Становление института борьбы с отмыванием преступных доходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 14.04.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Березнякова, М. Э. Становление института борьбы с отмыванием преступных доходов / М. Э. Березнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80029/ (дата обращения: 09.05.2021).



Статья посвящена становлению института борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем. Изучение процесса становления противодействия данному преступлению позволяет лучше понять особенности современной методики расследования по ст. 174 УК РФ.

Ключевые слова: легализация доходов, отмывание доходов, финансы, национальная безопасность, история становления.

Противодействие незаконному обороту наркотиков является одной из актуальнейших и сложнейших проблем, охватывающей весь мир. В этой связи государства активно разрабатывают, внедряют различные меры, схемы по противодействию отмыванию преступных доходов. Начиная еще с 80-х гг. прошлого века наркокартели из Колумбии получили огромное влияние на странах Америки. Огромные масштабы оборота наркотических веществ принесли картелям многомиллионную прибыль. А с середины 80-х годов наркокартели стали оказывать воздействие на политические силы, государственные органы ряда южноамериканских государств [5]. А в США в тот период начался активный рост наркопотребления среди своих граждан, что вызывало серьезные опасения и тревогу у американского правительства. Наркотики колумбийских наркокартелей заполнили черный рынок США, руководители этих наркокартелей беспрепятственно отмывали преступные деньги через международную финансовую систему, используя США в качестве средства «обеления» доходов. Именно в тот период в уголовной система США появилась самостоятельная ответственность за отмывание денежных средств.

Уже к концу 80-х годов проблема отмывания денег стала глобальной, поскольку наркокартели Колумбии стали активно выходить на международный рынок, уровень. Но угроза была не только со стороны криминального мира Колумбии, но и иных преступных групп из таких стран как Мексика, Эквадор, Перу, Афганистан, Пакистан, Индия и пр.

В этой связи стало актуальным развитие международной системы противодействия отмывания преступных доходов.

В качестве первого этапа становления и развития международной системы по борьбе с отмыванием преступных доходов фактически стало принятие в 1988 году Венской Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» [7]. Именно указанная Конвенция стала самым первым международным актом, направленным на противодействие сфере отмывания преступных доходов. Именно в ней было закреплено международное определение исследуемому явлению: это легализация доходов, полученных преступным путем.

А уже через год, 1989 году в рамках саммита G7 государства-участники мероприятия создали Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Указанная организация создала более 40 рекомендаций, посвященных защите финансовых систем от тех, кто хочет использовать эти системы для отмывания денежных средств, полученных преступным путем. ФАТФ до сих пор действует и является главной международной организацией, которая борется с исследуемым явлением.

Но в конце прошлого века проблема отмывания денег вновь приобрела значимость, поскольку в тот период очень активно действовали различные международные криминальные группировки, которые осуществляли свою противозаконную деятельность в сфере проституции, торговли людьми, похищений людей, торговли оружием, контрабанды и пр. Доходы, полученные от подобной деятельности, члены этих группировок активно легализовывали, в связи с чем фактически преступные доходы вливались на законных основаниях в реальную экономику различных государств.

По этой причине 15 ноября 2000 года в городе Палермо в Италии была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [9]. В ст.6 данной Конвенции было указано, что исследуемое явление является умышленным преступлением, а также устанавливает, что входит в понятие легализация доходов, полученных преступным путем.

А в ст.7 уже определены ключевые меры государств-участников Конвенции по противодействию отмыванию доходов, добытых преступным путем. Например, в рамках каждого государства требуется создать внутригосударственную систему регулирования и надзора частных и публичных финансовых учреждений, а также тех учреждений, которые уязвимы для субъектов, отмывающих доходы. В рамках указанной системы должны выполняться следующие виды мероприятий: «соблюдение процедуры установления личности клиента; сбор информации и документирование данных об операциях клиента; контроль подозрительных транзакций; предоставление информации о подозрительных транзакциях и сделках в уполномоченные национальные органы» [9]. Также в рамках данной статьи в отношении государств установлена обязанность по обеспечению сотрудничества в области сбора и обмена информацией между всеми органами власти, которые противодействуют отмыванию доходов. В этой статье говорится о необходимости создания специальных ведомств, государственных органов, в чью компетенцию будет входить сбор, анализ и Положения седьмой статьи также предписывают государствам обеспечить сотрудничество в области сбора и обмена информацией между административными, регулирующими, правоохранительными и иными органами, ведущим борьбу с отмыванием преступных доходов. В этих целях положения статьи предписывают каждому государству создать специализированные ведомства (финансовая разведка), которые будут действовать в качестве государственных органов по сбору, анализу и распространение информации о фактах отмывания доходов, полученных преступным путем.

Стоит также рассмотреть и региональный опыт. Так, в Европейских государствах в целях противодействия отмыванию доходов была принята Конвенция «Об Отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года» (Страсбургская конвенция) [8]. Данный документ содержит в себе основные положения, принципы противодействия указанному явлению, выделены ответственные за борьбу субъекты. Также на уровне данного международного документа отмывание денег было признано уголовно наказуемым преступлением.

Помимо Конвенции Совет Европы и Европейский парламент приняли ряд специализированных Директив. Директивы AML (Anti Money Laundering) — это нормативные документы ЕС, цель которых в защите финансовой системы Евросоюза от угрозы отмывания преступных доходов. В 1991 году была принята директива ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» — (№ 91/308/ЕЕС) [6].

