрос