Экономическая интеграция: теоретические основы и практические вызовы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 15.04.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Экономическая интеграция: теоретические основы и практические вызовы / А. Г. Гюлджян, И. В. Калимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80003/ (дата обращения: 09.05.2021).



Современный этап развития межгосударственных отношений диктует необходимость изучения существующих форм экономической интеграции государств, а также переосмысления и выработки новых подходов к реализации интеграционных процедур в сфере экономики. В данной статье автор рассматривает исторические примеры экономических интеграций в международной практике и проводит их анализ с учетом вызовов новейшего времени.

Ключевые слова: экономическая интеграция, свободная торговля, государство, общий рынок, таможенный союз, Евразийский экономический союз, Европейский союз, Содружество независимых государств.

Глобализация системы международных отношений, усиление взаимозависимости различных государств в связи с все более четким международным разделением труда, а также создание новых возможностей для трансграничного передвижения товаров и услуг являются важнейшими факторами современного экономического развития любого общества.

Данные обстоятельства, которыми продиктована экономическая действительность XXI века, диктуют необходимость тесного взаимодействия между отдельными государствами, а зачастую и между целыми группами государств в контексте установления общих обязательных правил экономической деятельности, что становится непосредственной предпосылкой для их экономической интеграции.

Процессы экономической интеграции, протекающие в современном мире, вместе с тем не являются случайным, носящими ситуативный характер, а напротив имеют системный характер, поскольку вытекают из историко-культурной близости тех или иных народов. Именно наличие многолетних связей между государствами, общность путей их исторического развития, в первую очередь, выступает основанием формирования совместных экономических объединений и обуславливает характер их экономической интеграции. При этом отсутствует существенная разница, большие страны или маленькие, с развитой или развивающейся экономикой, находятся ли они в восточной или западной части мира, почти в каждом случае экономическая интеграция приводит к успехам для каждого из участников такого процесса. Конечно, результаты варьируются от одной региональной ассоциации к другой. Однако при сбалансированном выборе стратегии и механизмов страны гарантированно получат от интеграции как можно больше выгод. Успешная экономическая интеграция может сыграть пусковую роль в других сферах, таких как социальная, промышленная, военная, научная. Таким образом, экономическая интеграция играет многофункциональную роль в развитии и укреплении взаимовыгодных отношений между государствами.

Теория международной экономической интеграции, тесно связанной с международной торговлей, берет свое начало в работах XVIII–XIX веков, когда классические экономисты Адам Смит, Дэвид Рикардо и Джон Стюарт Милль представили теорию свободной торговли. Смит, который представил свою теорию «абсолютного преимущества» в 1776 году, подчеркнул важность развития свободной торговли с зарубежными странами, поскольку он считал, что это выгодный способ для страны развивать свою экономику [1]. Одновременно сам термин «международная экономическая интеграция» появился не ранее 1942 года, после чего он был быстро принят и применен к различным аспектам международные экономические отношения.

Первые процессы экономической интеграции начали появляться после Второй мировой войны, в связи с необходимость восстановления экономики Западной Европы, которая пережила один из самых тяжелых военно-экономических кризисов. Так, Соединенными Штатами Америки был разработан «План Маршалла», который применялся к экономике европейских государств в течение четырех лет [3]. Эта программа показала свою эффективность при восстановлении и развитии экономик группы стран путем их взаимодействия и взаимопомощи, а также остается одной из наиболее существенных и эффективных мер экономической интеграции. Впоследствии, признав необходимость глубокого экономического сотрудничества, в 1950 году шестью государствами (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды) было основано Европейское сообщество угля и стали, и оно признано первым шагом в развитии базы того, что сегодня известно как Европейский Союз (ЕС). Сообщество было призвано действовать как организация, способствующая более тесному сотрудничеству промышленных предприятий указанных европейских государств [1]. Таким образом, было принято решение использовать существующий промышленный потенциал Европы в качестве движущей силы для постепенной интеграции других секторов, а затем и других государств.

Другим примером экономической интеграции является Содружество Независимых Государств, которое было основано главами России, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Союза Славянских Государств» (ССГ), в последствии изменённое на «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», ознаменовавшего апогей процессов, приведших к прекращению существования Союза Советских Социалистических Республик. Впоследствии к данному Содружеству присоединились еще несколько получивших в ходе распада Советского Союза независимость государств. На его основе был в дальнейшем создан Евразийский экономический союз, а также Таможенный союз Евразийского экономического союза [2].

