Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Брызгунова, О. Ф. Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата / О. Ф. Брызгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79951/ (дата обращения: 17.05.2021).



В статье проводится анализ понятий «противодействие коррупции», «профилактика коррупции», «предупреждение коррупции», «борьба с коррупцией». Показывается сходство и различие данных понятий. Исследуются проблемы понимания и применения данных понятий. В статье приводятся суждения автора по рассматриваемым проблемам и понятийному аппарату Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Ключевые слова: противодействие коррупции, профилактика коррупции, предупреждение коррупции, борьба с коррупцией.

Еще со времен начала формирования институтов государственной власти и до настоящего времени, непременным их элементом является коррупция.

Коррупция во всем мире признается чрезвычайно опасным социально-правовым явлением, превратившимся из локальной проблемы в международное явление, затрагивающее общество и экономику всех стран, порождает проблемы и угрозы для стабильности и безопасности нашей жизни, разрушает институты и ценности правового государства, наносит существенный вред развитию государства и правопорядку, в связи с чем проблематика коррупции стала доминирующей в национальной политике множества стран. Согласно Конвенции ООН [1] против коррупции предупреждение и искоренение коррупции отнесены к числу обязанностей всех государств.

Коррупция также представляет значительную проблему и для России, затрагивающую все аспекты жизни россиян. Так, несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации сформированы правовые основы противодействия коррупции, а также национальная антикоррупционная политика, соответствующая потребностям времени, а антикоррупционное законодательство продолжает совершенствоваться, правоприменительная практика в сфере противодействия коррупции не спешит меняться, а уровень распространенности коррупции остается очень высоким. И наблюдаемая в настоящее время тенденция к сокращению числа коррупционных правонарушений, учитывая их высокую латентность, не отражает реального масштаба рассматриваемого явления, в связи с чем в настоящее время необходимо принимать жесткие меры по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что в настоящее время интерес к определению понятия «противодействия коррупции» значительно возрос и связано это, прежде всего, с тем, что данное юридическое понятие часто употребляется в нормативных правовых актах и актах правоприменения, но, зачастую, в данное понятие вкладывается различное правовое и смысловое содержание, что недопустимо. В связи с этим данное понятие нуждается в дополнительном изучении.

Итак, понятие «противодействие коррупции» дано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее по тексту — ФЗ № 273), в соответствии с которым под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Из анализа данной нормы усматривается, что, фактически, понятие «противодействие коррупции», данное в вышеуказанном Федеральном законе, является обобщающим и включает в себя три основных элемента: профилактика (предупреждение) коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

То есть, из норм ФЗ № 273 следует, что под противодействием коррупции понимается и ее предупреждение (профилактика), и борьба с коррупционными правонарушениями, и минимизация и (или) ликвидация их последствий. При этом ряд исследователей ставят термины «противодействие», «профилактика», «предупреждение», «борьба» в один ряд, считая их синонимами [5, с. 235; 8, с.20]. Другие же утверждают, что данные термины не тождественны [3, с. 12; 4, с. 432; 6, с. 221; 7, с. 45–49]. Данное создает некую неясность в определении этих терминов.

В целях разрешения данной правовой неопределенности рассмотрим основные элементы противодействия коррупции подробнее.

Итак, первым элементом механизма противодействия коррупции является профилактика коррупции, под которой в рамках ФЗ № 273 понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, физических лиц и институтов гражданского общества по предупреждению коррупции, включающая в себя, в том числе, мероприятия по выявлению причин коррупции в целях их последующего устранения.

Термин «профилактика» произошло от греческого «πρόφύλακτικός» — «предохранительный» и означает предварительные меры для недопущения чего-либо.

Согласно словарю Ожегова С. И. под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [9].

В иных источника под профилактикой понимается совокупность определенных действий (мероприятий), которые направлены на предупреждение, предотвращение какого-то нежелательного, опасного явления.

В свою очередь термин «предупреждение» означает предотвращение чего-то нежелательного.

Таким образом, проанализировав данные понятия можно сказать, что термины «профилактика» и «предупреждение» тождественны, синонимичны, поскольку направлены на то, чтобы не допустить сам факт возникновения нежелательного явления. При этом и профилактика, и предупреждение, том числе, направлены на устранение факторов (причин) данного нежелательного явления.

Следующим элементом противодействия коррупции является борьба с коррупцией, под которой в рамках ФЗ № 273 понимается деятельность соответствующих органов власти, организаций, физических лиц и институтов гражданского общества, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Как видно, данное понятие включат в себя ряд последовательных действий, а именно действий по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. Все эти действия направленны на борьбу с правонарушениями, в том числе коррупционными, и являются составными элементами этой борьбы.

Однако, в структуре понятия «борьба с коррупцией» также содержится такой элемент, как «предупреждение». А ведь, как мы уже выяснили, предупреждение — это профилактика.

Таким образом, в ФЗ № 273 термин «предупреждение» используется и как элемент самого понятия «противодействие коррупции» и как элемент понятия «борьба с коррупцией».

Но если ФЗ № 273 уже содержит понятие предупреждения (профилактики) коррупции, то зачем еще раз включать данное понятие в другой элемент понятия «противодействие коррупции»? Ведь как уже говорилось выше и предупреждение (профилактика) коррупции и борьба с коррупцией — это элементы одного понятия — «противодействие коррупции».

Однако, в данном случае необходимо отметить, что термин «борьба с преступностью», в широком смысле этого слова, представляет собой сложную систему деятельности, цель которой состоит не только в том, чтобы выявить, пресечь, раскрыть и расследовать уже совершенные правонарушения, но и в том, чтобы в целом снизить уровень совершаемых правонарушений и степень их общественной опасности, а также выявить и устранить причины, которые способствуют совершению правонарушения, то есть принять меры к предупреждению (профилактике).

Следовательно, поскольку предупреждение (профилактика) является также структурным и неотъемлемым элементом понятия «борьба», то нет необходимость в понятии «противодействие» выделять предупреждение (профилактику) в качестве отдельного элемента. Этот элемент является лишним, избыточным.

Что касается третьего элемента понятия «противодействие коррупции», который сводится к минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, то тут необходимо отметить, что ФЗ № 273 вообще не раскрывает содержание данного элемента, что не позволяет определить место данного направления в системе противодействия коррупции. Однако данное направление деятельности по противодействию коррупции предусмотрено Конвенцией ООН против коррупции, которая обязывает каждое государство, которое является участником данной Конвенции, принимает меры для того, чтобы все лица (физические и юридические), которым в результате совершения какого-либо коррупционного правонарушения причинен ущерб, имели право получить компенсацию причиненного ущерба.

Однако, как мы уже отмечали, термин «борьба с преступностью», в широком смысле этого слова, в том числе, предполагает такое направление деятельности, как снижение степень общественной опасности совершаемых правонарушений.

Таким образом, можно сказать, что минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений также является одним из направлений борьбы с коррупцией.

Проанализировав все вышесказанное, приходим к выводу, что «противодействие коррупции» равно «борьба с коррупцией», поскольку понятие «борьбы» очень широко и включает в себя, в том числе, и предупреждение (профилактику) и минимизацию проявлений коррупции. Тем более что значение данных терминов очень схоже.

Так, под противодействием понимается сопротивление, действие, которое препятствует иному действию. В свою очередь борьба (в узком смысле) — это противостояние.

Однако и данные понятия не идентичны. Понятие «противодействие коррупции» является более широким, чем понятие «борьба с коррупцией» в широком смысле данного понятия. Так, все-таки, необходимо отметить, что у предупреждения и борьбы разные цели. Предупреждение (профилактика) в большей мере направлено на то, чтобы не допустить, предотвратить противоправное поведение, в то время как борьба направлена на то, чтобы удержать уже существующую преступность в определенных границах, а также минимизировать или ликвидировать последствия ее проявления. Цель же противодействия коррупции в том, чтобы препятствовать, сопротивляться проявлениям коррупции всеми возможными законными способами. Следовательно, противодействуя коррупции мы, одновременно, и предупреждаем (профилактируем) ее и боремся с ней.

Да и субъекты, реализующие данные направления противодействия коррупции, различны. Так обязанность по предупреждению (профилактики) коррупции возлагается на все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, все организации, не зависимо от форм собственности и правового статуса, на все общественные институты, на всех граждан. В свою очередь борьбой с коррупцией, в том числе минимизацией и (или) ликвидацией последствий коррупционных правонарушений, в основном занимаются органы правоохранительной системы.

Следовательно, можно сказать, что противодействие коррупции представляет собой некую систему мер, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами в пределах их полномочий и направленных на предупреждение (профилактику) коррупции, на выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, в том числе на минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что понятие «противодействие коррупции», данное в пункте 2 статьи 1 ФЗ № 273, несовершенно, затрудняет его «правильное» применение и требует корректировки. Однако нельзя это делать бездумно. К определению данного понятия надо подходить системно.

Литература

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 26. — Ст. 2780.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
  3. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография / Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. — М.: Норма, 2001. — 496 c.
  4. Криминология / Под ред. А. И. Долговой. 2-е изд. — М., 2005. — 912 с.
  5. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. — СПб., 1999. — 608 с.
  6. Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А. И. Алексеева. — М., 1989.
  7. Мигущенко О. Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. — 2017. — № 8. — С. 45–49.
  8. Миляева Е. В. Предупреждение наркотизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис.... к.ю.н. — М., 2002. — 24 с.
  9. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=25059
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, противодействие коррупции, борьба, предупреждение, профилактика, государственная власть, ликвидация последствий, правонарушение, гражданское общество, местное самоуправление.


Задать вопрос