Следующий этап борьбы с отмыванием доходов начался после терракта 11 сентября 2001 года. Это печальное событие стало причиной создания международной системы противодействия финансированию терроризма. Уже осенью 2001 года ФАТФ приняла 8 новых рекомендаций, которые в том числе и затрагивали вопросы «финансирования терроризма, рекомендация по организации системы по выявлению операций в целях финансирования терроризма и, как следствие, возможность замораживания и конфискации активов террористов, рекомендация по участию в международном сотрудничестве по обмену информацией о финансировании терроризма и т. д». [11]. На территории ЕС была принята новая AML-директива № 2001/97/EC, в рамках которой нотариусами, адвокатам, бухгалтера, сотрудники консалтинговых агентств должны были осуществляться функции по выявлению подозрительных операций. Это было сделано, что представители указанных профессий не оказывали помощь тем, что осуществляет отмывание доходов, полученных преступным путем [1].

Еще одной серьезной причиной для развития системы противодействия легализации преступных доходов стала коррупция, которая во многих странах достигает колоссальных масштабов. В этой связи была принята Конвенция ООН против коррупции в 2003 году [10]. Данный документ включает в себя положения о незаконном обогащении и рассматривает коррупционные связи как тяжкое уголовное преступление. Конвенция ограничивает возможность использования доходов, полученных в результате подобной деятельности, и препятствует «перетеканию» таких денег в реальную экономику. Коррупционные доходы также, как и любой другой капитал, добытый нелегальным путем, попадет под регулирование противодействия отмыванию денег. В 2005 году в европейском сообществе принимают следующую AML-директиву № 2005/60/ЕС [2], которая устанавливает рамки, обеспечивающие надежность, целостность и стабильность кредитно-финансовых учреждений ЕС, и обеспечивает доверие к европейской финансовой системе в целом.

Кроме того, уже в 2012 году ФАТФ были предложены изменения в AML-директиву № 2001/97/EC, которая впоследствии была названа: «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» [2]. Согласно позиции И. В. Левакина и Н. В. Морозова то обстоятельство, что новая редакция Рекомендаций ФАТФ сохранила преемственность в отношении большей части основных положений прошлой редакции и также нацелена на установление единой, прозрачной и логичной системы мер, которые ФАТФ рекомендует к принятию государствам — участникам [12, c. 15].

Также в 2015 году была введена AML-директива № 2015/849 [4], в рамках которой приводятся к единообразию AML-процедуры в рамках всех участников ЕС, а также вводит обязанность по усилению, ужесточению контроля по реализации указанных мер. В 2018 году была принята AML-директива № 2018/843 [3], в которой зафиксирована открытость европейских реестров бенефициаров для всех лиц. Исходя из положений данного документа, в каждой стране-участнице ЕС нужно разработать и внедрить национальные реестры публичных лиц, а затем эта информация должна быть соединена на общеевропейском ресурсе.

В июне 2019 года, в ответ на угрозу, которая исходила от использования цифровых технологий в финансовой системе, были подготовлены и введены в действие ключевые положения, касающиеся криптовалюты.

На основании изложенного можно сделать вывод, что современный институт противодействия отмыванию преступных доходов стал формироваться в форме различных вызовов мира и общества, которые стояли перед ними на тот или ином этапе развития.

Литература:

  1. Directive 2001/97/EC of the European Parliament and of the Council of 4 December 2001 amending Council Directive 91/308/EEC on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering [Электронный ресурс] // Официальный сайт International Money Laundering Network. — URL: http://www.imolin.org/imolin/EUdir01e.html (дата обращения: 20.03.2021).
  2. Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing. [Электронный ресурс] // Официальный сайт сборника актов законодательства Европейского Союза eur-lex.europa.eu — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015L0849 (дата обращения: 20.03.2021).
  3. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, amending Regulation (EU) No 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC [Электронный ресурс] // Официальный сайт сборника актов законодательства Европейского Союза eur-lex.europa.eu — URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2015/849/oj (дата обращения: 20.03.2021).
  4. Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/EU [Электронный ресурс] // Официальный сайт сборника актов законодательства Европейского Союза eur-lex.europa.eu — URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2018/843/oj (дата обращения: 20.03.2021).
  5. Columbian Drug Cartels [Электронный ресурс] // GlobalSecurity.org. — URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/para/colombian-drug-cartels.htm (дата обращения: 20.03.2021).
  6. Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering [Электронный ресурс] // Официальный сайт сборника актов законодательства Европейского Союза eur-lex.europa.eu. — URL: https://eur-lex.europa.eu/TodayOJ (дата обращения: 20.03.2021).
  7. Конвенция ОНН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: заключена в г. Вене 20.12.1988 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121092/ (дата обращения: 20.03.2021).
  8. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности: заключена в г.Страсбурге 08.11.1990 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120806/ (дата обращения: 20.03.2021).
  9. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности: заключена в г. Палермо 15.11.2000 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 20.03.2021).
  10. Конвенция ООН против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». — URL: www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/ (дата обращения: 20.03.2021).
  11. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. — URL: https://eurasiangroup.org/ru/recommendations-methodology-and-high-level-principles (дата обращения: 20.03.2021).
  12. Левакин И. В., Морозов Н. В. Международное сотрудничество в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности // Право и современные государства. — 2016. — № 3. — С. 14–17.
Основные термины (генерируются автоматически): отмывание доходов, доход, отмывание денег, финансирование терроризма, исследуемое явление, легализация доходов, обмен информацией, отмывание, путь, подобная деятельность.


Задать вопрос