Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Старостина, С. А. Рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике в рамках дифференцированного подхода / С. А. Старостина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 337-341. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79967/ (дата обращения: 17.05.2021).



В настоящее время в глобальных масштабах перед образовательными системами стоит вопрос практической реализации карантинных мероприятий в связи с пандемическим распространением коронавирусной инфекции и сочетанием с учебным процессом. Так, процесс обучения происходит дистанционно, а школы прекратили работу полностью или сократили количество часов, читаемых в стенах учебного заведения. Неожиданный переход на дистанционное обучение стал проблемным моментом: не развернута структура для массовости удалённого образовательного процесса, многие педагоги не готовы осваивать новое техническое оборудование и давать знания по предмету в непривычных для них условиях. Практическая значимость статьи заключается в разработке учебных материалов, содержащих дифференцированные задания для учащихся 9,10, 11 классах, эти материалы могут быть использованы преподавателями в массовой практике работы с обучающимися общеобразовательной школы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, персональный сайт, информационно-коммуникационные технологии.

Вынужденный переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, происшедший весной 2020 г., формирует запрос на оценку готовности студентов, семей и образовательных организаций к обучению в новых условиях.

Подчеркнем, что проблемный характер удалённого обучения не может скрыть огромного потенциала и широких горизонтов нового метода, чтобы осовременить образовательные системы, хотя и начат форсировано, из неожиданных форс-мажорных обстоятельств [1].

Сегодня как ключевая задача системы образования обозначается оперативность аналитического обзора складывающихся условий, формирование оптимальных факторов, чтобы учесть особенности страны, а затем поддержать субъектов образовательного процесса: учеников и курирующих их родителей, педагогический состав и администрацию учебных заведений. Особенно значимо фиксировать в документах решения и действия, а затем сопоставлять итоги, чтобы определить применимость практики как эффективной или непродуктивной в образовательном процессе [2]. Также следует принимать во внимание мировую практику, заимствуя наиболее продуктивные решения.

Современное компьютеризированное обучение и требования к учителю выдвигают идею: персональный сайт является необходимостью для учителя. По проведенному анкетированию и беседе с учителями и учащимися на сайте должна содержаться информация, представленная в следующих блоках: домашние задания; контрольные и проверочные работы; ВПР, ОГЭ, ЕГЭ (в соответствии с классом рассматриваемого раздела) и справочные материалы. Блок домашние задания может быть раздел на два подраздела.

Первый раздел может содержать обязательные домашние задания для всех обучающихся класса с комментариями к выполнению. Здесь могут быть представлены дифференцированные домашние задания для всех обучающихся и задания, дифференцированные по объему учебного материала для обучающихся, находящихся на больничном или пропускающим занятия по другой веской причине.

Второй раздел может содержать дополнительные задания как групповые, так и индивидуальные (задания повышенного уровня, олимпиадные задания, задания творческого характера, занимательные и др.). Задания данного раздела можно рассматривать и как средство повышения познавательного интереса к предмету, и как возможность повышения среднего балла обучающихся в связи с выставлением дополнительных отметок за выполнение заданий. Отдельно отметим удобство размещения домашних заданий, предполагающих наличие таблиц, схем и рисунков, на которых основывается текст и само решение задач. Например, в данном блоке на сайте могут быть размещены домашние задания по теме «Подобные треугольники» в виде документа формата WORD или PDF. Документ также может состоять просто из скриншотов заданий по данной теме, взятых с образовательного портала РЕШУ ОГЭ (рисунок 1)

Рис. 1. Скриншоты заданий по теме «Подобные треугольники»

Например, при изучении темы «Решение задач на движение» домашние задания, представленные в виде схем и рисунков, также могут быть размещены в документе на сайте. Рекомендуется размещать на сайте домашние задания, включающие различные текстовые задачи, решение которых может основываться, например, на использовании таблиц. Это могут быть задания для работы по алгоритму или образцу, т. е. обучающиеся в документе получают задание с готовым решением и задачу, аналогичную данной (или немного видоизменённую, но сводящую к предыдущему решению), требующую решения по заданному выше образцу.

Размещение таких домашних заданий, предполагающих визуализацию задач, удобно для учителя, поскольку, во-первых, в силу ограниченности времени, на уроках не всегда есть возможность разобрать достаточное количество задач, основывающихся на иллюстрациях; во-вторых, одним из факторов, влияющих на возможность разбора подобных задач на уроке, основывающихся на использовании таблиц, схем и рисунков, является техническое оснащение класса.