Вышеупомянутые примеры экономических интеграций имеют как схожие черты, так и существенные различия. Так, к примеру, важным моментом в обоих случаях является территориальное соседство участников экономических интеграций. При этом составляющими выступают условия и обстоятельства, при которых соответствующие интеграционные процессы происходили: если в первом случае объединение происходило в силу необходимости общего экономического послевоенного восстановления, то во втором случае экономическая интеграция была вызвана экзистенциальной необходимостью сохранения существующего экономического пространства в условиях децентрализации управления на бывших союзных территориях.

Анализ вышеуказанных примеров экономической интеграции государств не должен вводить в заблуждение: изменение условий и возникновение новых способов перемещения товаров и услуг создает возможности для создания соответствующих экономических объединений не только с соседними государствами, но и с любыми другими. Одновременно с этим как условия, так и характер процессов, связанных с экономической интеграцией стран могут быть совершенно различными.

Согласно современной экономической теории существуют пять основных форм экономической интеграции, такие как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция.

Первой и наиболее распространенной формой экономической интеграции является зона свободной торговли, создание которой предполагает отмену тарифов и квот на импорт и (или) экспорт товаров (услуг) для участников такой зоны [5]. Однако при этом каждый член зоны имеет право устанавливать внутренние национальные тарифы и квоты для третьих стран. При этом не происходит полноценная интеграция в иных сферах жизнедеятельности обществ. Следующей известной формой выступает таможенный союз, при котором развиваются условия взаимодействия в рамках зоны свободной торговли, но одновременно устанавливаются дополнительные тарифы и требования для товаров (услуг) стран, не входящих в такой союз [6]. Очередной формой экономической интеграции является общий рынок, предполагающий создание условий не только для упрощенного перемещения товаров (услуг), но и для их непосредственно производства на территории всего рынка. Именно в рамках общего рынка впервые возникают первые очертания более основательной экономической интеграции государств, так как происходят серьезные законодательные преобразования для целей приведения к единообразию условий осуществления предпринимательской деятельности. В целях развития интеграционных процессов в сфере экономики государства создают и объединяются в экономические союзы, в рамках которых происходит новый этап взаимодействия на уровне совместной реализации наднациональной экономической политики [6]. Необходимо отметить, что при полной экономической интеграции происходит унификация денежно-кредитной, фискальной, социальной политики; наличие наднационального органа, решения которого являются обязательными для членов.

Несмотря на практически утвержденные общепризнанные формы экономической интеграции, важным вопросом, связанным с реализацией соответствующих механизмов, всегда является выбор ядра, связывающего объединяющиеся государства. Представляется, что важнейшим элементом таких интеграционных союзов выступает их судебная система, поскольку именно межправительственный судебный орган может стать единственной беспристрастной структурой, обеспечивающей всеобъемлющую экономическую интеграцию государств и способной разрешать те или иные конфликты в едином ключе [4]. Этот факт требует от всех участников экономической интеграции безоговорочного принятия и реализации на национальном уровне решений такого судебного органа, а также обуславливает необходимость передачи наднациональному судебному органу правомочий по формированию и применению норм обычного права в рамках экономической деятельности взаимодействующих стран.

Литература:

  1. Либман А. Взаимодействие государственных и частных структур в интеграционных группировках: теоретические подходы и опыт СНГ. — М., 2005.
  2. Моисеев Е. Г. Правовые основы формирования таможенного союза в рамках Евразэс // Аграрное и земельное право. — 2010. — № 3. — С. 4–7.
  3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 752 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987367
  4. Смбатян А. С. Решения органов международного правосудия в системе международного публичного права //М.: Статут. — 2012.
  5. Brownlie, Ian. Principles of Public International Law [Принципы публичного международного права] Oxford:Oxford University Press, 2015.
  6. Shaw, Malcolm N. International law. [Международное право]. — Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2017
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая интеграция, государство, свободная торговля, общий рынок, таможенный союз, Евразийский экономический союз, Европейский Союз, полная экономическая интеграция, экономическая деятельность, экономическая интеграция государств.


Задать вопрос