В блоке домашние задания могут быть представлены ссылки на различные Интернет-ресурсы, переходя на которые обучающиеся будут выполнять задания непосредственно на данном образовательном ресурсе. Рекомендуется использование, в частности, ресурса Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/ru), где можно бесплатно и без скачиваний создавать онлайн-тесты, опросы, кроссворды и др. Учитель регистрируется на данном ресурсе, и все разработанные задания сохраняются в его личном профиле.

Например, на данном сайте может быть создан и размещён учителем тест по теме, ограниченный во времени и в количестве раз прохождения. При завершении теста обучающийся автоматически получает результат. Обучающийся может посмотреть, в каких заданиях была допущена ошибка, и сразу же провести работу над ошибками. Уведомление о новых результатах учитель получает по почте (рисунок 2).

Рис. 2

Блок контрольные и проверочные работы может содержать варианты типовых самостоятельных, проверочных и контрольных работ по темам, для самостоятельного разбора обучающимися. Такие работы также могут быть дифференцированы по уровням сложности. Например, на сайте может быть размещена типовая проверочная работа, разбитая по трем уровня сложности (согласно О. Б. Епишевой) [3], по теме «Решение систем линейных неравенств с одной переменной». Обучающиеся, заранее ознакомленные с критериями оценки каждого уровня сложности, имеют возможность посмотреть задание, заранее самостоятельно прорешать работу, разобрать непонятные моменты и обсудить с учителем возникшие вопросы. Так, у обучающихся появится возможность понять какие моменты по теме остались непонятны, и затем, восстановить выявленные пробелы.

В некоторых заданиях можно дать указания для выполнения со ссылками к записям в тетради за конкретную дату и необходимому справочному материалу, представленному на сайте в соответствующем разделе. Также здесь может быть размещен вариант работы с прорешенными типовыми заданиями (образец выполнения задания).

Блок ВПР, ОГЭ, ЕГЭ может содержать тесты и задания для подготовки к экзаменам. Здесь могут быть представлены разборы заданий по темам с комментариями к выполнению и общие варианты работ для прорешивания обучающимися. Также в данном блоке могут быть созданы именные разделы для обучающихся, ограниченного доступа, где будут размещены различные типовые задания, требующие особого разбора и тренировки в их решении. Здесь же будут размещены варианты работ, специально подготовленных учителем, для индивидуальной работы обучающихся. Выполнение таких заданий будет обязательно контролироваться учителем. Динамика выполнения «западающих» заданий может быть представлена в том же именном разделе (рисунок 3).

Рис. 3

Например, задания для подготовки к ОГЭ (ЕГЭ) с комментариями к выполнению могут быть представлены следующим образом: документ формата WORD или PDF, содержащий таблицу, состоящую из трех столбцов (формулировка задания, столбец для заполнения ответа, комментарии к выполнению).

Комментарии к заданиям (рекомендации к выполнению) могут быть полностью представлены в самой таблице, а могут быть даны в виде ссылок к соответствующим материалам, размещенным на сайте в блоках «Справочные материалы».

Подобные задания могут быть предоставлены в виде полностью заполненной таблицы (то есть, столбец ответ, может содержать и подробный разбор решения конкретной задачи) и служить в качестве образца для дальнейших решений типовых задач в предоставленных вариантов.

Блок «Справочные материалы» должен содержать теоретические и справочные материалы по темам. К отдельной теме может быть представлена презентация, которая будет служить опорным конспектом. Рекомендуется в презентации указывать дату прохождения темы, чтобы обучающиеся могли соотнести представленный материал с записями с тетради. Весь справочный материал, в свою очередь, может быть поделен по следующим категориям: для подготовки к урокам; контрольным, самостоятельным и проверочным работам; экзамены; дополнительные материалы. В данном блоке могут быть размещены ссылки на полезную литературу, математические журналы, адресованные ученикам, образовательные порталы, интернет-источники, игры-тренажеры, квесты и т. д. В этом же блоке могут быть указания и рекомендации, например, «Как подготовиться к уроку» и многое другое.

Справочные материалы воспринимаются гораздо эффективнее, если текст дополнен качественными иллюстрациями. Интернет-технологии позволяют использовать графические, звуковые и мультимедийные иллюстрации. Графические иллюстрации помогают полнее представить описываемые явления, события, процессы, а также снизить объем текстовой информации. Использование таких технологий особенно эффективно в процессе обучения геометрии, в частности. Так, при изучении геометрии интерактивные задания, трехмерные модели, активное использование цветных выделений на графиках, схемах и чертежах, использование анимации в презентации способствует формированию пространственного мышления обучающихся. На уроках, в силу ограниченности времени, учитель не всегда может использовать указанные технологии, но он может выложить такие материалы в данном блоке для дальнейшего самостоятельного ознакомления с ними обучающимися.

Учителем может быть создано обсуждение какой-либо занимательной (творческой, олимпиадной) задачи или задачи повышенного уровня. Сами обучающиеся могут обсуждать возникшие вопросы по теме или обсудить проблемный момент в процессе решения домашней работы или какого-либо дополнительного задания. Учитель может не участвовать в данном обсуждении, но наблюдать за активностью обучающихся. Если в процессе обсуждения решение только запуталось или зашло в тупик, тогда учитель может вступить в обсуждение и дать соответствующие подсказки или ответить на прямые вопросы учеников. В процессе обсуждения могут быть прикреплены фотографии (картинки) с написанными от руки решениями, или специально построенными в различных программах чертежами, схемами и рисунками и т. д. [4]

Удобно использовать такие возможности сайта обучающимся, отсутствующим по какой-либо причине на занятиях. Так, ознакомившись со справочными материалами по изученной теме, получив также на сайте домашнее задание, в случае необходимости, обучающийся создает пост на форуме для обсуждения или задает вопрос учителю через раздел «Напиши нам». В разделе общие обсуждения может быть создан тематический пост для обучающихся с повышенным уровнем познавательного интереса. Содержание поста определяет учитель. Обсуждение здесь может вестись не только между одноклассниками, но и с обучающимися из разных классов. Дистанционная поддержка обучения конкретной дисциплине, в частности математике, еще довольно новое явление в педагогике. В связи с этим, внедрение в образовательный процесс персонального сайта учителя должно происходить поэтапно. Обучающиеся должны быть подготовлены к работе с дистанционными образовательными технологиями, а именно, с разработанным ресурсом.

При организации работы обучающихся с персональным сайтом учителя необходимо:

– внимательно отнестись к первому этапу при организации дистанционной поддержки образовательного процесса, так как от его успешности зависит эффективность всей последующей работы;

– в каждой среде общения при использовании нескольких форм дистанционной поддержки приводить ссылки на другие образовательные среды (например, в группе социальной сети разместить информацию/дать ссылку на сайт/блог учителя);

– периодически проверять самостоятельность выполнения обучающимися заданий, полученных учителем по электронной почте или иными способами обратной связи

– предварительно провести тестирование обучающихся, позволяющее выявить тип их модальности, с целью повышения уровня усвоения обучающимися учебного материала;

– дозировать предоставляемый лекционный материал на сайте: обучающиеся должны «добывать» информацию самостоятельно, параллельно разбираясь в «качестве» информации, предложенной на различных сайтах, развивая тем самым ИКТ-компетенции обучающихся и их интернет-грамотность;

– внедрять дополнительные аналитические приложения, если конструктор, с помощью которого создан сайт, имеет возможность устанавливать дополнительные приложения, позволяющие отслеживать эффективность работы вашего сайта и просматривать статистику сайта в виде диаграмм и графиков;

– оповестить родителей обучающихся о внедрении данного вида дистанционной поддержки обучения в процесс обучения, ознакомить с целью и принципами работы персонального сайта, с целью эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Для учителя важно создать сайт, который будет открываться не только на компьютерах, но и на телефонах или смартфонах, адаптировав под размер их монитора, так как обеспеченность учеников мобильными устройствами повышается. Информация передается через Интернет от мобильного оператора или сеть Wi-fi школьного кабинета математики [5].

Заключение

Таким образом, внедрение в процесс обучения персонального сайта учителя содействует осуществлению трудовых действий, предъявленных в профессиональном стандарте педагога [6]. А именно: формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно; профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации; использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.

Использование в педагогической деятельности персонального сайта способствует формированию и развитию ИКТ-компетенций как обучающихся, так и учителя, что в свою очередь повышает профессиональный уровень педагога. Из всего вышесказанного следует, что внедрение в систему общего образования технологий дистанционного обучения при условии его качественной организационно-методического обеспечения является эффективным инструментом углубления знаний, обучающихся по конкретным дисциплинам [30].

Литература:

  1. Дмитриева, Л. В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения / Л. В. Дмитриева // Открытая школа. — 2008. — № 6. — с. 75–76
  2. Корепанов, И. В., Беленкова И. В. Дистанционные образовательные технологии в школе / Московский Комсомолец № 25 от 26 октября 2011 г. — с. 4
  3. Епишева О. Б.,Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя._ М: Просвещение.1990 г.--с. 205
  4. Корепанов, И. В., Беленкова И. В. Дистанционные образовательные технологии в школе / Московский Комсомолец № 25 от 26 октября 2011 г. — с. 4
  5. Максимова О. А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». — Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005
  6. Профессиональный стандарт «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"" от 18 октября 2013 г. № 544н //Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html (дата обращения 10.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): задание, обучающийся, учитель, образовательный процесс, сайт, PDF, WORD, блок, дистанционное обучение, персональный сайт.


Задать вопрос